Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:41, контрольная работа
Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения является профориентационная работа с учениками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.
1.Введение
2.Теоритическая часть:
-основные понятия
-категории
-теоритическая часть вопроса
3.Практическая часть:
-тест
-интерпретация полученных данных
4.Заключение
5.Литература
План
1.Введение
2.Теоритическая часть:
-основные понятия
-категории
-теоритическая часть вопроса
3.Практическая часть:
-тест
-интерпретация полученных данных
4.Заключение
5.Литература
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения является профориентационная работа с учениками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.
Одним из направлений работы социального
педагога по социальной адаптации детей,
по подготовке их к взрослой жизни,
а так же направленная работа по
развитию личности является профориентация
учащихся. Профессиональная ориентация
рассматривается как сложный
динамический процесс формирования
личностью системы своих
Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях занимались такие отечественные ученые как А.К. Маркова, Г.С. Прыгин, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников, Т.В. Кудрявцев и другие. Обращаясь к трудам зарубежных ученых, были изучены основные позиции П.С. Лернер, Л. Хьёлл, которые рассматривали данную проблему и подчеркивали важность профориентационной работы для формирования личности подростка.
Анализ теоретических подходов реальных ситуаций педагогической действительности по проведению профориентационных мероприятий среди подростков в общеобразовательных учреждениях обусловили проблему исследования: каковы наиболее оптимальные пути осуществления профориентации подростков, способствующих развитию личности, её профессиональных ценностей и знаний в общеобразовательном учреждении.
Проблема, в её целостности и
взаимосвязи, определила выбор темы
настоящего исследования: «Профориентация
детей подросткового возраста в
общеобразовательных
Цель исследования: выявить социально-
Объект исследования: деятельность общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: процесс профориентации детей подросткового возраста.
Теоритическая часть
Одним
из важнейших направлений деятельности
социального педагога в общеобразовательном
учреждении с детьми является профориентационная
работа, которая призвана способствовать
решению вопросов социализации личности
подростка. Поэтому необходимым условием
общеобразовательного учреждения по социальной
адаптации детей, по подготовке их к взрослой
жизни является профориентация учащихся.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации вступила в действие программа по модернизации российского образования на период до 2010 года. Большое внимание в концепции этой программы уделяется внедрению системы профессионального образования в школе, направленной на создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе и с учетом потребностей рынка труда.
История появления некоторых элементов оценки профориентации человека уходит в глубину веков (1).
Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.
Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
Существует две формы
Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:
- ознакомление с миром
- изучение интересов,
- ознакомление с правилами
- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем
Поскольку объектом профориентационной
деятельности является процесс социально-
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров .
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.
Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
Профориентация, выполняющая функции
профессиональное подготовки предполагает
два пути его получения –
Выбор профессии, осуществляемый человеком
в результате анализа внутренних
ресурсов и путем соотнесения
их с требованиями профессии, является
основой самоутверждения
- внешних условий;
- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
В систему профессиональной ориентационной
работы входит такое понятие как
профессиональное самоопределение, так
как выбор профессии и
Профессиональное
Формирование
Существует несколько подходов
к пониманию профессионального
самосознания. Г.С. Прыгин считает, что
профессиональное самоопределение
– это осознание человеком
своей принадлежности к некоторой
профессиональной группе. В.А. Алексеев
делает основной акцент в профессиональном
самоопределении на познании и самооценки
профессиональных качеств и отношении
к ним. Л.А. Головей трактует это
понятие, как избирательную деятельность
самосознания личности, подчиненную
задачи профессионального
Подобные интерпретации
По мнению А.К. Марковой профессиональное самоопределение включает:
- осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств;
- осознание этих качеств у
других людей, сравнение себя
с неким абстрактом или
- учет оценки себя как
- самооценивание человеком
- положительное оценивание себя
в целом, определение своих
положительных качеств,
Профессиональное
Е.Ю. Пряжниковой были выделены основные
задачи профессионального
- формирование общей готовности к самоопределению;
- а для подростков и
Профессиональное
Профориентационную работу в школе можно разделить на фазы, которые предопределены не только общими целями профессиональной ориентации, но и динамикой профессиональной ориентации самого ученика:
- подготовительная фаза (ранняя
профориентация). В этот период
в рамках профориентацийной
- фаза формирования – период,
когда у ученика возникает
актуальный интерес к выбору
профессии. С помощью
- направляющая фаза –
- фаза закрепления – период
после выбора учеником
Таким образом, сущность профориентации подростков заключается в её функциях, основной функцией профориентации является профессиональная подготовка и профессиональное самоопределение подростков в общеобразовательном учреждении. Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития. Профориентационная работа в школе проходит в несколько этапов (фаз), которые предопределены общими целями профессиональной ориентации и динамикой профессиональной ориентации самого ученика. Профориентация призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей к той или иной профессии.
ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ?
1. Знакомиться с жизнью растений и животных.
2. Уроки по географии, чтение учебника географии.
3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.
4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.
5. Уроки домоводства или домашние задания домоводством.
6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.
Информация о работе Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации