Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:10, дипломная работа

Описание

Цель исследования - дать теоретическое обоснование использования эвритмии как средства формирования сенсомоторной координации у детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сенсомоторной координации детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 7
1.1. Формирование сенсомоторной координации как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 19
1.3. Формирование сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 28
Вывод по главе 1 37
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 38
2.1. Изучение особенностей сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 38
2.2 Педагогический проект по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 53
Вывод по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 70

Работа состоит из  1 файл

ВКР Прокошева.docx

— 135.75 Кб (Скачать документ)

Третьим компонентом сенсомоторной координации  является слуховая координация. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире.

Слух  человека формируется на здоровой органической основе с самого раннего возраста под влиянием акустических (слуховых) раздражений. В процессе восприятия человек не только проводит анализ и синтез сложных звуковых явлений, но и определяет их значение. Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в  дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Хорошо опознаваемые и осознанно  воспринимаемые звуки могут корректировать характер деятельности человека. В  развитии слуховой координации существенное значение имеют движения рук, ног, всего  корпуса. Эти движения помогают ребенку  вычленить этот ритм. В свою очередь, чувство ритма способствует ритмизации и обычной речи, делая ее более выразительной.

Все выше перечисленные компоненты находятся  в тесной взаимосвязи. Нарушение  одного из них ведет в свою очередь  к нарушению формирования сенсомоторной  координации.

Устранение недостатков в развитии сенсомоторной координации детей осуществляется в основном средствами коррекционно-физического воспитания через организацию оптимального двигательного режима. Благодаря различным лечебно-оздоровительным, физкультурным и другим мероприятиям, проводимым разными специалистами (врачами и методистами по лечебной физкультуре, педагогами и психологами, учителями физической культуры и руководителями спортивных секций и кружков и др.) в соответствии с распорядком дня детского учреждения, нормализуются и развиваются двигательные, зрительные, слуховые функции ребенка. Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него сенсомоторной координации, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие.

Таким образом, анализ литературных источников позволил нам сделать вывод о том, что естественное развитие сенсомоторной координации наиболее интенсивно происходит в дошкольном возрасте. Сенсомоторная координация, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Сенсомоторная координация состоит из трех компонентов (зрительной, слуховой, двигательной координаций), поэтому коррекционная работа должна носить комплексный характер.

 

 

    1. Особенности формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом

Дети с нарушением опорно-двигательного  аппарата уже несколько десятилетий  являются объектом пристального внимания специальных педагогов. Среди них 89% - это дети страдающие детским  церебральным параличом. По данным Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации в 2009 году диагноз «детский церебральный паралич» был впервые поставлен 7409 детям, а в 2010 году – 6978 [47].

Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые  возникают в связи с повреждением мозга [40, c. 12]. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга, от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе, вторично в течение жизни возникают нарушения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах [19, c. 41].

Первое  клиническое описание ДЦП было сделано  В. Литтлем в 1853 году. В течение почти 100 лет ДЦП называлось болезнью Литтля. Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду. В 1893 году он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническим признаками в группу церебральных параличей.

В 1958 году на заседании VIII пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин утвердили и дали определение: «детский церебральный паралич — не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга». Но, до настоящего времени идут научные дискуссии по поводу этого термина. В специальной литературе можно найти большое количество терминов для обозначения этого типа нарушений.

Основным  клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной  с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса, парезами. К двигательным расстройствам в  большей части случаев присоединяются нарушения зрения и слуха (20-25%), речи и др. У некоторых детей могут  наблюдаться сопутствующие синдромы: судорожный, мозжечковый, гипертензионный, гиперкинетический и иные. Такая сложная клиническая картина и вынужденная обездвиженность создает дефицитарный характер психического развития ребенка с ДЦП, что весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом. Наиболее распространенной формой нарушения психического развития при данном заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции детей с ДЦП) и примерно 20-25% имеют умственную отсталость различной степени выраженности [19].

Степень тяжести двигательных нарушений  варьируются в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся  грубейшие нарушения, на другом –  минимальные. Психические и речевые  расстройства, также как и двигательные имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая  гамма различных сочетаний.

В мировой  литературе предложено более двадцати классификаций ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, характере клинических проявлений, патогенетических особенностях. В отечественной клинической практике используется классификация К.А. Семеновой [26, с.71], в которую включены собственные данные автора и элементы классификации Д.С.Футера и М.В.Цукер.

Согласно  этой классификации выделяют пять основных форм детского церебрального паралича:

- двойная  гемиплегия,

- спастическая  диплегия,

- гемипаретическая форма,

- гиперкинетическая форма,

- атонически-астатическая форма.

Спастическая  диплегия - наиболее распространенная форма ДЦП, характеризуется тетрапарезом, при этом руки поражены в меньшей степени, чем ноги. Дети, страдающие спастической диплегией, под влиянием специального обучения могут овладевать навыками самообслуживания, письма и рядом трудовых навыков. При спастической диплегии возможно преодоление психических и речевых расстройств при условии систематической, направленной коррекционной работы.

Следующая форма ДЦП - двойная гемиплегия - возникает при наиболее тяжелых  поражениях незрелого мозга. Это  тоже тетрапарез. Однако обе пары конечностей поражаются в одинаковой степени Больные - практически обездвиженные, безречевые и имеют глубокую степень интеллектуального недоразвития. Их состояние усугубляется наличием сопутствующих синдромов, что приводит к невозможности их воспитания и обучения. При условии отсутствия глубокого интеллектуального недоразвития у этих больных двойная гемиплегия может трансформироваться в спастическую диплегию.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется наличием насильственных движений. Гиперкинезы встречаются в сочетании и с параличами, и с парезами или без них. Широко распространены речевые нарушения (90%), чаще - в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект ребенка при этом часто остается удовлетворительным. Обучению ребенка мешают тяжелые речевые нарушения и тяжелые расстройства произвольных движений. Однако дети с этой формой ДЦП проявляют стремление к общению и обучению. Эта форма вполне благоприятна в отношении обучения и социальной адаптации.

Атонически-астатическая форма ДЦП отличается низким тонусом мышц, в отличие от других форм с высоким тонусом. Для этой формы характерно наличие парезов, атаксии и тремора. У 60% - 75% детей наблюдаются речевые расстройства в форме мозжечковой дизартрии. Довольно часто при этой форме наблюдается недоразвитие психики.

Гемипаретическая форма. При этой форме двигательные расстройства выражены в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Из-за трофических расстройств у детей отмечается замедление роста костей, а отсюда - укорочение длины паретичной конечности. При этом тяжелее поражаются руки - правая или левая. Эта категория больных ДЦП, как правило, лучше, чем при других формах, общается, социально ориентируется и приучается к труду, но нуждается в коррекции нарушений таких корковых функций, как счет, письмо, пространственное восприятие.

Ведущими  в клинической картине детских  церебральных параличей являются двигательные нарушения, которые характеризуются  центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами. Двигательные нарушения  часто сочетаются с речевыми и  психическими расстройствами, эпилептиформными припадками.

Двигательные  нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности [24, с.64].

1. Тяжелая.  Дети не овладевают навыками  ходьбы и манипулятивной деятельностью. Они не могут себя обслуживать.

2. Средняя.  Дети овладевают ходьбой, но  передвигаются с помощью ортопедических приспособлений (костылей, канадских палочек и т.п.) Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции.

3. Легкая. Дети ходят самостоятельно. Они  могут себя обслуживать, у них  достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

При легкой и средней степени поражения (а  таких детей более 70% среди всех, страдающих ДЦП) дети могут посещать коррекционно-образовательные детские учреждения. Наиболее тяжелые больные воспитываются и обучаются в специальных учреждениях интернатского типа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для детского церебрального паралича характерно нарушение мышечно-суставного чувства, определяющих в значительной степени не только тонус мышц, но и развитие произвольных движений [31, c. 42]. У больных при сохранности правильного восприятия отдельных движений нет возможности синтезировать эти движения в единое целое. Специалисты по проблемам детского церебрального паралича (Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова) считают, что патология кинестетического восприятия является одной из причин нарушения хода развития ряда гностических функций. Кроме того, установлено, что при ДЦП имеют место расстройства пальцевого праксиса, пальцевого гнозиса, нарушение стереогноза.

Формирование представлений о своем теле находится в тесной связи с развитием двигательных функций, в процессе которых осознается взаиморасположение частей тела - схемы тела. Многие дети, страдающие ДЦП, как бы «забывают» пользоваться своими пораженными конечностями, они игнорируют свою пораженную руку даже в случае умеренного поражения. Подавление деятельности кинестетического анализатора затрудняет, а в некоторых случаях, по-видимому, и исключает выработку тех условно-рефлекторных связей, на основе которых строится чувство собственно тела, чувство позы и, наконец, тонкая моторика. Отсюда и элементы апраксии, в основном - в движении пальцев рук [26, c. 26].

В связи  с двигательной патологией у детей, страдающих церебральным параличом, значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия «далеко», «близко», «дальше» заменяются у них определениями «там» и «тут». Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Дошкольники с ДЦП с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы – круг и овал, квадрат и прямоугольник [44, c.68].

В структуре дефекта у детей  с церебральным параличом значительно  место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80%. Большое значение в механизме речевых нарушений при данном заболевании имеет двигательная патология. Отмечается взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом. Длительное сохранение патологических тонические рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Выраженность тонических рефлексов повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Подобные нарушения артикуляционной моторики задерживают и нарушают формирование голосовой активности и звукопроизносительной стороны речи. Недостаточность кинестетического восприятия проявляется в том, что ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей. Также отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности. Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств.

Информация о работе Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП