Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:37, курсовая работа
Проблема самоопределения молодежи в современном российском обществе стоит на сегодняшний день особо остро. Это связано, прежде всего, с тем, что страна, перейдя на рыночные рельсы, оставила за собой целый шлейф нерешенных социальных проблем. Одной из них, весьма актуальной, является проблема профессионального самоопределения старших школьников.
Исследования последних лет по России показывают, что до 30 % молодых людей осуществляют своей профессиональный выбор неосознанно.
Введение
1 Основы теории профессионального самоопределения
1.1 Сущность, типы и уровни личностного и профессионального самоопределения
1.2 Отечественные и зарубежные концепции профессионального самоопределения
1.3 Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
2 Методологические основы диагностики профессионального
самоопределения
2.1 Основные стратегии в организации диагностической помощи в профессиональном самоопределении
2.2 Методы диагностики профессионального самоопределения
3 Диагностика профессионального самоопределения старших
школьников МСПОШ с. Тахтамыгда Сковородинского района
3.1 Методы и ход диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
3.2 Результаты диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
Заключение
Библиографический список
РЕФЕРАТ
Работа 54 с., 1 таблица, 1 диаграмма, 27 источников, 5 приложений.
Профессиональное, личностное, жизненное самоопределение, диагностическая и развивающая стратегии профессионального самоопределения, ценностно-смысловые опросники, информационно-справочные методы, методы профессиональной психодиагностики, дифференцированно-
Профессиональное самоопределение – одна из важнейших проблем современного общества. Определить общую направленность личности и активизировать профессиональное самоопределение представляется возможным только в результате комплексной диагностики. В данной курсовой работе предпринята попытка изучения методологических основ диагностики профессионального самоопределения и осуществления практической апробации методов диагностики профессионального самоопределения старших школьников.
Содержание
Введение 1 Основы теории профессионального самоопределения 1.1 Сущность, типы и уровни личностного и профессионального самоопределения 1.2 Отечественные и зарубежные концепции профессионального самоопределения 1.3 Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте 2 Методологические основы диагностики профессионального самоопределения 2.1 Основные стратегии в организации диагностической помощи в профессиональном самоопределении 2.2 Методы диагностики профессионального самоопределения 3 Диагностика профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда Сковородинского района 3.1 Методы и ход диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда 3.2 Результаты диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда Заключение Библиографический список Приложение А Дифференциально- Приложение Б Анкета интересов А.Е. Голомштока Приложение В Репертуарная методика диагностики профнаправленности Приложение Г Опросник для определения уровня профсамоопределения Приложение Д Уровень готовности к выбору профессии школьников | 4 |
9 | |
9 | |
12 | |
16
| |
20 20 | |
25 | |
29 | |
29 | |
30
| |
35 | |
38 | |
40 | |
43 | |
47 | |
52 | |
54 | |
| |
|
ВВЕДЕНИЕ
Молодежь, как особая социальная группа, постоянно находится в фокусе научных исследований, поскольку именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.
Проблема самоопределения молодежи в современном российском обществе стоит на сегодняшний день особо остро. Это связано, прежде всего, с тем, что страна, перейдя на рыночные рельсы, оставила за собой целый шлейф нерешенных социальных проблем. Одной из них, весьма актуальной, является проблема профессионального самоопределения старших школьников.
Исследования последних лет по России показывают, что до 30 % молодых людей осуществляют своей профессиональный выбор неосознанно.
Социологическое исследование «Социальный портрет выпускников профессиональных училищ и среднеспециальных учебных заведений 2006 г.», проведенное городским молодежным центром «Карьера», с целью выявления мотива выбора учебного заведения, показало, что основными мотивами выбора профессии учащихся профессиональных училищ были: у 30 % респондентов - престижность профессии, 30 % - привлекла внимание сама специальность, 30 % - высокая заработная плата. Специалисты центра отмечают, что причинами выбора учебного заведения учащиеся называют: «от нечего делать» - 2,3 %, отсрочка от армии – 1,5 %, близко от дома – 11,7 %, за компанию – 10,9 %, советы родителей, друзей, знакомых - 29,7 %, не прошел конкурс в вуз, ССУЗ – 22,6 %, встреча в школе – 6,5 % и всего лишь 5,5 % хотели иметь эту профессию [13, с. 118].
По данным аналогичных исследований, проводимых специалистами Амурского государственного университета, у трети абитуриентов явно выражена и не скрывается мотивация устроиться хоть куда-нибудь, поскольку поступление, по их мнению, обеспечит возможность: 1) продлить отсрочку службы в армии; 2) отсрочить выход на рынок труда непосредственно после окончания школы.
