Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа
Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..
уровень шума должен контролироваться, нежелательные и отвлекающие
действия ограничиваться,
а сопутствующие материалы
таким образом, чтобы они не мешали игре и в то же время были доступны
детям. Очень
важно, чтобы воспитатель
спокойно во
время игры детей, а также
ощущал подконтрольность
Уверенность в
своих силах позволяет
игры, с пользой взаимодействовать с детьми и подавать пример творческого
подхода.
Проблема педагогического
общения занимает одно из
психолого-педагогической науке [2; 5; 10; 21; 34; 37; 46]. Это связано с
осознанием исключительной роли процесса педагогического общения в
воспитании подрастающего поколения. В ряде случае ни семья, ни
пребывание ребенка в общества сверстников не могут обеспечить целиком
нравственную
сторону формирования его
личностные качества детей в многом определяются характером
педагогического
общения воспитателя детского
сада с дошкольниками.
А.Н.Леонтьев не случайно воспитателя детского сада включает в «малый,
интимный круг»
общения ребенка-дошкольника. «
отношения детей
этого возраста к
необходимо для ребенка ее внимание к нему и как часто он прибегает к ее
посредству в
своих отношениях со
Таким образом, анализируя работы известных педагогов и психологов о
взаимоотношениях детей со взрослыми, мы пришли к выводу, что эта
проблема тесно
связана с развитием
Психология отношений,
изучая личность ребенка,
творчества (В.В.Давыдов, М.И.Лисина и др.). И развитие это, в наибольшей
степени, определяется характером его взаимодействия с окружающими его
людьми. Основой
такого взаимодействия
Общение, по нашему представлению, - специфический вид непосредственного
взаимодействия. Оно, в отличие от предметного взаимодействия,
осуществляется
с помощью разнообразных
мимических и
пантомимических, общение не
ядром которых
являются избирательные,
как правило,
взаимоотношения
Под педагогическим
общением мы понимаем
воспитателя на детей с целью воспитания и обучения, направленное на
установление межличностных отношений как педагога с детьми, так и детей
друг с другом
и на регуляцию
быть слито
с другими видами
некоммуникативного характера, а может выступать и как самостоятельный
процесс.
От установления правильных отношений педагога с воспитанниками, от
особенностей его общения с ними во многом зависит эффективность
педагогического воздействия на детей. К.Левин выделяет несколько стилей
руководства, стилей общения педагога с детьми – это авторитарный,
демократический
либеральный стили.
Общение педагога с дошкольниками во многом определяется его ценностными
ориентациями в сфере воспитания. По-видимому, в зависимости от того, что
он считает
главным в воспитании детей,
на что направляет
умения, какие качества личности в первую очередь хочет видеть в детях, и
строится его
общение с ними.
Общение взрослого
с ребенком нацелено на
каждого возрастного
периода способов решения
Отличительной
чертой сюжетно-ролевой игры
взаимодействия
детей со взрослыми и
требуют умения ставить и принимать игровые задачи, поставленные
сверстниками, договариваться друг с другом о способах и средствах
решения игровых задач, понятно излагать свои мысли, тактично
отказываться, если игровая задача не интересна ребенку. Игровое общение
становится содержательным, если ребята хорошо владеют ролевым поведением
(наделяют персонажей характерными действиями, интонацией, речью) и
способны свободно
применять все средства
игрушками, с
разнообразными предметами-
предметами; пользоваться выразительным жестом и словом. Особое значение
в старшем дошкольном
возрасте приобретает
помогающее выстраивать
общую сюжетную линию в
свою очередь, связано с умением образно мыслить, комбинировать
впечатления,
полученные из разных
В процессе
развертывания сюжета
типы взаимоотношений и некоторые формы поведения. Усвоение норм и правил
поведения с
помощью игровых ролей не
ребенку трудно
самостоятельно выделить
человеческой деятельности. В этом случае требуется помощь взрослого.
Разный уровень
воспитанности, жизненного и
трудным выбор темы игры, согласование ролей и т.п. На этом фоне могут
возникнуть конфликты при сговоре о совместной игре или в процессе
реализации ее сюжета. В этом случае воспитатель сталкивается с
реальными взаимоотношениями, негативные проявления которых он снимает
путем организации здоровой в нравственном плане жизни детского
коллектива.
Роль взрослого
в самостоятельных играх
С одной стороны, он внимательно и тактично наблюдает за играющими,
бережно относится к замыслам детей. С другой стороны, он аккуратно
направляет замысел и действия детей, используя в основном косвенные
приемы руководства (совет, подсказка, вопрос и др.) Создавая проблемные
ситуации, воспитатель
гибко влияет на замысел
действительности. При этом, выступая как равноправный партнер, он может
включаться в
игру для связи отдельных
стороны реплики-советы
по содержанию игры для
отношений.
Большое влияние на творческое поведение детей оказывает поведение
взрослых, которые являются примером во всем для детей. Педагог должен
быть уважаем
детьми, предохранять их от
этого необходимо воздержаться от оценок в ходе творческих начинаний
детей. Недопустим
критический настрой по
Важно поощрять
детей за высказывание
Руководствуясь
тем, что подкрепление
появления.
Еще одним важным
аспектом стимулирующей
является то, что
она как бы дает толчок
участие в той или иной активности. Такие дети очень часто нуждаются в
примере. Задав тон какой-нибудь активности, и видя, что дети, даже самые
робкие, принимают в ней участие, воспитатель может незаметно выйти из
игры, предоставить
тем самым детям полную
Из всего выше
сказанного мы пришли к
целенаправленного формирования игровых способов деятельности и
педагогического
управления самостоятельной
приобретает статус
ведущей деятельности в
становится формой
организации детской жизни,
возникновение и функционирование «детского общества», которое является
мощным фактором,
определяющим развитие
факторов социализации детей на ступени дошкольного детства. Игровые
формы обучения
социальным и практическим
желание экспериментировать
и заниматься игровой
самого процесса,
который доставляет им
При благоприятных условиях, созданных во время игры, дети могут
развивать гибкость
и способность разрабатывать
и уточнять свои замыслы.
Следовательно,
игра, будучи внутренне
в себе огромный
потенциал для развития
старшего дошкольного
возраста.
Таким образом,
в данном параграфе
зрения на проблему
влияния взрослого на сюжетно-
важно то, что,
с одной стороны, ребенку, во-
предоставлена самостоятельность и свобода. А с другой стороны,
необходимо педагогическое
руководство сюжетно-ролевой
дальнейшего развития, а значит и развития в ней творчества.
Исследователи
доказывают необходимость
недопустимость прямого вмешательства в игру старших дошкольников. Прямое
вмешательство
разрушает созданное детьми
задача – сохранить
его, не позволить ему
важных условий развития игры исследователи выделяют осуществление такого
руководства игрой,
которое способствовало бы
ребенка, проявлению им инициативы, через особый стиль общения взрослого
с ребенком, педагог
должен создать эмоционально-
для развития
творчества.
1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГОМ
ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ КАК
ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста