Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:10, дипломная работа

Описание

Цель исследования - дать теоретическое обоснование использования эвритмии как средства формирования сенсомоторной координации у детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сенсомоторной координации детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 7
1.1. Формирование сенсомоторной координации как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 19
1.3. Формирование сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 28
Вывод по главе 1 37
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 38
2.1. Изучение особенностей сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 38
2.2 Педагогический проект по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 53
Вывод по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 70

Работа состоит из  1 файл

ВКР Прокошева.docx

— 135.75 Кб (Скачать документ)

Оценка результата: каждый рисунок оценивается в баллах от 0 (полное несоответствие образцу) до 1–4 (точное выполнение с учетом сложности образца). За выполнение каждого пункта начисляется один балл. Общей оценкой является сумма баллов, набранных испытуемым по всем 8 образцам.

При оценивании учитывается степень  соответствия выполненного рисунка  образцу: точность передачи пропорций, величина углов, отклонение от вертикальной и горизонтальной оси, наличие лишних или недостающих линий и другие параметры.

При оценке учитывается замысел  ребенка: если он что-то исправил, принимается  исправленный рисунок; если он выполнил рисунок дважды или несколько  раз, желая улучшить результат, оценивается  удачный рисунок. Укороченные линии, не доведенные до необходимого пересечения, оцениваются более строго, так  как они чаще всего свидетельствуют  о недостаточном развитии зрительно-моторной координации (интервал между линиями не должен превышать 2 мм).

У детей младшего возраста допускаются  небольшие искривления при рисовании  линий, вызванные неловкостью или  дрожанием руки.

Если же искривление возникло после  проведения еще одной линии или  же прямая линия рисуется как ломаная и возникают дополнительные углы, такой результат оценивается как неудачный.

Подсчет баллов:

I. Окружность

1. Изображена любая форма, подобная  окружности. Линия должна быть  замкнута. Вытянутость и неправильность  формы допускаются.

II. Крест

1. Первый балл начисляется за  рисунок, изображающий перекрещивание  линий под прямым углом.

2. На рисунке плечи креста  приблизительно одинаковой длины.  Если одно из них вдвое больше  другого, второй балл не начисляется.

III. Квадрат

1. На рисунке все углы приблизительно  прямые. Ясно, что нарисован квадрат,  а не ромб и не трапеция. Допускаются отклонения от прямого угла до 15. Стороны квадрата касаются или немного пересекаются. Если угол не обозначен или нарисован круглым, балл не начисляется. То же, если одна сторона не касается другой и интервал больше 2 мм. Если не выполнены требования п. 1, далее рисунок не оценивается.

2. Этот пункт оценивается, если выполнены условия п.1. Длина сторон приблизительно одинакова. Второй балл не начисляется, если одна из сторон хотя бы вдвое больше другой.

IV. Равносторонний треугольник

1. Изображен любой треугольник.  Стороны выполнены прямыми линиями,  вершины острые, но не круглые,  стороны касаются друг друга  или немного пересекаются (если  не касаются, то интервал не  должен быть более 2 мм). Ни одна из сторон не должна быть ломаной так, чтобы возникал многоугольник. Иначе балл не начисляется и далее рисунок не оценивается.

2. Второй балл можно прибавить  лишь при выполнении требований п.1. Все стороны и углы приблизительно одинаковы. Балл не начисляется, если одна из сторон хотя бы вдвое больше другой и если один из углов прямой или больше прямого. Балл не начисляется в том случае, если один из углов дорисован несколькими линиями или имеет форму иглы или так называемых ушей.

V. Ромб

1. Любой ромб, но не квадрат  и не прямоугольник. Рисунок  имеет явно четыре стороны  и четыре вершины. Он должен  стоять на одной из вершин, но не на стороне. Первый  балл не начисляется, если одна  из сторон имеет форму ломаной, так что возникает многоугольник.

2. Второй балл можно прибавить, если выполнены требования п.1. Стороны и углы приблизительно соответствуют правильной форме. Оба боковых угла тупые, верхний и нижний – острые, но не наоборот. Если одна из сторон хотя бы вдвое больше другой, балл не начисляется. То же – если стороны не соприкасаются и интервал больше 2 мм, а также если вершины дорисованы несколькими линиями или получаются так называемые уши, если вершины закруглены или вытянуты до формы иглы. Допускаются лишь небольшие отклонения. Если не выполнены условия п. 2, далее рисунок не оценивается.

3. Балл можно прибавить, если выполнены требования п.2. Рисунок симметричен как относительно вертикальной, так и горизонтальной оси. Правая и левая половины, таким образом, приблизительно одинаковы, так же, как верхняя и нижняя половины. Вертикальная и горизонтальная оси проходят приблизительно через противоположные вершины. Допускается отклонение от оси до 15.

VI. Ромб с крестом

1. Критерии выполнения этого пункта аналогичны критериям п.1 и 2 образца 5. Если эти критерии не выполнены, далее рисунок не оценивается. Рисунок не оценивается и в случае, если внутри ромба нет креста.

2. Балл можно прибавить при  условии, если выполнены требования  п. 1. При подсчете баллов действуют также критерии п.3 образца 5. Ромб должен отвечать всем требованиям. Если это не так, балл не начисляется и рисунок далее не оценивается.

3. Балл прибавляется, лишь если выполнены требования п.2. Плечи внутреннего креста выполнены прямыми линиями и касаются сторон ромба приблизительно в их середине. Если они касаются сторон ромба менее чем в трети длины стороны, балл не начисляется. Не начисляется балл и тогда, когда плечо креста не касается стороны ромба с интервалом более 2 мм.

VII. Шестиугольная звезда

1. Образец имеет шесть вершин. Сохранена форма звезды. Если  не выполнено это условие, балл  не начисляется и рисунок далее  не оценивается. Если вершина  одного треугольника находится  внутри другого или только  касается его стороны, такой  рисунок оценивается минусом.

2. Рисунок оценивается, если выполнены требования п.1. Образец выполнен в виде двух треугольников таким образом, что вершины одного пересекают стороны другого. Если условие не выполнено, балл не начисляется и рисунок далее не оценивается.

3. Рисунок оценивается, если выполнены требования п.2. Образец имеет правильную форму – допускаются лишь небольшие отклонения от вертикальной и горизонтальной осей (до 15). Углы звезды приблизительно одинаковы по величине. Если один по крайней мере вдвое больше другого, балл не начисляется. Оцениваем отдельно звезду и пятиугольник. Разумеется, рисунок должен включать в себя обе фигуры. Если нарисована только звезда или пятиугольник, рисунок считается в целом неудачным.

VIII. Сечение двух ромбоидов

1. На рисунке изображены все  линии. Ни одна не отсутствует  и ни одной лишней. Невидимые  линии не изображены. Точка Х  является пересечением сторон  обоих ромбоидов и не должна  быть внутри одного из них.  Если точка Х изображена неверно,  появляется одна лишняя линия.  В этом случае рисунок не  оценивается. Если не выполнены  условия этого пункта, рисунок  не оценивается.

2. Рисунок оценивается, если  были выполнены требования по п.1. На рисунке явно видно пересечение двух ромбоидов. Невидимые линии можно изобразить продолжением видимых линий. Линии должны взаимно соответствовать. Если эти условия не выполнены, балл не начисляется и рисунок не оценивается.

3. Рисунок оценивается, если выполнены условия п.2. Оба ромбоида расположены правильно. Противоположные стороны ромбоидов параллельны между собой. Прямая, обозначающая сечение, параллельна нижней и верхней линии ромбоида. Оба ромбоида расположены под углом. Величина углов ромбоидов отвечает величине и расположению их на образце; всегда – два острых и два тупых. Если эти условия не выполнены, рисунок не оценивается и далее не рассматривается.

4. Рисунок оценивается в том  случае, если выполнены условия п.3. Сечение изображено в правильной пропорции. Прямая a длиннее прямых b и c. Прямая d длиннее прямой e. Внимание! Дети иногда выполняют этот рисунок наоборот. Это допустимо, если взаимное расположение отдельных частей соблюдается.

Интерпретация результатов: общая сумма баллов, набранная испытуемым по всем 8 образцам, сопоставляется с нормативными показателями для детей соответствующего возраста, приведенными в таблице. (Приложение 3)

Показатели 1 – 3 уровня расцениваются  как низкие, 4 – 7 уровня – как  средние, 8 – 10 уровня – как высокие.

Получение ребенком средних и тем  более высоких оценок при выполнении данного задания свидетельствует  о достаточном или хорошем  уровне развития сенсомоторной функции. Низкие же оценки подтверждают недостатки сенсомоторного развития.[14, c. 5-22]

Анализ и обобщение результатов  исследования:

Количественная  и качественная обработка полученных исследовательских данных заключалась  в выявлении особенностей сенсомоторной  координации у дошкольников с церебральным параличом.

На протяжении исследования по методике «Срисовывание  образцов» велся протокол.

Таблица 1

Протокол  диагностического исследования по методике «Срисовывание образцов»

Имя ребенка

Окружность 

Крест

Квадрат

Треугольник

Ромб 

Ромб с крестом

Шестиугольная звезда

Сечение ромбоидов

Итого

Алла П.

2

2

2

2

2

1

1

0

11

Артем У.

1

2

1

1

1

1

0

0

7

Валера С.

1

2

1

2

1

1

0

0

8

Денис Б.

1

1

1

1

1

1

0

0

6

Коля И.

1

2

1

1

0

1

0

0

6

Рома Г.

0

1

1

1

1

1

0

0

5


Из результатов, приведенных в таблице видно, что высокого уровня развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики руки и  сформированности графических навыков  нет не у одного исследуемого ребенка. Средний уровень у двоих детей  – Аллы П. и Валеры С, что составляет 33% от числа обследуемых детей. Низкий уровень – у 4 детей (Артема У., Дениса Б., Коли И., Ромы Г.), что составляет 67% от общего числа детей.

Таким образом, полученный результат показывает, что  у большинства обследуемых детей  зрительно-моторная координация, тонкая моторика не соответствует возрастным показателям.

Низкая  успешность при выполнении задания  на срисовывание обусловлена недостатками зрительного восприятия (неумение проанализировать образец, вычленить его составные  части), низким развитием моторных навыков  или же нарушением взаимодействия перцептивной и моторной функции, т.е. зрительно-моторной координации.

  1. Методика «Домик» (автор: Гуткина Н.И.).

Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных  букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет.

Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Материал и оборудование: образец рисунка (Приложение 4), лист бумаги, простой карандаш.

Процедура обследования: Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе». Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Интерпретация результатов. Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

1. Отсутствие какой-либо детали  рисунка (4 балла). На рисунке могут  отсутствовать забор (одна или  две половины), дым, труба, крыша,  штриховка на крыше, окно, линия,  изображающая основание домика.

2. Увеличение отдельных деталей  рисунка более чем в два  раза при относительно правильном  сохранении размера всего рисунка  (3 балла за каждую увеличенную  деталь).

Информация о работе Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП