Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:37, курсовая работа
Проблема самоопределения молодежи в современном российском обществе стоит на сегодняшний день особо остро. Это связано, прежде всего, с тем, что страна, перейдя на рыночные рельсы, оставила за собой целый шлейф нерешенных социальных проблем. Одной из них, весьма актуальной, является проблема профессионального самоопределения старших школьников.
Исследования последних лет по России показывают, что до 30 % молодых людей осуществляют своей профессиональный выбор неосознанно.
Введение
1 Основы теории профессионального самоопределения
1.1 Сущность, типы и уровни личностного и профессионального самоопределения
1.2 Отечественные и зарубежные концепции профессионального самоопределения
1.3 Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
2 Методологические основы диагностики профессионального
самоопределения
2.1 Основные стратегии в организации диагностической помощи в профессиональном самоопределении
2.2 Методы диагностики профессионального самоопределения
3 Диагностика профессионального самоопределения старших
школьников МСПОШ с. Тахтамыгда Сковородинского района
3.1 Методы и ход диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
3.2 Результаты диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
Заключение
Библиографический список
Современная профориентация основана на следующих теориях: Ф. Парсонса (США), которая предполагает знание себя, знание мира профессий и соотнесение двух этих понятий; А. Маслоу (США) – теория самоактуализации; Сигэкадзу Фукуяма (Япония) – теоретические основы профориентации – самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы; С. Чистякова, Е. Климова и др. (Россия), которая основывается на основных понятиях: самопознание и самоанализ, анализ мира труда и профессий, соотнесение требований профессии к человеку с его потребностями и возможностями.
Н.С. Пряжников, Е.А. Климов предлагают следующие методы диагностики профессионального самоопределения:
1. Информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы – краткие описания профессий; справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации); информационно-поисковые системы – ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (карточные, бланковые, в виде картотек), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ); профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена); экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов); встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии); познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; профориентационные уроки со школьниками как система занятий; использование средств массовой информации может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения «производить впечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения «объема» профессиографической информации).
2. Методы профессиональной психодиагностики (в идеале – помощь в самопознании): беседа – интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для большинства это более важная диагностика); опросники профессиональных способностей (требуется очень и избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий профпригодность формируется в самой трудовой деятельности); «личностные» опросники; проективные личностные тесты (требуется особая подготовка специалиста для их использования); метод наблюдения — это один из основных научно-практических методов работы (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.); сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов; психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности); «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы; обычно они требуют очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т. п.) и, к сожалению, не очень подходят к условиям современной РФ; использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур [18, с. 93].
По мнению Н.И. Шевандрина, наиболее пригодными методиками для диагностики параметров профессионального самоопределения являются:
1) дифференциально-
2) анкета интересов А.Е. Голомштока (приложение Б), позволяющая оценить интенсивность выраженности 24 направленностей интересов – это физика, искусство, общественная деятельность, транспорт, сфера облуживания и т.п.;
3) методика «Структуры интересов» В. Хеннинга, оценивающая интенсивность выраженности 17 направленностей интересов – это география, физика, политика, путешествие, спорт и т.п.
Кроме того, Н.И. Шевандриным отмечается возможность использования
-личностных опросников, позволяющих реконструировать предпочтения по данным самооценок поведения (Q-данные);
- экспертных оценок (L- данные);
- тестов достижений для оценки успешности в предполагаемых сферах деятельности, знаний, умений, навыков;
- репертуарных методик для оценки понимания и других компонентов профессионального самоопределения (T-данные) (Приложение В)
Таким образом, спектр методик и методов диагностики профессионального самоопределения весьма широк и разнообразен. Это связано с многоаспектностью самого явления профессионального самоопределения личности, основными показателями которого являются уровень готовности осуществить осознанный профессиональный выбор, профессиональная направленность, интересы, склонности, способности и т.д.
3 Диагностика профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда Сковородинского района
3.1 Методы и ход диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда Сковординского района
Для диагностики профессионального самоопределения были использованы следующие методики.
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Является адаптированной версией теста «Смысл в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Адаптация теста осмысленности на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована А.Д.Леонтьевым в 1986-1988 годах. Версия К. Муздыбаева была взята за основу. В соответствии с оригиналом тест представляет собой набор из 20 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. (приложение Г)
Тест смысложизненных ориентаций включает, наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, отражает три конкретных смысложизненных ориентаций и два аспекта локуса контроля:
Субшкала 1. Цели в жизни.
Субшкала 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная лабильность.
Субшкала 3. Результативность жизни или удовлетворенность
самореализацией.
Субшкала 4. Локус контроля –Я (Я –хозяин жизни).
Субшкала 5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни.
Анкета интересов Голомштока. Анкета включает 144 фразы. Обследуемые должны были в зависимости от привлекательности содержания фраз проставить знак «плюс» в соответствующей ячейке листа ответов. Анкета оценивает интенсивность выраженности 24 направленностей интересов (приложение Б). На оценку каждой направленности ориентировано по 6 фраз. После заполнения анкеты определяется суммарный балл по каждой. Максимальный результат соответствует доминирующей направленности. Время заполнения анкеты 40 минут.
Опросник для определения готовности к выбору профессии (приложение Д), разработанный авторским коллективом под руководством Л.В. Байбородовой (доктора пед. наук, профессора Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского). Опросник состоит из 24 утверждений. От обследуемого требуется подтверждение или опровержение утверждений. При обработке требуется распределение вариантов ответов в два столбца: первый столбец – 1,3,6,7,8,11,12,16,17,19,20,
0-6 баллов – неготовность;
7-12 баллов – низкая готовность;
13-18 баллов – средняя готовность;
19-24 балла - высокая готовность.
Время тестирования 20-30 минут.
3.2 Результаты диагностики профессионального самоопределения учащихся 11 классов МСПОШ с. Тахтамыгда
Основной задачей данного этапа эксперимента является практическая апробация методик диагностики профессионального самоопределения и осуществление сравнительного анализа уровня профессионального самоопределения учащихся 9 –х и 11-х классов.
Эксперимент был проведен на базе МСПОШ с. Тахтамыгда Сковородинского района. Возрастной состав испытуемых от 14 до 16 лет. Общее количество составило 52 человека: 25 из них – учащиеся 9-х классов, 27 – 11-х классов.
Форма проведения эксперимента – групповая. Общее время тестирования занимало 1 час 20 минут.
Испытуемые были разделены на две группы. Первую группу составили учащиеся 9-х классов, вторую – учащиеся 11-х классов.
Показатели теста смысложизненных ориентаций позволяют констатировать, что обследуемые первой группы имеют низкую осмысленность жизни, по сравнению с обследуемыми второй группы.
Низкие баллы по первой шкале «Цели жизни» характеризуют у испытуемых первой группы отсутствие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
Показатели по второй шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.
Шкала 3 отражает оценку пройденного отрезка жизни ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Низкие баллы характеризуют учащихся первой группы как людей неудовлетворенных прожитой частью жизни.
Показатели по шкале 4 «Локус контроля - Я» у испытуемых первой группы более низкие, по сравнению с показателями второй группы. Это говорит о неверии в собственные силы и неумении контролировать события собственной жизни. По шкале «Локус контроля – жизнь или управляемость жизнью» у учащихся первой группы показатели ниже показателей второй группы. Это говорит о том, что для учащихся 9-х классов более характерен фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что бессмысленно загадывать на будущее. Следует отметить, что показатели осмысленности жизни у учащихся 9-х классов ниже, чем показатели осмысленности учащихся 11-х классов. Из этого можно сделать вывод, что учащиеся 9-х классов пока не ставят перед собой конкретных целей, предпочитают «плыть по течению», не видят перспектив собственной реализации после обучения в школе.
Сравнительный анализ результатов анкеты интересов Голомштока позволяет сделать вывод о том, что у испытуемых первой группы интенсивность выраженности интересов низкая (табл 1).
Таблица 1 - Интенсивность выраженности направленности интересов
Направленность интересов | Максимальный балл | |
1 группа | 2 группа | |
1 | 2 | 3 |
1. Физика | 1 | 6 |
2. Математика | 3 | 6 |
3. Химия | 1 | 3 |
4. Астрономия | 1 | 3 |
5. Биология | 2 | 3 |
6. Медицина | 2 | 6 |
7. Сельское хозяйство | 1 | 4 |
8. Лесное хозяйство | 2 | 3 |
9. Филология | 3 | 6 |
10. Журналистика | 3 | 6 |
11. История | 2 | 6 |
12. Искусство | 2 | 5 |
13. Геология | 1 | 4 |
14. География | 1 | 4 |
15. Общественная работа | 3 | 6 |
16. Право | 3 | 6 |
17. Транспорт | 2 | 6 |
18. Педагогика | 1 | 4 |
19. Рабочие специальности | 1 | 3 |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
20. Сфера обслуживания | 1 | 4 |
20. Строительство | 2 | 6 |
21. Легкая промышленность | 1 | 4 |
22. Техника | 3 | 6 |
23. Электротехника | 3 | 6 |
Информация о работе Диагностика профессионального самоопределения старших школьников