Диагностика профессионального самоопределения старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Проблема самоопределения молодежи в современном российском обществе стоит на сегодняшний день особо остро. Это связано, прежде всего, с тем, что страна, перейдя на рыночные рельсы, оставила за собой целый шлейф нерешенных социальных проблем. Одной из них, весьма актуальной, является проблема профессионального самоопределения старших школьников.
Исследования последних лет по России показывают, что до 30 % молодых людей осуществляют своей профессиональный выбор неосознанно.

Содержание

Введение
1 Основы теории профессионального самоопределения
1.1 Сущность, типы и уровни личностного и профессионального самоопределения
1.2 Отечественные и зарубежные концепции профессионального самоопределения
1.3 Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
2 Методологические основы диагностики профессионального
самоопределения
2.1 Основные стратегии в организации диагностической помощи в профессиональном самоопределении
2.2 Методы диагностики профессионального самоопределения
3 Диагностика профессионального самоопределения старших
школьников МСПОШ с. Тахтамыгда Сковородинского района
3.1 Методы и ход диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
3.2 Результаты диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

упр.персоналом.doc

— 356.00 Кб (Скачать документ)
:justify">133.                    Читать о жизни и деятельности известных геологов.

134.                    Изучать географию нашей планеты.

135.                    Изучать биографии выдающихся  политических деятелей.

136.                    Правильно оценивать  поступок друга, знакомого, литературного героя и т.д.

137.                    Читать книги о средствах  передвижения.

138.                    Обучать и воспитывать детей.

139.                    Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.

140.                    Постоянно общаться со многими людьми.

141.                    Проектировать строительные объекты.

142.                             Посещать выставки легкой промышленности.

143.                    Выполнять чертежи, проектировать машины.

144.                    Разбираться в радиосхемах.

 

 

 

 


приложение в

 

Репертуарная методика диагностики

профессиональной направленности учащихся

 

опросный лист № 1

(первая сторона)

Уважаемый товарищ! Предлагаем Вам принять участие в изучении профессиональной направленности с целью определения профессии, которая Вам больше подходит. Для этого необходимо будет выполнить ряд заданий. Напоминаем, что правильность наших выводов будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Перед Вами список названий профессий в алфавитном порядке. Вам необходимо  рядом с каждым названием профессии указать инициалы людей, которые, на Ваш взгляд, наиболее успешно справляются (или могли бы справляться) с профессиональными обязанностями.

Агроном –

Бухгалтер –

Маляр –

Программист –

Продавец –

Слесарь –

Токарь –

Психолог –

Художник –

Цветовод –

Переверните опросный лист на обратную сторону!

 

Опросный лист № 1

(вторая сторона)

 

              Перед Вами таблица, которая имеет несколько колонок, первая из них уже обозначена – «Я-сам». Остальные колонки таблицы Вы должны обозначить инициалами людей, которых Вы выбрали в качестве представителей перечисленных профессий.

Обозначать колонки инициалами необходимо в той же последовательности, в  которой перечислены профессии. Например, инициалами агронома нужно обозначить вторую колонку в графе «Объекты оценивания», инициалами бухгалтера – третью колонку, и т.д. одиннадцатую колонку следует обозначить инициалами цветовода.

Слева на каждой строке таблицы указано определенное качество (умение что-то делать). Вам необходимо присвоить места всем перечисленным в таблице людям, включая самого себя, по тому, насколько они умеют проделывать те или иные действия. При этом первое место нужно поставить тому человеку, который лучше всех из перечисленных людей, на Ваш взгляд, может выполнять указанное действие. Второе место – тому, кто из оставшихся лучше всех выполняет это же действие, и т.д. одиннадцатое место Вы должны поставить на соответствующей строке человеку, который хуже всех  из перечисленных выполняет данное действие.

 

Ранг

Объекты оценивания

Я сам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качества

 

Наблюдательность за жизнью растений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аккуратно ведет учет документации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеет подобрать сочетание цветов для окраски поверхности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеет разделить решение задачи на ряд последовательных операций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеет продавать товар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеет работать со слесарным инструментом (ножовкой, зубилом, молотком, сверлом и т.п.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеет работать на токарном станке 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо понимает мотивы поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеет рисовать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любит выращивать цветы и комнатные растения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросный лист № 2

Уважаемый товарищ! Предлагаем Вам продолжить участие в изучении профессиональной направленности с целью определения профессии, которая Вам больше подходит. Для этого необходимо будет выполнить ряд заданий. Напоминаем, что правильность наших выводов будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Перед Вами таблица, которая имеет несколько колонок, первая из них уже обозначена – «Я-сам». Остальные колонки таблицы Вы должны обозначить инициалами людей, которых Вы выбрали в качестве представителей перечисленных профессий.

Обозначать колонки инициалами необходимо в той же последовательности, в которой перечислены профессии. Например, инициалами агронома нужно обозначить вторую колонку в графе «Объекты оценивания, инициалами бухгалтера -  третью колонку, и т.д. Одиннадцатую    колонку следует обозначить инициалами цветовода.

Слева на каждой строке таблицы указаны определенные цели (ценности), к которым может стремиться человек. Вам необходимо присвоить места всем перечисленным в таблице людям, включая самого себя, по тому, насколько они стремятся в своей жизни к обозначенной на отдельной строке таблицы цели.

При этом первое место нужно присвоить тому человеку, который из перечисленных людей, на Ваш взгляд, стремится  к достижению данной цели. Второе место – тому, кто из оставшихся больше всех стремится к указанной цели, и т.д. одиннадцатое место следует присвоить тому человеку, который менее всех из перечисленных стремится к достижению данной цели.

Ранг

Объекты оценивания

Я сам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценностные ориентации

 

Активная, деятельная жизнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровье (физическое и психическое)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально обеспеченная жизнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие хороших и верных друзей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественное признание (уважение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счастливая семейная жизнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество (возможность творческой деятельности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросный лист № 3

Уважаемый товарищ! Предлагаем Вам  продолжить участие в изучении профессиональной направленности с целью определения профессии, которая Вам больше подходит. Для этого необходимо будет выполнить ряд заданий.               Напоминаем, что правильность наших выводов будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

              Перед Вами таблица, которая имеет несколько  колонок, первая из них уже обозначена «Я-сам». Остальные колонки таблицы  Вы должны обозначить инициалами людей, которых Вы выбрали в качестве представителей перечисленных профессий.

              Обозначить колонки инициалами необходимо в той же последовательности, в которой перечислены профессии. Например, инициалами агронома нужно обозначить вторую колонку в графе «Объекты оценивания», инициалами бухгалтера – третью колонку, и т.д. Одиннадцатую колонку следует обозначить инициалами цветовода. Иначе говоря, Вы должны повторить процедуру, выполненную Вами в первом опросном листе.

              Слева на каждой строке таблицы указаны различные цвета, с которыми Вы можете ассоциировать перечисленных людей. Вам необходимо присвоить  места всем перечисленным в таблице людям, включая самого себя, по тому, насколько они ассоциируются у Вас с каждым отдельным цветом.

              При этом первое место нужно присвоить тому человеку, который наиболее всех из перечисленных людей, на Ваш взгляд, ассоциируется у Вас с данным цветом. Второе место – тому, кто из оставшихся больше всех напоминает Вам данный цвет, и т.д. Одиннадцатое  место Вы должны поставить на соответствующей строе тому человеку, который менее всех из перечисленных напоминает Вам данный цвет.

 

Ранг

Объекты оценивания

Я сам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвета

 

Синий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зеленый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желтый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиолетовый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коричневый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Голубой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Результаты опроса по репертуарной методике профессиональной направленности личности обрабатывается программой кластерного анализа. При этом вычислялся ряд формальных показателей:

1)     ранговый ряд для 30-ти критериев (ценностного, профессионального и эмоционального уровня)

2)     ранговый  ряд одиннадцати объектов (представители 10-ти профессий плюс сам опрашиваемый);

3)     когнитивная сложность (по строкам и по столбцам);

4)     сумма рангов критериев каждого уровня (ценностного, профессионального и эмоционального);

5)     сумма рангов объектов (представителей профессий), соответствующих определенному типу профессии:

а) «Ч-П» (агроном, цветовод);

б) «Ч-З» (бухгалтер, программист);

в) «Ч-Х» (маляр, художник);

г) «Ч-Ч» (продавец, психолог);

д) «Ч-Т» (слесарь, токарь).

 

6)     показатели идентификации опрашиваемого с представителями каждого из пяти типов  профессий;

7)     показатель «референтности» представителей каждого из пяти типов профессий.

После этого с помощью программы кластерного анализа проводится обработка общей матрицы «Конструкты х объекты» (30х11).

 


Приложение Г

 

Опросник  для определения уровня профессионального самоопределения

(Байбородовой Л.В.)

              Прочитайте утверждения. Если Вы согласны с ними, дайте  ответ «да», если не согласны – «нет»

 

1.      Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2.      Основной мотив выбора – материальные интересы.

3.      В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.

4.      Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли  учиться Ваши друзья.

5.      Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно удобно расположено.

6.      Если Вам не удастся получить данную профессию, то у Вас есть запасные варианты.

7.      Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8.      Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9.      Неважно, кем работать, важно, как.

10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует закончить обучение в школе.

11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам недостает.

Информация о работе Диагностика профессионального самоопределения старших школьников