Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:10, дипломная работа
Цель исследования - дать теоретическое обоснование использования эвритмии как средства формирования сенсомоторной координации у детей.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сенсомоторной координации детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 7
1.1. Формирование сенсомоторной координации как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 19
1.3. Формирование сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 28
Вывод по главе 1 37
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 38
2.1. Изучение особенностей сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 38
2.2 Педагогический проект по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 53
Вывод по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 70
Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи. У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи. Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолированном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии — дизартрия — часто сочетается с задержкой речевого развития или реже — с алалией.
При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом[24, c. 37].
Около 25% детей с ДЦП имеют аномалии зрения. У них отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз). Двигательная недостаточность мешает формированию зрительной координации. Такие особенности зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. У детей с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический раздражитель возникает притормаживание общих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции, то есть поворот головы в сторону источника света. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг.
И.И. Мамайчук было проведено исследование, которое показало, что зрительное прослеживание у детей с ДЦП формируется позднее нормально развивающихся детей и характеризуется фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения. Также у детей с ДЦП затруднена перцептивная активность в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а также мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом. Зрительная координация при ДЦП формируется примерно к 4 годам [32, c.7].
Э.С. Калижнюк считает, что у детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изображений (перечеркнутых, наложенных друг на друга, «зашумленных»). У некоторых детей часто долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, что мешает дальнейшему восприятию. Наблюдается нечеткость восприятия картинок: одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут «узнавать» по-разному. Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП.
При ДЦП также имеет место недостаточность слуховой координации. Такие дети затрудняются в определении дифференциации звуков, затрудняются в определении пространственной составляющей. У 20–25% детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме. В таких случаях особенно характерно снижение слуха на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (к, с, ф, ш, в, т, п), затрудняется в их произношении (в речи пропускает их или заменяет другими звуками).
Нарушение двигательной, зрительной, слуховой координации, у детей с детским церебральным параличом приводит к тому, что формирование сенсомоторной координации происходит с большим опозданием. Все сказанное выше указывает на специфические условия интеллектуального и познавательного развития детей, страдающих ДЦП. Поэтому очень важна ранняя коррекционная помощь данной категории детей.
Эффективность
коррекционных мероприятий
На
возможности искусства в
Итак, детский церебральный паралич является тяжелым заболеванием, при котором страдает не только двигательная функция, но и зрение, слух, речь. Это, в свою очередь, приводит к нарушению формирования сенсомоторной координации. Коррекция возможна при участии специалистов и использовании комплекса средств, которые одновременно будут стимулировать двигательную, зрительную, слуховую функции организма детей с ДЦП.
Благотворное
влияние различных видов
В современной педагогике и психологии последние время активно применяются различные арт-терапевтические средства для улучшения процесса обучения и воспитания. Средство – способ действия для достижения определенной цели [14]. Одним из таких средств является эвритмия.
Эвритмия - искусство особого ритмичного движения, название которого восходит к древнегреческому искусству танца. В переводе с греческого языка «ufythmia» - стройность, благозвучие, равномерность ритма в музыке, танцах и речи. Ритм понимается как качество живого организма. Она способна обучать ребенка чувству ритма, координации в пространстве, ловкости движения [37, c. 187].
Первое упоминание эвритмии можно найти в трудах Пифагора (VI в. до н.э.). В них он описывает эвритмию как способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого.
Эвритмия, как педагогический и психологический термин, появляется в начале XX в. в Европе (в Швейцарии, Германии). Это один из способов выражения музыкального и поэтического в движении и пространстве, основы которого были разработаны Р. Штейнером, немецким философом и мыслителем. Отмечая пограничное положение эвритмического движениям между пантомимой и танцем, Р. Штейнер указывал на циклический, эстетический и гигиенический аспекты. Говоря о дидактическом аспекте, он подчёркивает, что душа человека раскрывается в движениях в силу своей связанности с телом. «Эстетический элемент выражает художественность движения. Гигиеническое воздействие эвритмии заключено в оздоровлении психосоматической организации человека: поскольку физическое тело приведено в соответствие с миром движения и здоровая подвижность обращена на дидактику, становится возможным оздоровляющее воздействие на физический организм и на душевную организацию человека» [36, c. 56].
В России
эвритмия появилась до революции. Такие
выдающиеся деятели отечественной
культуры, как поэты А. Белый и
М. Волошин, его супруга художница
М. Сабашникова и др., находились
у истоков возникновения этого
искусства и упоминают об истории
его создания и силе воздействия
в своих художественных произведениях.
М. Сабашникова развивала
Эвритмия является одним из своеобразных средств активной терапии, в котором специально подобранные методы и методики, направлены на преодоление недостатков сенсомоторной, двигательной, познавательной и сферы детей средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова [27, c. 169]. Она включает в себя элементы танца, логоритимики, танцетерапии, психогимнастики. Основной целью эвритмического занятия являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка. Оно помогает вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизирует двигательную и речевую активность, а также способствует формированию сенсомоторной координации.
Формирование эвритмического движения (жеста) заключается в осознанном вырабатывании так называемых сложносочинённых состояний, возникших, например, на основании музыкального или литературного произведения и их визуализация, которая под влиянием собственных смысловых форм (символических форм) с ярко выраженными новыми признаками синестезии, воздействует на зрителя своими специфическими средствами выразительности. Важно, что всякое производимое эвритмистом движение, должно быть «предвосхищено» звуку (ноте, слову). Тогда зримо звук и жест «прозвучат» одновременно. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить [5, c. 43].
Предметом эвритмического произведения является не только музыка, но и текст. Считается, что в создании целостности текста важную роль играет его горизонтальная структура, создаваемая формальными и смысловыми связями, которые также могут быть представлены в формальных обозначениях. Поскольку, в языке, например, формальная связанность текста достигается с помощью различных языковых средств: союзов, повторов, слов-заместителей, согласования временных и иных форм сменяющих друг друга в течение времени (в музыке - пауз или звуков, аккордов, перекличек, повторов, тембров и т.п.; в кино - кадров со всеми составляющими; в театре - мизансценами, световой и цветовой гаммой, звуковым фоном, речью и т.д.), то становится неоспоримым, что горизонтальность структуры эвритмии обеспечивается её линейной протекаемостью во времени, а именно, когда формальные единицы замещают друг друга по истечении- времени, которое, как бы отводится на восприятие предыдущих [42, c. 142]. В искусстве эти виды называются «временными», т.е. воспринимаемыми во времени, в отличие от живописи и архитектуры, воспринимаемой в пространстве (театр, например, как и эвритмическое искусство относится к пространственно-временному искусству).
Особой категорией исследуемого
вида творчества является так называемое
эвритмическое пространство, в котором
должна проявиться вся пластическая
выразительность тела. Необходимо научиться
«лепить»- из пространства объёмные, «звучащие»
жесты, наполненные смыслом и
несущие этот смысл зрителю. Подобно
скульптору, воспринимающему
При таких обстоятельствах, форма движения эвритмиста графически выражается непрерывной (округлой или угловатой, в зависимости от выражаемого произведения) линией (далее - «форма»), по границам которой движется артист (если исполнителей более одного, целесообразно для, каждого изображать линию движения разными цветами). Что же касается жестов, которые исполняются в процессе следования заявленной постановщиком «форме», то они, как было выше указано, являют из себя визуализацию звуков, то есть обертоно-унтертоновых (музыкальных) или акустико-артикуляционных (вербальных) и цветов вообще, в зависимости от того, какое произведение положено в основание исполняемой эвритмической композиции.
Из всего вытекает, что эвритмическое движение — это синтез «формы», звука, жеста. Однако же эти синтетические жесты не самопроизвольны, а именно, за каждыми звуками и цветами закреплены свои специфические символы, дающие в совокупности картину системы, сравнимой с системой знаков-нот, алфавитом, спектром.
На сегодняшний день выделяют три вида эвритмии:
Речевая эвритмия. Речь – это порождение всего существования человека. Когда ребёнок проговаривает звуки, он совершает невидимый волевой поступок, который в эвритмии получает зримое выражение. Сочетание движения, закрепленного речью или же речь, подкрепленная двигательным актом помогают сформировать у ребенка скоординированную работу мышц тела.
Данный вид эвритмии очень важен для детей, страдающих ДЦП. Нарушения речи, которые наблюдаются у данной категории детей, требуют особого подхода. Используемые в речевой эвритмии элементы логоритмических занятий в сочетании с музыкой, помогают расслабиться, снять мышечные зажимы. Это приводит к развитию речевого общения, улучшению разборчивости речи, нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.
Информация о работе Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП