Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа
Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..
сформулировать так: творческая деятельность воображения находится в
прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека,
потому что
этот опыт представляет
построения фантазии.
Поэтому чем богаче опыт
материала, которым
располагает его воображение.
Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в
необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно
прочные основы
для его творческой
видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим
количеством элементов
действительности он
значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет
деятельность
его воображения.
Второй формой связи фантазии и реальности является связь между готовым
продуктом фантазии
и каким-нибудь сложным
этом смысле
воображение становится
так как он может воображать то, что он не видел, может представить себе
по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном
опыте не было. Воображение помогает человеку усваивать чужой
исторический
или социальный опыт.
Третьей формой
связи между деятельностью
является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С
одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в
известные образы,
соответствующие этому чувству.
образом, как
бы способностью подбирать
которые созвучны тому настроению, которые владеют нами в данную минуту.
Это влияние
эмоционального фактора на
законом общего
эмоционального знака.
Сущность четвертой формы заключается в том, что построение фантазии
может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте
человека и
не соответствующее какому-
предмету, однако,
будучи воплощено вовне,
воплощение, это
«кристаллизованное»
начинает реально
существовать в мире, воздействуя
на другие вещи.
Таким образом, творческая деятельность – это такая деятельность человека
,которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное
творческой деятельностью
какой-нибудь вещью внешнего
построением ума
или чувства, живущим и
человеке. Так, в дошкольном возрасте уровень и способности творческих
процессов и
воображения ребенка, прежде
деятельностью. Игра, как процесс, развивающий творческие способности
ребенка, начинается с моделирования или ситуации, по выбранному
«сценарию» или
замыслу. Собственно
момента наделения определенными качествами (нужными в соответствии
замыслу игры)
предметов, до этого этими
цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие
способности.
Само моделирование игровой
является главным
фактором творчества ребенка.
Развитие воображения ведет к тому, что в игре появляется функция
замещения реального мира игровым эквивалентом. Одно из прогрессивных
изменений в
психике играющего ребенка
замещения реального мира его эквивалентом. С замещением в игре связано
появление и игрового действия, и воображаемой ситуации. Более того, как
утверждают исследователи,
только замещение является
сюжета игры
из описания в реальный
замещение в
игре связано со свободой
действием с
ним [9; 15; 16; 18; 50].
Игровой символизм у детей выражается наличием вымысла «как будто»,
применением к новым объектам освоенных съем. При этом символ есть не
просто материализация образа обозначаемого предмета, а прежде всего
функциональный
игровой заместитель, дающий
действие. Развитие
символической функции в
использования внешних реальных заместителей к осуществлению замещения во
внутреннем плане
[14; 42;34].
Переход к использованию
внутренних образных
ребенку строить
в «уме» представления о
действительности и применять их при решении разнообразных задач. Это
открывает перед
ребенком перспективы
в частности, через создание новых образом, продумывание и реализацию
ролевого поведения,
додумывание ситуаций для
Средства игрового
замещения все больше
опоры и переходят
в образный план.
Итак, специфика
сюжетно-ролевой игры
основном механизме
– замещении. Развитие
игру, игровой смысл становится все более обобщенным. Игра позволяет
ребенку схватывать
целое раньше части,
на другой, выражать
в символической форме
закономерности
объективного мира.
Таким образом, выше проведенный анализ связи воображения с
действительностью, а также функции замещения, которая развивается в игре
и является
ее основным компонентом,
создается и
организуется игровое
Оказывается,
что создание игрового
опыта ребенка,
от его эмоциональности,
созданию нового. Особое значение в развитии и создании игрового
пространства
имеет развитие у ребенка
представляя пространств игры, ребенок, вводя выражение «как будто»,
сообщает сверстнику, с которым взаимодействует, о его (пространства)
особенностях, об устройстве и введении новых элементов пространства,
сужении или расширении его. Взрослый, находящийся за пределами игры, не
всегда может оценить рамки пространства, его границы. Это происходит в
связи с тем, что у старшего дошкольника игровое пространство часто не
представлено
предметами материальной среды,
чем обозначено внешне. Поэтому мы попытаемся сформулировать определение
игрового пространства,
обозначив в нем как
субъективные
характеристики.
Под игровым
пространством в нашем
которого могут
быть обозначены предметами
быть и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах,
о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом
или участвуя в игре. Таким образом, игровое пространство – это не
конкретное место, а собирательный образ места, который создается для
игры и чаще
всего связан со словесным
обозначением предметов.
1.2. ВЛИЯНИЕ ВЗРОСЛОГО
НА СОЗДАНИЕ ИГРОВОГО
ДОШКОЛЬНИКАМИ
В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
В данном параграфе
мы попытаемся выяснить
к сюжетно-ролевым
играм дошкольников.
Игра используется
в педагогическом процессе
как средство
воспитательно-образовательной
детям определенные знания, умения, воспитать внимание память,
сосредоточенность,
способность к волевым усилиям;
организации жизни
и деятельности детей; как
воспитательных задач, развитию их инициативы, творческих способностей и
самостоятельности.
Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей
дошкольного возраста. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение
свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что
в практической
продуктивной деятельности
не требует
от ребенка реального
будто», понарошку. Все это расширяет его детский мир и обеспечивает
эмоциональный
комфорт. Но кроме
«всевозможности», эмоционального комфорта, сюжетная игра в силу своей
специфики имеет и объективное значение для психического развития
дошкольника.
Психологами и педагогами
игре развивается
способность к воображению,
28]. Ребенку достаточно
провести черту, чтобы
этой линией будет улица, а здесь, где я стою – наш дом». Открыть дверной
замок с помощью
воображаемого ключа или
ребенку ничего не стоит. «Чик-трак», - говорит он и делает легкое
движение рукой. – «Дверь открыта, заходите». «Дзынь…» – изображает
другим действием
и звуком звонок. – «Я к вам
в гости пришел» и т.п.
В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не
всегда может
выполнить сам, без
требует от него особых умений, т.к. не связана с получением
определенного практического результата. Поэтому в игре ребенок может и
полететь на Луну, и стать отважным моряком, и лечить больных, и учить
детей, то есть игра, с одной стороны – особым образом обеспечивает
ребенку свободу,
позволяет реализовать свои
другой стороны,
помогает приобщиться к
Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста