Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:10, дипломная работа

Описание

Цель исследования - дать теоретическое обоснование использования эвритмии как средства формирования сенсомоторной координации у детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сенсомоторной координации детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 7
1.1. Формирование сенсомоторной координации как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 19
1.3. Формирование сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 28
Вывод по главе 1 37
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 38
2.1. Изучение особенностей сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 38
2.2 Педагогический проект по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 53
Вывод по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 70

Работа состоит из  1 файл

ВКР Прокошева.docx

— 135.75 Кб (Скачать документ)

Музыкальная эвритмия. Восприятие музыки является активным слухо-двигательным процессом, так как все время связано с определенными двигательными реакциями. Моторные реакции могут иметь разную степень выраженности: от зачаточных (напряжение и расслабление голосовых связок, мускулов гортани, глубоко лежащих мышц грудной клетки) до явных (раскачивание всем телом, отбивание такта ногой, кивание головой) [33, c. 69]. Эти реакции являются органичным компонентом восприятия музыки и часто остаются неосознанными, если внимание на них не обращено. На занятиях музыкальной эвритмии ребенку дается возможность не подавлять желание двигаться под музыку, при этом движения стараются систематизировать и выстроить в определенную последовательность. Все это приводит к развитию сенсомоторной координации, учит ребенка ориентироваться в схеме своего тела.

Лечебная эвритмия – разновидность терапии эвритмией, представляющая собой систему терапевтических знаний и двигательных упражнений, разработанную на основе идей антропософской медицины и методов эвритмии – специального искусства движения, воплощающего в видимой форме звучание речи и музыки. Как искусство и как одухотворенная гимнастика эвритмия получила широкое признание и применяется как у взрослых, так и в дошкольной, школьной и специальной педагогике. Лечебная эвритмия способна многого достичь в терапии тех или иных хронических заболеваний. Но особенно рациональна и действенна она для людей, страдающих двигательными расстройствами. Пациент активно участвует в исцеляющем процессе. Только в лечебной эвритмии все человеческое существо обращается к своей волевой активности, чувствам и мышлению. Больной человек, взрослый или ребенок, упражняется в определенных движениях, жестах и в пространственных формах, которые непосредственно влияют на его жизненные силы. При этом виде эвритмии воздействие происходит на все виды восприятия: зрительное, слуховое, двигательное [9, c. 37].

Эффективность занятий эвритмией будет зависеть от ряда условий.

Условие 1.Организация пространства занятий.

Для проведения эвритмического занятия  необходимо просторное, светлое хорошо проветренное помещение, способствующее созданию терапевтического эффекта. В случае с детьми, страдающих детским церебральным параличом, помещение должно быть оборудовано хореографическими стойками, вертикализаторами. Также на полу должно находиться мягкое покрытие. Это поможет ребенку чувствовать себя свободно во время перемещений. Необходимо заранее удобно расположить все материалы, в том числе музыкальные инструменты. Из обуви удобнее всего использовать чешки.

Условие 2. Содержание занятий.

Занятие эвритмией проводится в рамках ведущего вида деятельности. В случае с дошкольниками  – это игра. Каждое занятие имеет  единый сюжет. Музыка, стихи, игровые приемы должны дополнять друг друга. Для детей дошкольного возраста это может быть сказочная история с простым сюжетом. У каждого занятия должна быть своя логика, последовательность элементов. В ходе занятия выполняются игры и упражнения, направленные на развитие двигательной активности, формируется тонкая моторика зрительное и слуховое восприятие, координация движений, активизируется речь ребенка.

Условие 3. Структура занятия.

Занятие эвритмией начинается с приветствия. Задача приветствия - настроится на занятие, поэтому движения должны быть плавными и медленными. Затем следуют движения с элементами ритма (мелкие движения, помогающие детям сосредоточится) – пальчиковые игры, упражнения на географию тела и т.п. Упражнения производятся стоя или сидя на одном месте.

Основная часть занятия –  активные движения и перемещения  в пространстве помещения. Медленные  и быстрые движения чередуют друг друга. Основная часть включает следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

  • ритмические игры (упражнения на развитие слуховой и зрительной координации);
  • блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы и рук и т.п.);
  • блок развития мелкой моторики;
  • упражнение на развитие зрительной координации;
  • импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
  • народные игры.

Эвритмическое занятие завершается  фазой успокоения. Рекомендуется  постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди - «закрыть все замочки». Важно покинуть помещение, сохранив состояние покоя и умиротворения. Для этого используются считалки [21, c. 154].

Основой эвритмического занятия является импровизация, основанная на тех движениях, которые ребенок не только знает, но и в состоянии выполнить. Содержание этих движений включает несколько параметров: телесное восприятие, пространственное восприятие, координация и ритм, восприятие собственного «Я», контакты и совместная работа, фантазия и  чувственные выражения.

В работе с дошкольниками с церебральным параличом на занятиях эвритмией  применяются несложные плавные  движения. При этом дети занимаются как стоя у хореографической стойки, поручней стены, сидя в коляске, а  также лежа. Упражнения разрабатываются  с учетом индивидуальных возможностей ребенка в тесной взаимосвязи  с медицинским работником, психологом, педагогом. Продолжительность занятия  20-30 минут. В учебном году проводится 9 занятий, которые составлены с учетом сезона и повторяются по содержанию 1 раз в неделю (4 - 5 раз в месяц) [36, c.72]. Группа детей с ДЦП не делится по состоянию двигательной сферы, интеллектуальным возможностям.

Еще одним важным звеном в эвритмическом занятии становится присутствие родителей. Они могут быть как объектом идентификации, публикой, которая поддерживает ребенка, так и опорой во время двигательных упражнений.

Эвритмия открывает перед детьми дошкольного возраста с ДЦП много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них, так как нет четких правил выполнения тех или иных упражнений, что позволяет ребенку чувствовать себя расковано. Ребенок получает возможность выразить в движении нечто важное для него. В процессе занятий развивается слуховая, зрительная, двигательная координация, активизируется речь.

Таким образом, занятия эвритмией благотворно  влияют на формирование сенсомоторной  координации, так как задействованы  одновременно зрительный, слуховой и  двигательный анализаторы. При этом педагог-психолог самостоятельно выбирает темп и ритм занятий, в зависимости от физических возможностей ребенка. Игровая направленность занятий подходит для детей дошкольного возраста. Правильно организованное пространство, соответствие игр и упражнений возрасту и возможностям ребенка, страдающим церебральным параличом, включение в занятие музыки и стихотворных форм позволяет снять мышечные зажимы и создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе 1

Проведенный анализ литературных источников по проблеме исследования позволяет сделать  следующие выводы:

  1. Сенсомоторная координация - согласованность действий и взаимодействия органов чувств и движений. Она, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное зрительное, слуховое, двигательное восприятие окружающего мира является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
  2. У детей с детским церебральным параличом, в связи с поражением центральной нервной системы, нарушена двигательная функция, зрение, слух. Это приводит к тому, что сенсомоторная координация формируется с существенным опозданием.
  3. На данный момент, в работе с детьми с ДЦП используются средства, которые формируют отдельно или сенсорные эталоны или же двигательную активность. Эвритмия, в отличие от других средств, позволяет одновременно воздействовать как на двигательную функцию, так и зрительное и слуховое восприятие.

Специально организованное пространство позволяет ребенку, страдающему  церебральным параличом, свободно двигаться. Подбор игр и упражнений на занятиях эвритмией осуществляется таким  образом, чтобы одновременно были задействованы  органы зрения, слуха, речь, тонкая и  общая моторика. Использование музыкального сопровождения снимает мышечные зажимы. Стихи помогают активизировать речь ребенка. Отсутствие четких правил в выполнении заданий помогают ребенку  с ДЦП действовать в силу своих физических возможностей, что в свою очередь создает ситуацию успеха.

Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию сенсомоторной координации  детей дошкольного возраста с  детским церебральным параличом  посредством эвритмии

2.1. Изучение особенностей  сенсомоторной координации дошкольников  с детским церебральным параличом

В настоящее  время важность проблемы психического развития и своевременной коррекции  нарушенных функций у детей с  отклоняющимся развитием, широко обсуждается  в специальной и психологической  литературе (В.И. Лубовский, 2003; И.А. Смирнова, 2003). Однако при анализе подобных работ было отмечено, что только незначительное число исследователей уделяют внимание такому значимому компоненту психических процессов, как формирование сенсомоторной координации. В основном вся имеющаяся информация - теоретическая, практического материала недостаточно.

Дошкольный  возраст является важным этапом в  развитии сенсомоторной координации у детей с ДЦП. Нарушение развития может привести к сложностям в развитии познавательной деятельности, что скажется в дальнейшем не только на обучении такого ребенка, но и на социализации и интеграции в общество. Таким образом, выявление возможных отклонений в процессе сенсомоторной координации ребенком старшего дошкольного возраста с ДЦП, правильно организованный процесс психолого-педагогической работы будет способствовать не только восприятию окружающего мира, но и личностному становлению ребенка с ДЦП, его максимально ранней социальной адаптации.

При проведении обследования дошкольников с диагнозом  ДЦП следует соблюдать ряд  условий:

  1. создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;
  2. предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
  3. чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
  4. игровой характер заданий;
  5. валидность психодиагностических методик;
  6. задания, должны соответствовать уровню развития предметно-практических манипуляций ребенка с ДЦП.

Исследование  проводилось на базе Государственного бюджетного учреждения социального  обслуживания населения Свердловской области «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Дзержинского района г. Нижний Тагил».

Для исследования была выбрана группа «Мать и дитя», которую посещали 6 детей с диагнозом  ДЦП в сопровождении родителей  в возрасте 5-6 лет.

Перед началом  диагностики нами была изучена документация (личные дела, медицинские карты). На основе полученных данных была составлена таблица 1 (Приложение 1). Как видно из таблицы, в экспериментальную группу вошли дети с различными формами ДЦП (парапарез нижний (2), гемипарез (2), спастическая диплегия (3) и различной степенью тяжести (легкая и средняя).

Кроме перечисленных  выше нарушений у обследуемых  детей отмечались расстройства нервной  системы (ночной энурез у одного ребенка), расстройство темпо-ритмической стороны речи (заикание) у одного. В двух случаях отмечалась минимальная мозговая дисфункция. В состав группы вошел 1 ребенок с ЗПР.

В связи  с тем, что сенсомоторная координация  включает в себя зрительную координацию, двигательную координацию и слуховую координацию для исследования нами были выбраны следующие методики.

  1. Методика «Срисовывание образцов» (З Матейчек.,                                М. Стрнадова);
  2. Методика «Домик» (Н.И. Гуткина Н.И.);
  3. Методика» Ритмический рисунок звуков» (А Лурия).
  4. Методика «Срисовывание образцов» (авторы: З. Матейчек., Стрнадова М.)

Цель: определить уровень развития у ребенка зрительно-моторной координации, тонкой моторики руки, сформированность графических навыков.

Материал и оборудование: 8 карточек (7×10 см) с изображениями геометрических фигур (Приложение 2), простой карандаш, листы нелинованной бумаги стандартного формата.

Инструкция: «Сейчас ты получишь интересное задание – срисовывать специальные рисунки. Вот круг. Нарисуй на бумаге такой же кружок». После того, как ребенок справится с этим заданием, ему дается следующая инструкция: «А сейчас будут другие рисунки: легкие и немного сложнее. Попробуй срисовать их так хорошо, как только сможешь. Постарайся, чтобы они были такой же величины, как и на образце. Если у тебя не все будет получаться, можно попробовать снова». Необходимо предупредить, что во время работы не рекомендуется стирать нарисованное, пользоваться линейкой, пытаться обводить образец, подложив его под бумагу.

Информация о работе Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП