Диагностика профессионального самоопределения старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Проблема самоопределения молодежи в современном российском обществе стоит на сегодняшний день особо остро. Это связано, прежде всего, с тем, что страна, перейдя на рыночные рельсы, оставила за собой целый шлейф нерешенных социальных проблем. Одной из них, весьма актуальной, является проблема профессионального самоопределения старших школьников.
Исследования последних лет по России показывают, что до 30 % молодых людей осуществляют своей профессиональный выбор неосознанно.

Содержание

Введение
1 Основы теории профессионального самоопределения
1.1 Сущность, типы и уровни личностного и профессионального самоопределения
1.2 Отечественные и зарубежные концепции профессионального самоопределения
1.3 Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
2 Методологические основы диагностики профессионального
самоопределения
2.1 Основные стратегии в организации диагностической помощи в профессиональном самоопределении
2.2 Методы диагностики профессионального самоопределения
3 Диагностика профессионального самоопределения старших
школьников МСПОШ с. Тахтамыгда Сковородинского района
3.1 Методы и ход диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
3.2 Результаты диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

упр.персоналом.doc

— 356.00 Кб (Скачать документ)

              Для личностного самоопределения: 1) характерна невозмож­ность формализации полноценного развития личности; 2) более подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволят проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто способствуют развитию таких качеств.

              В каждом из основных типов самоопределения (профессио­нальном, жизненном и личностном) можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения. Поскольку вводится кри­терий «больше—меньше» (возможностей), то правомерно назвать эти подтипы уровнями возможностей самоопределения. Можно ус­ловно выделить по пять таких уровней отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения. Поскольку по мере своего развития в какой-то конкретной деятельности человек одновременно реализует себя как личность, для лично­стного самоопределения выделяются отдельные уровни — уровни реализации имеющихся возможностей (по типам профессионального и жизненного самоопределения). В целом можно условно выделить следующие уровни реализации имеющихся возможностей (общие уровни по профессиональному и жизненному типу самоопределения:

1. Агрессивное неприятие деятельности по конкретному типу самоопределения,  демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей со своими коллегами, начальством или клиентами.

2. Молчаливое избегание деятельности по конкретному типу самоопределения.

3. Реализация стереотипных способов деятельности.

4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности,

     т. е. фактическое начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности.

5. Высший уровень — стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом.

              Таким  образом, анализ типов и уровней профессионального самоопределения доказывает, что даже при ограниченных возможностях можно реализовать себя в качестве полноценной личности. В профессиональном самоопределении возникает задача – расширить профессиональные возможности и повысить готовность к полноценной реализации имеющихся. Профессиональное самоопределение рассматривается как средство для личностного самоопределения.   

1.2 Отечественные и зарубежные концепции профессионального самоопределения

              Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни.

              В отечественной науке накоплен определенный опыт в области теории профессионального самоопределения (Е.А. Климов, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, Б.А. Федоришина, С.Н. Чистякова и др.). Существуют и теории профессионального самоопределения, рассматривающие данный вопрос на основе различных подходов. Среди них можно выделить следующие: «Я-концепции развития личности» (Институт профессионального самоопределения молодежи при РАО); концепция «событийного подхода» при планировании жизненного пути личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник); концепция построения судьбы как «художественного творчества» (В.М. Розин), соединение понятий профессионального самоопределения и самореализации (И.С. Кон, Н.С. Пряжников). 

И.С. Кон, рассуждая о самоопределении и самореализации, связывает их с выполняемым делом (трудом, работой) и взаимоотношениями с окружающими людьми.

  Н.С. Пряжников, соединяя понятия профессионального самоопределения и самореализации, выделяет первое как самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.  

              Е. А. Климов считает, что профессиональное самоопределение должно рассматриваться не «в эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре» [8, с. 55].

                            Зарубежная психология представляет исследование процесса профессионального самоопределения через ведущие психологические научные школы.

                            Так, рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделял жизненные сценарии и жизненные стратегии. При этом жизненные сценарии - это программы поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием родителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни; сценарии охватывают всю жизнь человека в подроб­ностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.

              Э. Берн обозначил основные типы сценариев: «никогда не де­лаю»; «делаю всегда»; «ни разу не делал раньше»; «не буду делать (сделаю потом)»; «делаю вновь и вновь»; «буду делать до тех пор, пока уже невозможно будет сделать». На основе выделения этих сценариев были выведены следующие три типа людей: победите­ли, непобедители и неудачники.

              При этом Э. Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, то большинство людей не понимают, что делают», при этом понимать, по Э. Берну, — это «выйти из-под власти сценариев» [2, с. 68].

              Можно добавить к этому, что понимать — значит научиться стро­ить перспективы своего профессионального и личностного развития самому, не быть игрушкой в руках судьбы.

              М.В.Розин, несколько споря с Э.Берном, отмечает, что нельзя связывать построение жизни с чисто бессознательными влияниями. Сам М. В. Розин считает, что по крайней мере, люди творческие («символисты») строят свою жизнь, как будто «пишут поэму». При этом построение жизни, как поэмы, предполагает выделение и реализацию следующих основных моментов: 1) образ героя (образ себя как героя поэмы); 2) сюжет; 3) трагедийность (переживания, без которых жизнь становится неинтерес­ной, лишенной смысла); 4) неожиданные повороты (еще более разнообразящие жизнь и делающие ее неповторимой) [22, с. 16]. Люди выбирают не столько профессии, сколько определенный образ жизни и жизненный стереотип. Образ жизни - это комплексное рассмотрение жизнедеятельности (труд, быт, общественная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жизни отдельного человека, социальной группы, общества в целом. Стиль жизни — это тип поведения людей, где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного человека.

              В социальной психологии выделены и такие важные понятия, как социальные роли и социальные стереотипы. Социальная роль (по Д. Миду) — это социальная функция личности, его место в определенной сообщности людей (роль лидера, отверженного и т.п.). Социальный стереотип (по У. Липману) — это схематизированное представление о каком-либо социальном объекте (о человеке, о социальной или профессиональной группе).

Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и прак­тики являются выделенные еще К. Г. Юнгом архетипы. Сам «архетип» определяется — как коллективное бессознательное. К. Г. Юнг выделяет сознание, личное бессозна­тельное и коллективное бессознательное («архетипы» как некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт пережива­ний многих поколений, который «в процессе истории повторя­ется там, где свободно проявляется творческая фантазия» дан­ного человека) [25, с. 78]. При этом каждый шаг к более высокой созна­тельности», означающий «исполнение задачи, которую он об­наружил в своем мире и связанный с «добродетельностью» и «дельностью» в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более «одиноким», непонятым и часто вызывает со­мнения и подозрения со стороны обычных людей [25, с. 57]. Ины­ми словами, «прорыв бессознательного» (в частности, коллек­тивного бессознательного) может расширить возможности са­моопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь.

              Е. Герр главное значение в профессиональном самоопределении придает научению основным профессиональным умениям и навыкам.

              А. Маслоу   предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию – как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом деле.

              Н. Гисберс и И. Мур рассматривают данный процесс как помощь в жизненном самоопределении: пожизненное самоопределение – как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека.

Одной из наиболее интересных и прогрессивных считается за рубежом концепция «профессиональной зрелости» (Д. Сьюпер). Выбор профессии Д. Сьюпер рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) – это постоянно чередующиеся выборы. В основе этого лежит «Я – концепция» личности как относительно целостное образование.

              Профессиональное самоопределение человека после завершения обучения и освоения основ профессиональных знаний и умений связано со многими другими психологическими характеристиками, которые влияют на него и, может быть, определяют траекторию профессионального пути. Среди таких сопутствующих понятий можно выделить следующие: самоактуализация, самореализация, самоосуществление. Сущность раскрытия данных понятий в личности можно увидеть через увлеченность значимой работой (по А. Маслоу), через «дело», которое делает человек (К. Ясперс).

              В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность выходить за пределы самого себя, а главное – находить новые смыслы в конкретном деле и во всей жизни.

       Таким образом,  общее в отечественных  и зарубежных концепциях профессионального самоопределения заключается в едином подходе к успешности адаптации человека в социуме – соотношении понятий в структуре личности – самоопределения и самореализации, самоопределения и самоактуализации, самоопределения и самоосуществления.

1.3 Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте 

              Старший школьный возраст отличает устремленность в будущее. Если в 15—16 лет жизнь кардинально не измени­лась и ребенок остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Жиз­ненный план — не то же самое, что подростковые туман­ные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения конкретных жизненных целей.

          Потребность обращаться к будущему считается возраст­ной особенностью юношеского возраста. Это не только пла­нирование дальнейшей жизни, это, по В.Э. Чудновскому, особая форма жизни в настоящем. Если подрос­ток смотрит в завтрашний день с позиций сегодняшнего, то юноша относится к сегодняшнему дню с позиций завтраш­него.

Сейчас, по некоторым данным, старшеклассники обра­щены в настоящее не меньше, чем в будущее. Такое измене­ние ориентации, видимо, является временным явлением и объясняется спецификой современной ситуации в обществе — обострением социальных проблем, снижением жизненного уровня значительной части населения страны, неясностью перспектив экономического развития, разрушением старых идеалов, дававших надежду на далекое светлое будущее.

              В выпускном классе дети сосредоточиваются на профес­сиональном самоопределении. С ним связано изменение учеб­ной мотивации. Старшеклассники рассматривают учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональ­ной деятельности. Их интересуют в основном те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить об­разование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненуж­ным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и от­каз от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. По мнению А.В. Петровского, именно в старшем школьном возра­сте впервые после стольких лет обучения появляется созна­тельное отношение к учебной деятельности.

Профессиональное самоопределение предполагает так­же самоограничение в планировании ближайшего буду­щего, отказ от подростковых фантазий, в которых ребе­нок мог стать представителем любой, самой при­влекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям ле­жит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепе­редач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребенком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной под­готовки, здоровье, материальные условия семьи и, глав­ное, свои способности и склонности.

              На что ориентируются старшеклассники при выборе про­фессии? В 80-е годы для них наиболее значимыми были три фактора: престижность профессии (ее социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профес­сии, и принципы, нормы отношений, характерные для дан­ного профессионального круга. Сейчас одним из наиболее важных факторов становится материальный — возможность много зарабатывать в будущем.

              То, насколько престижной окажется выбранная профес­сия или вуз, в который ребенок собирается поступать, за­висит от его уровня притязаний. Существует четкая тенден­ция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жиз­ненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед реши­тельным шагом.

Информация о работе Диагностика профессионального самоопределения старших школьников