Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа
Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..
следующее.
Как правило, начиная игру, дети обозначают лишь тему. Случаев
предварительного
обсуждения направления
зафиксировать
не удалось. Наибольшее
возникает, по нашим данным, на тот момент выбора темы игры. Гораздо
меньше конфликтов
возникает при последующем
В результате
констатирующего эксперимента
проявления творчества
в сюжетно-ролевых играх.
К высокому уровню относятся дети, отличающиеся в игре активностью, они
знают разнообразные игровые сюжеты, придумывают новые, фантазируют,
комбинируют свои знания из окружающего мира со своими фантазиями,
воспринимают воображаемую ситуацию. Они легко разрешают задачи,
трудности, возникающие в игре, берут на себя главные роли. Но по ходу
игры подбирают
или заменяют необходимые
игре предметы-заместители и предлагают свой вариант замещения, играют с
воображаемыми предметами («Давай возьмем по стулу – они будут
космическими
кораблями… Будто мы уже
человеки-пауки
н нас напали…). Эти дети составляют
30% (3 человека).
К среднему уровню нами было отнесено 4 детей, что составляет 40% из всех
экспериментируемых. Эти дети эпизодически могут выбирать тему игры, но
чаще принимают
тему детей-лидеров, взрослого;
реализуют свой
замысел. Самостоятельно
могут, поэтому берут на себя второстепенные роли. Чаще все ролевые
отношения разыгрываются в ходе игры («Давайте играть в летчиков?.. А
давай меня подбили… И я упал… Андрюша К.). Их игры отличаются
сыгранностью, шаблонностью,
т.е. игра характеризуется
творческих проявлений (например, «А давайте играть в «Дочки-матери», как
в прошлый раз?
– Вероника Ж.)
И к низкому уровню мы отнесли 3 детей, что составляет 30%. Эти дети
малообщительны, почти все во все играют по одному. Эти дети затрудняются
в придумывании темы, сюжета, не могут дополнить предложенный вариант, у
них отсутствует
способность фантазировать,
оригинальное. Играют только в зоне игрового уголка, преимущественно с
большими игрушками.
Таким образом, мы выяснили, что большая заслуга в организации игрового
пространства, создании благоприятной атмосферы для развития творчества
принадлежит педагогу,
уровень развития игровых
довольно низкий.
2.3. СОЗДАНИЕ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
В данном параграфе
мы представим ход и
формирующего эксперимента; дадим анализ как деятельности взрослого, так
и деятельности
детей; дадим сравнительный
ребят до и
после формирующего
В ходе эксперимента
мы апробировали методику Н.Я.
игры и, соответственно,
организации предметно-игровой
повысить творческую
активность в игре детей.
воображения, творчества, повышения инициативы всех участников игры в
развертывании сюжета, для направления игры по определенному руслу,
актуальному с точки зрения воспитательных задач была создана
эмоционально-благоприятная
обстановка в группе.
В ходе эксперимента
использовались педагогические
условия:
возможность для
самостоятельной игровой
организовать
развивающую предметно-игровую
стимулировать
влияние взрослого на
Для того, чтобы
обогатить сюжеты игр, мы
художественные произведения, предметы изобразительного искусства, так
как они знакомят
детей с богатством
познать эмоциональный мир человека. Такие произведения, как «Усатый
полосатый» С.Маршака, «Про зайчат» Е.Чарушина, «Бишка» К.Ушинского,
всевозможные
сказки.
Для поддержания
уверенности в собственные
чтение художественных произведений (Н.М.Артюзова «Трусиха»,
К.И.Чуковский «Тараканище», Г.А.Ладощников «Самокат», Н.Н.Носов
«Огурцы», «Мишкина
каша», В.Осеева «Почему» и
др.)
Хорошим дополнение
к чтению художественной
изображением животных, природы, сюжетные картины на различные бытовые
темы. Так, например,
содержание картины В.
грозы» ребята
связали с сюжетом сказки «
В своей работе мы использовали невербальные средства общения (улыбку,
мимику, жесты), которые
способствовали налаживанию
отношений с
детьми.
В ходе эксперимента мы выражали уверенность в то, что дети справятся со
всеми трудностями. (Например, «Какая ты умница, Юля» Замечательную игру
придумала» или «Настя, какой прекрасный домик ты организовала для своей
семьи».) Снятие эмоционального напряжения и развитие игрового поведения
способствовало активизации детей, побуждало их продолжать игру, делиться
своими соображениями
и впечатлениями по поводу
развертывания сюжета.
Главным моментом нашей работы явилось то, что мы избегали критики в
оценке деятельности
детей. Но если было
шутливом, доброжелательном тоне, не задевая самолюбия детей. Наиболее
часто нам приходилось
использовать успокаивающие
положительные оценки любого успеха ребенка. («Максим, у тебя обязательно
получиться эта роль», «Умница, Наташа, отлично справилась с ролью»,
«Молодец, Кирюша, интересную игру придумал» и т.д.) такое внимание со
стороны экспериментатора
вызывало у детей бурю
(улыбку) – они радовались, что у них получается, стремились придумать
что-то новое.
С конфликтующими
детьми мы проводили
деятельности
на сверстников, а также
совершенствование их игры, на подведение ее к уровню, соответствующему
возрасту детей, а именно на развитие ролевых действий и ролевого
диалога.
Совместные беседы, обсуждения картин, прочитанного, а также каких-то
событий, явлений,
участие взрослого в
преимущественно
игровой, все это было
Некоторые из них сразу проявили интерес к новому лицу, то есть задавали
вопросы, сообщали новости, легко шли на контакт со взрослым, но через
некоторое время
уже все дети играли со
советовались с ним. Обращение взрослого к каждому ребенку с личными
вопросами о его одежде, настроении, о доме, о домашних животных и т.д.,
проявление личной заинтересованности в делах и успехах ребенка – все это
привело к благоприятной атмосфере в группе, которая выражалась в деловом
сотрудничестве
экспериментатора с детьми и
между детьми.
После установления
требуемого стиля общения
(демократического)
мы начали целенаправленную
умений, таких как, умение создать замысел, продумать сюжет игры,
разнообразить темы игр, использовать в игре больше воображаемых
предметов; предметов-
Процедура проведения
эксперимента заключалась в
человека приглашались в игровой уголок, где им предлагалось поиграть.
Игра строилась как совместная деятельность взрослого (экспериментатора)
и ребенка.
До начала игры
подготовительную организационную работу. Эксперимент проводился в двух
сериях.
В первой серии
взрослый помогал детям
спланировать основные сюжетные коллизии и распределить роли.
Экспериментатор
принимал непосредственное
себя какую-нибудь эпизодическую роль. Отдельную работу мы провели с
детьми, у которых низкий уровень развития игры. В игре с этими детьми
экспериментатор выполнял основную (постоянную) роль, а ребенок остальные
роли, последовательно
их меняя.
Организационный момент начинался с того, что экспериментатор спрашивал:
«Ребята, во что вы собираетесь играть?» В основном, дети отвечали: «В
«Дочки-матери», в «Семью», в «Больницу», Денис предложил поиграть в
«Телепузиков». Получив ответ, мы предлагали детям поиграть вместе и
придумать, как интереснее играть по-новому. Отталкиваясь от обозначенной
детьми темы, мы стимулировали их к внесению двух-трех вариантов развития
событий, в случае когда дети не могли справиться с этим, мы сами
предлагали дополнительный вариант (например, «Может быть так … А может
быть по-другому
… А как еще может быть?»)
С дошкольниками (Андрюшей К., Вероникой Ж., Антоном А.), у которых менее
развито ролевое
поведение, мы развертывали
сюжетов, хорошо
им известных. При этом
экспериментатор
последовательно менял роль
высоким уровнем развития игры: «Давай, Вероника, ты будешь Дюймовочкой,
а я Лягушкой… А теперь я Жук …», Игра носила характер импровизации, без
точного повторения текста сказки. Важно, лишь воспроизвести общий смысл
ролевых диалогов. Затем мы брали на себя роль главного героя, а ребенку
предлагали быть всеми остальными, по очереди. (Давай играть в
«Приключения Буратино». Я буду Буратино, а ты папа-Карло. Согласен? А
Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста