Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа
Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..
обстановку. При
описании остановиться на
количестве и
разнообразии игрушек и
игрового оборудования гигиеническим и эстетическим требованиям, а также
возрастным особенностям
детей.
II. Для выявления уровня развития игры детей старшего дошкольного
возраста провести
наблюдение за игровой
наблюдений оформлять протоколами (см.Приложение). В процессе наблюдения
оценить сформированность
игровых умений по следующим
параметрам:
I. Замысел игры, постановка
игровых задач:
1) Как возникает
замысел игры:
определяется
игровой средой;
предложением
взрослого;
по инициативе
самого ребенка.
2) обсуждает ли замысел игры со взрослым, со сверстниками, учитывает ли
их точку зрения.
3) умеет ли сформулировать игровую цель, игровую ситуацию, насколько
часто наблюдается
импровизация в игре.
II. Содержание игры.
насколько разнообразны
сюжеты игр
как часто повторяются
игры с одинаковым содержанием.
III. Сюжет игры.
насколько разнообразны
сюжеты игр;
как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет
игры;
каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, наблюдения из окружающей
жизни, книги,
TV).
IV. Игровые действия
и игровые предметы.
использует ли
ребенок в игре предметы-
кто является
инициатором выбора предмета-
взрослый;
играет ли с
воображаемыми предметами;
воспринимает
ли воображаемую ситуацию, понимает
ли ее условность.
V. Предметно-игровая
среда.
организует ли
самостоятельно или нет
предпочитает ли ребенок игровые уголки или воображаемое игровое
пространство
для самостоятельной игры.
На основании
обследования уровни развития
игры указать в таблице
Показатели развития
игры
Имена детей Замысел игры Содержание игры Сюжет игры Игровые действия
Предметно-игровая
среда
Обработку результатов исследования произвести путем оценки игровых
умений детей
по 3-х балльной системе:
3 – оценить высокий
уровень развития детей,
выбирать тему игры, продумать ее содержание, они могут домыслить
предложенный вариант сюжета, обладающих способностью фантазировать,
придумывать что-то необычайное, оригинальное. С легкостью реализовать
свой замысел
и доводить игру до конца.
2 – оценить средний
уровень развития детей,
игры эпизодически,
но чаще принимают тему детей-
всегда реализуют свой замысел и не доводят задуманное до конца, т.е. в
игре перепрыгивают
с одного сюжета на другой
и никак это не связывают.
1 – оценить низкий
уровень развития детей,
придумывании темы, сюжета игры, не могут дополнить предложенный вариант,
без интереса принимают предложенную тему, в игре всегда занимают
второстепенные
роли или просто наблюдают
за игрой.
По результатам заполнения таблицы и оценке оборудования сделать выводы о
состоянии развития
игры детей.
Высокому уровню соответствуют дети, для которых характерно использование
разнообразных ролевых действий, игровых замыслов, при реализации
которых ребенок
комбинирует знакомые и
интересом отображает в играх взаимодействия людей, передает настроение,
характер человека. Также хорошо сформированы и ролевые способы решения
игровых задач. Легко, чаще по собственной инициативе, вступают в ролевую
беседу со взрослыми и сверстниками. Игра интересная и длительная.
Вступая во взаимодействие, ребенок ставит и принимает игровые задачи,
умеет тактично от них отказывается, для эти детей характерно решительное
взаимодействие.
Они активно используют
предметы мебели,
предметы-заместители.
Среднему уровню соответствуют дети, для которых характерно
кратковременное взаимодействие со взрослым и сверстниками, ролевые
действия разнообразны, но не выразительны, ролевая беседа не возникает,
ролевые способы менее сформированы. Для этих детей характерно идти вслед
за лидером,
предоставляя ему решать за
себя все организационные
Играя свой роль в игре, молчаливы, трудности в поддержании ролевого
диалога.
Низкому уровню соответствуют дети, у которых сформированы предметные
способы решения игровых задач, они принимают на себя роль, обозначают ее
словом, но ролевые
способы еще плохо
однообразные
не выразительные, иногда
высказываниями,
которые возникают как по
ребенка. Игра
преимущественно индивидуальна,
ступает во взаимодействие со взрослым, обычно это происходит по
инициативе взрослого.
III. Провести наблюдение
за ролью взрослого в
среды для развития
игровой деятельности в группе
детского сада.
как воспитатель
организует предметно-игровую
как воспитатель
приобщает детей к организации
среды;
часто ли воспитатель
является участником в играх
детей;
какие методы
руководства использует (прямые, косвенные,
проблемные);
достаточно ли времени предоставляет детям для самостоятельной игровой
деятельности;
как часто вмешивается в игровую деятельность детей, для урегулирования
отношений, разрешения
споров, в какой форме это делается;
разрешает ли детям использовать предметы обстановки для создания
игрового пространства;
обогащает ли
воспитатель игровой,
их мышление, воображение;
в какой стиль
общения преобладает во
детьми (авторитарный,
либеральный, демократический)
С целью определения роли воспитателя в создании игрового пространства,
творческого фона в игровой деятельности детей нам необходимо провести
беседу с воспитателями старшей группы. Для этого нами были разработаны
следующие вопросы:
Считаете ли
вы важным организацию
среды в группе
детского сада?
Необходимо ли
все игрушки и предметы
свободного пользования
во время самостоятельных игр?
Почему?
Какие предметы вы считаете обязательными для организации
предметно-развивающей
среды в группе детского сада?
Играете ли
вы совместно с детьми?
В какое время
дети могут играть в сюжетно-
Обращаются ли
дети к вам за советом по
поводу игры?
Какие методы и приемы вы используете при организации игровой
деятельности
детей?
Какова, по вашему мнению, степень самостоятельности детей данной группы
при выборе
замысла и постановке игровых
задач?
Насколько разнообразны
игровые действия с игрушками?
Как долго дети
взаимодействуют в игре?
Методика формирующего
эксперимента
В ходе формирующего эксперимента необходимо: - создать
эмоционально-благоприятную обстановку в группе детей, которая направлена
на проявление
творческих способностей
среду для обогащения и развития игровых замыслов; обеспечить правильное
руководство сюжетно-ролевой игрой детей в соответствие с их возрастными
возможностями.
На первом этапе
формирующего эксперимента
созданию предметно-игровой
среды, которая стимулировала
бы детей к игре:
1. Обогатить предметную
среду внесением известных
отсутствующих
в ассортименте инструментов, пособий,
материалов:
по художественной деятельности – книжки, литературные игры-викторины,
сюжетные картинки
(с изображением вокзала,
скверов, леса, деревни), портреты писателей и поэтов, можно еще добавить
бумагу, коробки,
клей, ножницы для создания игрушек
самоделок;
театрально-игровая
деятельность – театральные
зверей и птиц,
персонажи пальчикового театра;
для продуктивной
деятельности детей, в
предложить материалы
и комплекты цветных
дети в любой момент могли изобразить то, что может им понадобиться в
игре, также можно
предложить и пластилин;
по музыкальной
деятельности – добавить
различные музыкальные
дидактические игры.
На втором этапе
формирующего эксперимента
влияние взрослого на игру детей. Фоном для такого влияния является
отношение между взрослым и детьми, чтобы ребенок не чувствовал себя
скованным, проявляя творческую активность, тем самым раскрепостить
замкнутых, стеснительных. Для этого мы подобрали ряд активизирующих
творческий потенциал
ребенка методов:
1. Метод совместного сюжетосложения, с целью выработать у ребенка общий
сюжет. Осуществить это можно в совместной со взрослым
«игре-придумывании», которая должна протекать в чисто словесном виде.
Игра-придумывание позволит экспериментатору, будучи партнером детей,
Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста