Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа
Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..
использовать
результаты художественной
Совместные игры требуют умения договариваться друг с другом, понятно
излагать свои
мысли. Овладеть
специально оборудованная
игровая среда. Так, чтобы
высказывания, обращенные к реальному и воображаемому собеседнику, в
игровом уголке появляется игрушечный телефон или телефонная будка. Такая
игровая обстановка, побуждает детей к разговорам с собеседником, дает
возможность сосредоточиться,
а некоторым преодолеть
Объединению в
игре способствуют также
игрушки, например, макет грузовой машины, теплохода, а так же крупный
строительный материал. С.А.Новоселова рекомендует использовать
условный, крупный, средообразующий материал для организации обобщенной
предметно-игровой среды, например, крупные картонные коробки, обшитые
однотонной тканью
нескольких цветов [18].
В исследованиях
многих авторов установлено,
условных, крупных
предметов способствует
детей в игре и становится важным фактором развития самодеятельных
сюжетно-ролевых игр [9; 12; 24; 28; 48]. Сюжетно-ролевые игры в такой
предметно-игровой среде открывают более широкие возможности для
проявления интеллектуальной инициативы детей в игре на основе
экстериоризации
его образного плана.
Также для игр
можно предложить
Организация игры с крупными, нейтральными по отношению к любому
содержанию игры,
средообразуюшими предметами
не только один
конкретный необходимый
предметную ситуацию,
сомасштабную пространству
Средообразующие модули объединяют детей в общем деле, стимулируют их
поисковую деятельность и творчество, способствуют как интеллектуальной,
так и познавательной активности. Крупные модули позволяют не только
представить игровое действие, но и реально его совершить (по-настоящему
забраться в пещеру или дом, подняться на вершину мачты и т.д.). ПО ходу
игры возникает
экспериментирование и в
реальном действии,
в реальном движении на
Детям нравятся игры, в которых они преодолевают физические затруднения
при перемещении предметов, при их сооружении. Они радуются, когда
преодолевают
эти затруднения.
Современный дизайнер и искусствовед Г.Н.Любимова, такие известные ученые
М.И.Лисина, Т.А.Репина, Л.А.Парамонова, С.Л.Новоселова предлагают
использовать
«универсальные предметно-
системы еще
можно было бы назвать «
современных игровых миром с полным основанием может быть отнесен
универсальный
организующий игровое
конструктор «Квадро», который является одной из самых удачных и
наукоемких разработок
XX века для детей дошкольного
возраста.
Современные игрушки и развивающие игровые среды несут информацию,
делающую и
его проводниками в мир
воплощения игровых замыслов, средством не только получения, но, что
особенно важно применения новых знаний на практике, использования этих
знаний и умений
в самостоятельной
известные развивающие предметно-игровые среды «Лего» ), включая
«Лего-Дупло», «Лего-Дакта» и др.); «Фишертехник» (игрушечные железные
дороги); «Либерти» (мягкие игрушки-животные); «Квадро»
(многофункциональный конструктор), «Модуль-игра» (система модулей для
игр и занятий); «Акваплэй» (водяной конструктор для игр и
экспериментирования)
и другие наукоемкие
для детей.
Современные требования
к созданию полноценного
отвечают реальности;
в группой комнате нужно
проведения различных
игр, предусмотреть ее
поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового
интерьера и
оборудования, что конечно же
не всегда возможно.
Так как сейчас
дети играют в основном
психолого-педагогическая
задача побудить детей к
использованию своего жизненного опыта в игре, а не действовать по
шаблону, диктуемому
стандартным предметным
Инициатива детей в игре часто бывает скована заранее определенной
педагогами тематикой игр, наличием стабильных по содержанию игровых зон
(уголков), толкающих
детей на воспроизведение
во всех возрастных группах. Так как тематические игровые уголки,
получившие широкое
распространение в практике
детей младшего дошкольного возраста, для старших детей могут быть
тормозом игровой инициативы, потому что в этих уголках, где
соответствующим образом расположено игровое оборудование и игрушки, т.е.
детям заранее задается игровая задача. Но игра, прежде всего, должна
быть творческой и помехи на пути детского творчества в игре следует
устранять.
Это положение дел в практике дошкольного воспитателя необходимо
преодолеть путем такой организации игры, которая побуждала бы детей к
творческому отражению действительности, рождала бы у них познавательные
интересы, инициативность их деятельности. Возможность проявления
ребенком творческой
инициативы в игре
целенаправленного
педагогического руководства
Руководство игрой зависит от цели, которую преследует педагог. Очевидно,
что цели руководства играми могут быть в каждом конкретном случае
различными, но
они должны быть разрозненными.
педагогического руководства с необходимостью связано с пониманием
педагогом функции игры в дошкольном детстве. Оно состоит в том, что
игра, как «самостоятельная, самодеятельная», по выражению А.В.Запорожца,
активность ребенка
обеспечивает творческое
опыта превращение
его в средство созидания
сформированная
игра является надежным
творческого воспитания
личности ребенка-дошкольника.
Таким образом,
создание предметно-игровой
заботы воспитателя.
Главный педагогический
непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой
среды. Существенное значение имеет и организация внесения игрушек. Ее
специфику раскрывают многие педагоги [48; 24; 28]. Предметно-игровая
среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания
знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития
их игры.
Таким образом,
анализ психолого-
данном параграфе, позволил выяснить требования к организации
предметно-игровой
среды. С точки зрения
которых авторы
выделяют возрастную
разнообразие, но
при этом возможность
различных игр, то есть полифункциональность. Для нас важно, что
исследователи выражают свою точку зрения по поводу запрещения
пользования игрушками, считая, что это вредит проявлению творчества
ребенка.
ГЛАВА II.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО
ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. МЕТОДИКА ОПЫТНО-
В данном параграфе
мы определим задачу опытно-
подробно опишем
методику констатирующего,
исследований.
Анализ психолого-
что организация игрового пространства может рассматриваться как условие
развития игры
детей старшего дошкольного
организует предметную
среду для развития игровых
замыслов детей;
создает эмоционально-
обеспечивает
руководство сюжетно-ролевой
творчества.
Выдвинутая гипотеза
определила задачи
Выявить особенности
предметно-игровой среды в
уровень развития
игры детей старшего
Определить особенности работы педагога по обогащению предметно-игровой
среды и руководству
игрой детей старшего
Педагогические условия организации игрового пространства детьми старшего
дошкольного возраста
в экспериментальных
Сравнительный
анализ результатов
Программа проведения
экспериментальной работы
этапа:
1 этап – констатирующий
эксперимент.
2 этап – формирующий
эксперимент.
3 этап – контрольный
эксперимент.
Для решения
поставленных задач нам
I. Описать предметную
игровую среду в группе
описания предметно-игровой среды нужно обращать внимание на планировку
групповой комнаты,
предметное оснащение и
на описании
игрушек, предметов,
Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста