Игровое пространство дошкольников старшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа

Описание

Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом5.docx

— 91.12 Кб (Скачать документ)

 В данном параграфе  мы попытаемся определить, что  понимается под

 предметно-игровой  средой, какие требования предъявляются  к организации

 развивающей предметно-игровой  среды. 

 Для нас важно  остановиться на вопросах организации  педагогом развивающей

 предметно-игровой  среды, выяснить современные требования  к организации

 среды и исследование  этого вопроса. 

 Понятие предметно-игровая  среда рассматривается в педагогике  как более 

 узкая характеристика  среды, как фактор, стимулирующий,  направляющий,

 развивающий деятельность  ребенка. Она оказывает влияние  на развитие

 личности в  широком смысле и на формирование  у нее более узких качеств,

 таких как самостоятельность,  активность, наблюдательность.

 Предметно-развивающая  среда - это система материальных  объектов

 деятельности  ребенка, функционально моделирующая  содержание его

 духовного и  физического развития. 

 Обогащенная среда  (по Петровскому В.А.) предполагает  единства социальных

 и предметных  средств обеспечения разнообразной  деятельности ребенка

[37]. Обогащение воспитательно-образовательного  процесса развивающей

 предметной среды  находится в прямой зависимости  от содержания

 воспитания, возраста  и уровня развития детей и  их деятельности. 

 Все компоненты  предметно-развивающей среды связаны  между собой по

 содержанию, масштабу, художественному решению.

 Предметно-пространственный  мир включает в себя разнообразие  предметов,

 объектов социальной  действительности. Предметно-пространственная  среда

 необходима детям,  прежде всего, потому что выполняет  по отношению к ним

 информативную  функцию – каждый предмет несет  определенные сведения об

 окружающем мире, становится средством передачи  социального опыта. 

 Необходимо, чтобы  организация предметно-игровой среды  в различных

 возрастных группах  детского сада учитывала особенности  поэтапного

 развития игровой  деятельности детей и, одновременно, предоставляла бы

 максимальную  возможность развертывания событийной  стороны игры,

 учитывала возрастающий  объем знаний, впечатлений, содержание  переживаний

 детей. Предметно-игровая  среда в современных дошкольных  учреждениях

 должна отвечать  определенным требования: это прежде  всего свобода

 достижения ребенком  темы, сюжета игры, тех или иных  игрушек, песта и

 времени игры. При этом нельзя не учитывать  возрастные особенности детей

 дошкольного возраста  и то обстоятельство, что они  находятся в дошкольном

 образовательном  учреждении, работающем по определенной  образовательной

 программе. Это  означает, что, создавая в дошкольном  учреждении условия

 для осуществления  детьми права на игру, необходимо  предложить им не

 только наиболее  удобное в распорядке дня время  для игры, но и выделить

 подходящее место,  оборудовав его универсальной  предметно-игровой средой,

 пригодной для  организации различных видов  игр. 

 Принцип универсальности  предметно-игровой среды является  очень важным,

 так как он  позволяет самим детям и детям  вместе с воспитателями строить

 и менять игровую  среду, трансформируя ее в соответствии  с видом игры, ее

 содержанием и  перспективами развития. 

 Именно поэтому  предметно-игровая среда должна  быть развивающей, т.е. она

 должна функционально  моделировать развитие игры и  ребенка через игру. 

 Развивающая предметно-игровая  среда отвечает также и принципу

 системности,  который представлен самостоятельностью  ее отдельных

 элементов между  собой и с другими предметами, составляющими целостность

 игрового пространства.  

 В состав предметно-игровой  среды входят: крупное организующее  игровое

 поле; игровое  оборудование; игрушки; игровая атрибутика  разного рода;

 игровые материалы.  Все эти игровые средства находятся  обычно не в

 каком-то абстрактном  игровом пространстве, а в групповой  комнате,

 игровом зале, на площадке (веранде) участка  детского сада. 

 Игровые средства  обязательно должны быть сомасштабны  друг другу и другим

 предметам интерьера.  Это означает, что интерьер должен  не содержать

 ничего лишнего  и органично сочетаться в эстетическом  отношении с

 игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы  должны отвечать

 принципу безопасности. 

 Помимо материальных  и субъективных требований к  организации игрового

 пространства, есть  и сугубо педагогические. Это,  прежде всего,

 самодеятельные  игры – игры-экспериментирования,  сюжетно-ролевые,

 режиссерские  игры детей дошкольного возраста. Не менее важны обучающие и

 досуговые игры, так как, благодаря именно этим  играм у детей 

 формируются основные  необходимые новообразования в  психической сфере,

 развиваются предпосылки  мотивов новых видом деятельности. 

 Во-первых, в функции  обозначения игрового пространства (деревянный

 «корабль» на  участке детского сада; ширма,  обозначающая «кабинет врача»,

 и т.д.); во-вторых, в атрибутивной функции (специфические  предметы,

 определяющие  игровую роль, например, шапочка  с красным крестом для

 врача) и, в-третьих,  в функции непосредственного  предмета оперирования

(игрушечная посуда, руль, бинокль и т.д.). 

 В работе Г.Фейн [G.Fein, 1981] предлагается разделение  игрового

 материала с  точки зрения его соответствия  настоящим, реальным предметам

 на три категории: 1) реалистические игрушки (точные  копии настоящих

 предметов); 2) прототипические  игрушки (имитирующие реальные  предметы

 особым образом  – через яркое обозначение  и даже преувеличение основных 

 деталей, связанных  со специфическими функциями  этого предмета, и

 игнорирование  его второстепенных деталей; 3) полифункциональные

 предметы, не имеющие  строгого функционального назначения (палочки,

 кубики), которые  могут выступать как заместители  разных реальных

 предметов. 

 Игра и игрушка  неотдельны друг от друга Игрушка  может вызвать к жизни

 игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых  игрушек. Игрушка в

 познавательном  отношении выступает для ребенка  в качестве своеобразного

 обобщенного эталона  окружающей материальной действительности. Игрушки

 могут быть  самыми разнообразными по теме  и художественному содержанию,

 но все они  должны отвечать определенным  педагогическим требованиям.

 Главнейшие из  этих требований относятся к  возрастной адресованности и

 соответствию  игрушек разным видам игр. В  каждом возрасте ребенку нужны

 различные по  своей тематике и назначению  игрушки: сюжетные, технические,

 игрушки-орудия  труда, игрушки-забавы, театральные,  музыкальные,

 спортивные. Для  развития активности и самостоятельности  необходимы

 игрушки, которые  позволяют ярко выделить специфические  функции настоящих

 предметов, важен  масштаб игрушек, их соответствие  размерам руки ребенка

(для таких игрушек,  как ложка, тарелка, утюг, телефон  и т.п.), его росту

(кукольная мебель, машины, коляски и т.п.), игрушки-партнеры (куклы,

 мишки).  

 В сюжетно-ролевой  игре дети принимают на себя  роли. А для выразительного

 их выполнения  нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины,

 украшения, головные  уборы и др. Они не должны  быть закрепления за одной

 ролью, как  это часто бывает в детском  саду. Дети любят комбинировать

 костюмы. Чем  старше дети, тем более разнообразные  костюмы им нужны. Для

 игр детям разнообразные  ролевые атрибуты, например, руль, бинокль,  сумки

 и другие. Некоторые  атрибуты полезно делать вместе  с детьми тогда, когда

 они потребуются  в игре. Это значит, что детям  должны быть доступны

 материалы и  полуфабрикаты для изготовления  самоделок и различных игровых

 атрибутов. Заметив  интерес детей к какому-либо  сюжету, можно включить в

 занятие по  изобразительной деятельности, ручному  труду выполнение работ,

 результаты которых  затем могут быть использованы  детьми в своих играх.

 Так, поделки  из глины или папье-маше (яблоки, орехи, морковка, тарелка,

 миска) украсят  любой стол. Изделия аппликации, например, коллективная

 работа-поезд,  луг – могут быть использованы  как панно, узорные коврики

 помогут оформить  комнату куклы. В старшем дошкольном  возрасте на

 занятиях ручным  трудом дети изготавливаются  поделки из бумаги, картона,

 природного материала,  которые также могут быть использованы  в различных

 играх. 

 Неоформленные  материалы, используемые как предметы-заместители  (палочки

 разной величины, кусочки ткани, меха, поролона, кожи, шнуры, веревки,

 проволока, пластмассовые  флаконы, природный материал и  др.), удобно

 хранить в коробке,  которая может стоять в любом  доступном месте для

 детей. Ребенок  достает из него шнур превращает  его в шланг для мытья

 машины. Кубик  может стать кусочком мыла, телевизором,  книгой. Как

 предметы-заместители  можно использовать дидактические  игрушки,

 строительный  материал, физкультурное оборудование, белую и цветную

 бумагу. Воспитатель  подводит детей к пониманию  того, что некоторые

 предметы-заместители  легко преобразовывать: например, бумагу можно

 разорвать на  мелкие кусочки, смять, свернуть  в трубочку; что-то на ней

 нарисовать, а  из кубиков соорудить разнообразные  постройки. Каждая такая

 игрушка ценна  тем, что делает ее сам ребенок. 

 Из-за боязни  насорить, нарушить порядок в  группе нельзя лишать детей 

 возможности изготавливать  игрушки из самого распространенного  в обиходе

 материала (газет,  коробок, предметов обихода). Таким  образом, при

 условии максимального  единения игры с разными видами  занятий можно

Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста