Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа
Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..
В данном параграфе мы попытаемся определить, что понимается под
предметно-игровой
средой, какие требования
развивающей предметно-
Для нас важно
остановиться на вопросах
предметно-игровой
среды, выяснить современные
среды и исследование
этого вопроса.
Понятие предметно-игровая
среда рассматривается в
узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий,
развивающий деятельность
ребенка. Она оказывает
личности в
широком смысле и на
таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов
деятельности
ребенка, функционально
духовного и
физического развития.
Обогащенная среда (по Петровскому В.А.) предполагает единства социальных
и предметных
средств обеспечения
[37]. Обогащение воспитательно-
предметной среды
находится в прямой
воспитания, возраста
и уровня развития детей и
их деятельности.
Все компоненты
предметно-развивающей среды
содержанию, масштабу, художественному решению.
Предметно-пространственный
мир включает в себя
объектов социальной действительности. Предметно-пространственная среда
необходима детям,
прежде всего, потому что
информативную
функцию – каждый предмет
окружающем мире,
становится средством передачи
социального опыта.
Необходимо, чтобы
организация предметно-игровой
возрастных группах
детского сада учитывала
развития игровой
деятельности детей и,
максимальную
возможность развертывания
учитывала возрастающий объем знаний, впечатлений, содержание переживаний
детей. Предметно-игровая
среда в современных
должна отвечать определенным требования: это прежде всего свобода
достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, песта и
времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей
дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном
образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной
программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия
для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не
только наиболее
удобное в распорядке дня
подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой,
пригодной для
организации различных видов
игр.
Принцип универсальности
предметно-игровой среды
так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить
и менять игровую
среду, трансформируя ее в
содержанием и
перспективами развития.
Именно поэтому
предметно-игровая среда
должна функционально
моделировать развитие игры и
ребенка через игру.
Развивающая предметно-
системности,
который представлен
элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность
игрового пространства.
В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое
поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода;
игровые материалы.
Все эти игровые средства
каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате,
игровом зале,
на площадке (веранде) участка
детского сада.
Игровые средства
обязательно должны быть
предметам интерьера. Это означает, что интерьер должен не содержать
ничего лишнего
и органично сочетаться в
игровыми средствами.
Все игровые и неигровые
принципу безопасности.
Помимо материальных и субъективных требований к организации игрового
пространства, есть и сугубо педагогические. Это, прежде всего,
самодеятельные
игры – игры-
режиссерские
игры детей дошкольного
досуговые игры,
так как, благодаря именно
формируются основные необходимые новообразования в психической сфере,
развиваются предпосылки
мотивов новых видом
Во-первых, в функции
обозначения игрового
«корабль» на участке детского сада; ширма, обозначающая «кабинет врача»,
и т.д.); во-вторых,
в атрибутивной функции (
определяющие игровую роль, например, шапочка с красным крестом для
врача) и, в-третьих, в функции непосредственного предмета оперирования
(игрушечная посуда,
руль, бинокль и т.д.).
В работе Г.Фейн [G.Fein, 1981] предлагается разделение игрового
материала с точки зрения его соответствия настоящим, реальным предметам
на три категории:
1) реалистические игрушки (
предметов); 2) прототипические игрушки (имитирующие реальные предметы
особым образом – через яркое обозначение и даже преувеличение основных
деталей, связанных со специфическими функциями этого предмета, и
игнорирование его второстепенных деталей; 3) полифункциональные
предметы, не имеющие
строгого функционального
кубики), которые
могут выступать как
предметов.
Игра и игрушка
неотдельны друг от друга
игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в
познавательном
отношении выступает для
обобщенного эталона
окружающей материальной
могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию,
но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям.
Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и
соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны
различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические,
игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные,
спортивные. Для
развития активности и
игрушки, которые
позволяют ярко выделить
предметов, важен
масштаб игрушек, их
(для таких игрушек, как ложка, тарелка, утюг, телефон и т.п.), его росту
(кукольная мебель, машины, коляски и т.п.), игрушки-партнеры (куклы,
мишки).
В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. А для выразительного
их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины,
украшения, головные уборы и др. Они не должны быть закрепления за одной
ролью, как это часто бывает в детском саду. Дети любят комбинировать
костюмы. Чем старше дети, тем более разнообразные костюмы им нужны. Для
игр детям разнообразные ролевые атрибуты, например, руль, бинокль, сумки
и другие. Некоторые
атрибуты полезно делать
они потребуются в игре. Это значит, что детям должны быть доступны
материалы и
полуфабрикаты для
атрибутов. Заметив интерес детей к какому-либо сюжету, можно включить в
занятие по изобразительной деятельности, ручному труду выполнение работ,
результаты которых затем могут быть использованы детьми в своих играх.
Так, поделки из глины или папье-маше (яблоки, орехи, морковка, тарелка,
миска) украсят любой стол. Изделия аппликации, например, коллективная
работа-поезд, луг – могут быть использованы как панно, узорные коврики
помогут оформить
комнату куклы. В старшем
занятиях ручным трудом дети изготавливаются поделки из бумаги, картона,
природного материала,
которые также могут быть
играх.
Неоформленные
материалы, используемые как
разной величины, кусочки ткани, меха, поролона, кожи, шнуры, веревки,
проволока, пластмассовые флаконы, природный материал и др.), удобно
хранить в коробке, которая может стоять в любом доступном месте для
детей. Ребенок
достает из него шнур
машины. Кубик может стать кусочком мыла, телевизором, книгой. Как
предметы-заместители
можно использовать
строительный материал, физкультурное оборудование, белую и цветную
бумагу. Воспитатель подводит детей к пониманию того, что некоторые
предметы-заместители
легко преобразовывать:
разорвать на
мелкие кусочки, смять,
нарисовать, а
из кубиков соорудить
игрушка ценна
тем, что делает ее сам
Из-за боязни насорить, нарушить порядок в группе нельзя лишать детей
возможности изготавливать
игрушки из самого
материала (газет, коробок, предметов обихода). Таким образом, при
условии максимального
единения игры с разными
Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста