Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:37, курсовая работа
Проблема самоопределения молодежи в современном российском обществе стоит на сегодняшний день особо остро. Это связано, прежде всего, с тем, что страна, перейдя на рыночные рельсы, оставила за собой целый шлейф нерешенных социальных проблем. Одной из них, весьма актуальной, является проблема профессионального самоопределения старших школьников.
Исследования последних лет по России показывают, что до 30 % молодых людей осуществляют своей профессиональный выбор неосознанно.
Введение
1 Основы теории профессионального самоопределения
1.1 Сущность, типы и уровни личностного и профессионального самоопределения
1.2 Отечественные и зарубежные концепции профессионального самоопределения
1.3 Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
2 Методологические основы диагностики профессионального
самоопределения
2.1 Основные стратегии в организации диагностической помощи в профессиональном самоопределении
2.2 Методы диагностики профессионального самоопределения
3 Диагностика профессионального самоопределения старших
школьников МСПОШ с. Тахтамыгда Сковородинского района
3.1 Методы и ход диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
3.2 Результаты диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
Заключение
Библиографический список
Для личностного самоопределения: 1) характерна невозможность формализации полноценного развития личности; 2) более подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволят проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто способствуют развитию таких качеств.
В каждом из основных типов самоопределения (профессиональном, жизненном и личностном) можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения. Поскольку вводится критерий «больше—меньше» (возможностей), то правомерно назвать эти подтипы уровнями возможностей самоопределения. Можно условно выделить по пять таких уровней отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения. Поскольку по мере своего развития в какой-то конкретной деятельности человек одновременно реализует себя как личность, для личностного самоопределения выделяются отдельные уровни — уровни реализации имеющихся возможностей (по типам профессионального и жизненного самоопределения). В целом можно условно выделить следующие уровни реализации имеющихся возможностей (общие уровни по профессиональному и жизненному типу самоопределения:
1. Агрессивное неприятие деятельности по конкретному типу самоопределения, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей со своими коллегами, начальством или клиентами.
2. Молчаливое избегание деятельности по конкретному типу самоопределения.
3. Реализация стереотипных способов деятельности.
4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности,
т. е. фактическое начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности.
5. Высший уровень — стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом.
Таким образом, анализ типов и уровней профессионального самоопределения доказывает, что даже при ограниченных возможностях можно реализовать себя в качестве полноценной личности. В профессиональном самоопределении возникает задача – расширить профессиональные возможности и повысить готовность к полноценной реализации имеющихся. Профессиональное самоопределение рассматривается как средство для личностного самоопределения.
1.2 Отечественные и зарубежные концепции профессионального самоопределения
Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни.
В отечественной науке накоплен определенный опыт в области теории профессионального самоопределения (Е.А. Климов, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, Б.А. Федоришина, С.Н. Чистякова и др.). Существуют и теории профессионального самоопределения, рассматривающие данный вопрос на основе различных подходов. Среди них можно выделить следующие: «Я-концепции развития личности» (Институт профессионального самоопределения молодежи при РАО); концепция «событийного подхода» при планировании жизненного пути личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник); концепция построения судьбы как «художественного творчества» (В.М. Розин), соединение понятий профессионального самоопределения и самореализации (И.С. Кон, Н.С. Пряжников).
И.С. Кон, рассуждая о самоопределении и самореализации, связывает их с выполняемым делом (трудом, работой) и взаимоотношениями с окружающими людьми.
Н.С. Пряжников, соединяя понятия профессионального самоопределения и самореализации, выделяет первое как самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
Е. А. Климов считает, что профессиональное самоопределение должно рассматриваться не «в эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре» [8, с. 55].
Зарубежная психология представляет исследование процесса профессионального самоопределения через ведущие психологические научные школы.
Так, рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделял жизненные сценарии и жизненные стратегии. При этом жизненные сценарии - это программы поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием родителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни; сценарии охватывают всю жизнь человека в подробностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.
Э. Берн обозначил основные типы сценариев: «никогда не делаю»; «делаю всегда»; «ни разу не делал раньше»; «не буду делать (сделаю потом)»; «делаю вновь и вновь»; «буду делать до тех пор, пока уже невозможно будет сделать». На основе выделения этих сценариев были выведены следующие три типа людей: победители, непобедители и неудачники.
При этом Э. Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, то большинство людей не понимают, что делают», при этом понимать, по Э. Берну, — это «выйти из-под власти сценариев» [2, с. 68].
Можно добавить к этому, что понимать — значит научиться строить перспективы своего профессионального и личностного развития самому, не быть игрушкой в руках судьбы.
М.В.Розин, несколько споря с Э.Берном, отмечает, что нельзя связывать построение жизни с чисто бессознательными влияниями. Сам М. В. Розин считает, что по крайней мере, люди творческие («символисты») строят свою жизнь, как будто «пишут поэму». При этом построение жизни, как поэмы, предполагает выделение и реализацию следующих основных моментов: 1) образ героя (образ себя как героя поэмы); 2) сюжет; 3) трагедийность (переживания, без которых жизнь становится неинтересной, лишенной смысла); 4) неожиданные повороты (еще более разнообразящие жизнь и делающие ее неповторимой) [22, с. 16]. Люди выбирают не столько профессии, сколько определенный образ жизни и жизненный стереотип. Образ жизни - это комплексное рассмотрение жизнедеятельности (труд, быт, общественная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жизни отдельного человека, социальной группы, общества в целом. Стиль жизни — это тип поведения людей, где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного человека.
В социальной психологии выделены и такие важные понятия, как социальные роли и социальные стереотипы. Социальная роль (по Д. Миду) — это социальная функция личности, его место в определенной сообщности людей (роль лидера, отверженного и т.п.). Социальный стереотип (по У. Липману) — это схематизированное представление о каком-либо социальном объекте (о человеке, о социальной или профессиональной группе).
Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и практики являются выделенные еще К. Г. Юнгом архетипы. Сам «архетип» определяется — как коллективное бессознательное. К. Г. Юнг выделяет сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное («архетипы» как некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт переживаний многих поколений, который «в процессе истории повторяется там, где свободно проявляется творческая фантазия» данного человека) [25, с. 78]. При этом каждый шаг к более высокой сознательности», означающий «исполнение задачи, которую он обнаружил в своем мире и связанный с «добродетельностью» и «дельностью» в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более «одиноким», непонятым и часто вызывает сомнения и подозрения со стороны обычных людей [25, с. 57]. Иными словами, «прорыв бессознательного» (в частности, коллективного бессознательного) может расширить возможности самоопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь.
Е. Герр главное значение в профессиональном самоопределении придает научению основным профессиональным умениям и навыкам.
А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию – как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом деле.
Н. Гисберс и И. Мур рассматривают данный процесс как помощь в жизненном самоопределении: пожизненное самоопределение – как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека.
Одной из наиболее интересных и прогрессивных считается за рубежом концепция «профессиональной зрелости» (Д. Сьюпер). Выбор профессии Д. Сьюпер рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) – это постоянно чередующиеся выборы. В основе этого лежит «Я – концепция» личности как относительно целостное образование.
Профессиональное самоопределение человека после завершения обучения и освоения основ профессиональных знаний и умений связано со многими другими психологическими характеристиками, которые влияют на него и, может быть, определяют траекторию профессионального пути. Среди таких сопутствующих понятий можно выделить следующие: самоактуализация, самореализация, самоосуществление. Сущность раскрытия данных понятий в личности можно увидеть через увлеченность значимой работой (по А. Маслоу), через «дело», которое делает человек (К. Ясперс).
В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность выходить за пределы самого себя, а главное – находить новые смыслы в конкретном деле и во всей жизни.
Таким образом, общее в отечественных и зарубежных концепциях профессионального самоопределения заключается в едином подходе к успешности адаптации человека в социуме – соотношении понятий в структуре личности – самоопределения и самореализации, самоопределения и самоактуализации, самоопределения и самоосуществления.
1.3 Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
Старший школьный возраст отличает устремленность в будущее. Если в 15—16 лет жизнь кардинально не изменилась и ребенок остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Жизненный план — не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения конкретных жизненных целей.
Потребность обращаться к будущему считается возрастной особенностью юношеского возраста. Это не только планирование дальнейшей жизни, это, по В.Э. Чудновскому, особая форма жизни в настоящем. Если подросток смотрит в завтрашний день с позиций сегодняшнего, то юноша относится к сегодняшнему дню с позиций завтрашнего.
Сейчас, по некоторым данным, старшеклассники обращены в настоящее не меньше, чем в будущее. Такое изменение ориентации, видимо, является временным явлением и объясняется спецификой современной ситуации в обществе — обострением социальных проблем, снижением жизненного уровня значительной части населения страны, неясностью перспектив экономического развития, разрушением старых идеалов, дававших надежду на далекое светлое будущее.
В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. С ним связано изменение учебной мотивации. Старшеклассники рассматривают учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют в основном те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. По мнению А.В. Петровского, именно в старшем школьном возрасте впервые после стольких лет обучения появляется сознательное отношение к учебной деятельности.
Профессиональное самоопределение предполагает также самоограничение в планировании ближайшего будущего, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребенком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
На что ориентируются старшеклассники при выборе профессии? В 80-е годы для них наиболее значимыми были три фактора: престижность профессии (ее социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас одним из наиболее важных факторов становится материальный — возможность много зарабатывать в будущем.
То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который ребенок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.
Информация о работе Диагностика профессионального самоопределения старших школьников