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что профессиональная ориентация в школах практических не имеет места, несмотря на принятое 31 октября 1996 г. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации.
Профессиональное самоопределение – процесс многогранный, многоэтапный и сложный, продолжающийся всю жизнь человека. Однако в науке и практике утвердился подход к пониманию профессионального самоопределения в основном для тех, кто после окончания школы стоит перед выбором будущей профессии – это старший школьный возраст.
Старший школьный возраст – это период выбора дальнейшего пути: необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).
Общеобразовательная школа как одно из важнейших звеньев системы образования должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым экономическим условиям, создавать образовательные предпосылки для развития интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах современных профессий. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном самоопределении и выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и востребованности на рынке труда.
В настоящее время остается актуальной не решенной задачей не только определение сущности процесса профессионального самоопределения, но и проблема организации помощи в профессиональном самоопределении.
В отечественной педагогике и психологии накоплен определенный опыт в области теории профессионального самоопределения (Е.А. Климов, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, Б.А. Федоришина, С.Н. Чистякова и др.). Существуют и теории профессионального самоопределения, рассматривающие данный вопрос на основе различных подходов. Среди них можно выделить следующие: «Я-концепции развития личности» (Институт профессионального самоопределения молодежи при РАО); концепция «событийного подхода» при планировании жизненного пути личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник); концепция построения судьбы как «художественного творчества» (В.М. Розин), соединение понятий профессионального самоопределения и самореализации (И.С. Кон, Н.С. Пряжников).
Зарубежная психология представляет исследование процесса профессионального самоопределения через ведущие психологические научные школы (А. Маслоу, Н. Гисберс, И. Мур, Е. Герр, Д. Сьюпер, В. Франкл и др.)
Профессиональное самоопределение – одна из важнейших проблем для практики современной школы. В этом плане интересен опыт Е. Климова, Н.С. Пряжникова, Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова и др. В Амурской области эта проблема не остается без внимания научных сотрудников АмГУ, БГПУ, Амурского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, Департамента Федеральной государственной службы занятости населения. Так, в 1997 году сотрудниками этих учреждений (Машиньян Е.В., Соповой Н.Ф.) была составлена Программа развития системы профессиональной ориентации молодежи в Амурской области (под общей редакцией Дмитриевой Л.Е., профессора Амурского ИППК).
Определить общую профессиональную направленность личности и активизировать профессиональное самоопределение поможет деятельность не только школьных психологов, но и социальных педагогов.
Объект исследования: профессиональное самоопределение личности.
Предмет: диагностика профессионального самоопределения старших школьников.
Цель: изучить методологические основы диагностики профессионального самоопределения и осуществить практическую апробацию методов диагностики профессионального самоопределения старших школьников.
Задачи:
1. Изучить научные концепции и теоретические основы профессионального самоопределения.
2. Изучить методологические основы диагностики профессионального самоопределения.
3. Проанализировать методы диагностики профессионального самоопределения.
4. Апробировать 3-4 методики диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда и сделать сравнительный анализ уровней развития профессионального самоопределения учащихся 9-х и 11-х классов.
Гипотеза:
Методы диагностики профессионального самоопределения помогут старшим школьникам в профессиональном становлении.
Методы:
1) общетеоретические (сравнительный анализ, синтез, классификация);
2) эмпирические (методы изучения литературы, анкетирование, тестирование, опрос).
База исследования: СМПОШ с.Тахтамыгда Сковородинского района.
Выборка: 52 человека 14-16 лет (из них - 25 учащиеся 9-х классов, 27 - 11-х классов)
1 Основы теории профессионального самоопределения
1.1 Сущность, типы и уровни личностного и профессионального самоопределения
Понятие «самоопределение» соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самосознание. При этом многие ученые связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность».
Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека) [9, с. 62—63].
Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию» (по В. Франклу): полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т. е. способность выходить за рамки самого себя, а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.
Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Профессиональное самоопределение – это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии и продолжается в рамках непрерывной серии профессионального выбора (в ходе профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации, при потере работы и т.д.).
Можно выделить основные типы и уровни профессионального самоопределения, которые и могут рассматриваться в качестве возможных ориентиров профессионального развития и саморазвития.
Условно выделяют следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае человек в своем хобби (например, в сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной «профессионал».
Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие. Для профессионального самоопределения: 1) характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); 2) требуются благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т. п.).
Для жизненного самоопределения характерны: 1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
Информация о работе Диагностика профессионального самоопределения старших школьников