- Музыкально-двигательная импровизация «Море»
Развивать
общую моторику, двигательную активность;
развивать чувство ритма и темпа; формировать
творческое начало.
- Пальчиковая игра «Ладушки»
Развивать
тонкую моторику; создавать атмосферу
покоя; формировать положительный настрой
для дальнейших занятий.
Занятие 9. «Утренние лучи»
Цель: Формировать умение соотносить музыку
и текст с движением; формирование чувства
темпа и ритма движений, ориентации; коррекция
координации движений рук и ног; формирование
зрительного и слухового восприятия.
Содержание:
Развивать
тонкую моторику; создавать доверительный
настрой на занятие.
- Упражнение «Солнышко и цветы»
Развивать
общую моторику, координацию движений;
формировать умение переводить стихотворную
форму в движение.
Формировать
умение определять ритм и темп мелодии,
воспроизводить ритм на простых музыкальных
инструментах; развивать слуховое восприятие.
- Музыкально двигательная импровизация «Солнышко и пчелы»
Развивать
общую моторику, двигательную активность;
развивать чувство ритма и темпа; формировать
умение с помощью эвритмических движений
передавать ритм музыки; формировать творческое
начало.
Формировать
двигательную координацию, развивать
умение ориентироваться в географии тела;
создавать атмосферу покоя.
Критерии оценки эффективности
реализации педагогического проекта:
- сформированность зрительной координации;
- сформированность мышечного ощущения направления движения;
- умение ориентироваться в схеме тела;
- умение ориентироваться в пространстве;
- умение чувствовать ритм музыки и стихов;
- умение импровизировать.
Рекомендуемая литература:
- Бабушкина Р Л., Кислякова О.М.Логопедическая ритмика:Методика работы с дошкольниками,традающими общим недоразвитием речи./ Под ред. Г.А. Волковой. СПб.: КАРО, 2005.
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб.: Детство-Пресс, 2007
- Буренина А.И. Музыкально двигательные упражнения. – СПб.: Феникс, 2003
- Руднева С., Фиш З. Ритмика. Музыкальные движения. – М.: Просвещение, 2000
Музыкальное сопровождение педагогического
проекта:
- Диск «Звуки природы», «Голоса птиц»;
- Чайковский П.И. «Времена года»;
- Вивальди А. «Времена года»;
- Joe Hisaishi «Избранное»;
- Yann Tiersen «Избранное»;
- Музыка для релаксации.
Вывод по главе 2
- К обследованию ребенка с ДЦП применимы все основные принципы и методы психологической диагностики, использующиеся в детской и специальной психологии. Однако эти методы необходимо реализовывать с учетом структуры дефекта дошкольника с детским церебральным параличом. Успешность диагностической работы может быть обеспечена при условии тесного сотрудничества специалистов разных областей, при соблюдении принципов и требований к диагностике сенсомоторной сферы детей с ДЦП. При исследовании особенностей сенсорного, моторного и интеллектуального развития дошкольников с ДЦП важен не только результат выполнения заданий, а главное – способ их выполнения. Методики должны быть построены соответственно особенностям развития двигательных навыков и предметно-практических манипуляций дошкольников с ДЦП. Для исследования сенсомоторной координации мы предлагаем методики на развитие зрительно- моторной координации у детей, слухового восприятия.
В результате
психодиагностического исследования
было выявлено, что у детей с
детским церебральным параличом
сформированность зрительно-моторной
координации находится на среднем
и низком уровне. Выявлены нарушения
в развитии слухового восприятия.
Все эти показатели говорят о
том, что сенсомоторная координация
у испытуемых детей развита недостаточно.
- Проект предназначен для работы с детьми в возрасте от 5 до 8 лет, имеющими диагноз детский церебральный паралич. Целью педагогического проекта является формирование сенсомоторной координации дошкольников с ДЦП посредством эвритмии.
Значимым
направлением в процессе развития сенсомоторной
координации у детей с церебральным параличом
считается формирование зрительного,
слухового и тактильно-двигательного
восприятия.
Для поддержания
у детей постоянного интереса
к занятиям эвритмией и формирования
у них двигательной активности следует
применять разнообразные игры и
упражнения, направленные на развитие
двигательной, слуховой и зрительной координации.
Заключение
- Сенсомоторная координация представляет собой согласованность действий и взаимодействия органов чувств и движений. В данное понятие включена взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся на основе взаимодействия органов чувств при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве.
Особенности
развития сенсомоторной координации у
детей дошкольного возраста с ДЦП определяются
уровнем сформированности двигательной
сферы, зрительной, слуховой, тактильно-двигательным
восприятием.
- Эвритмия – средство терапии, которое при помощи движения, обучает ребенка чувству ритма, координации в пространстве, ловкости движения. Эвритмия развивает сенсомоторную координацию, так как требует согласованного участия зрения, слуха, движения, речи.
- Для определения уровня развития сенсомоторной координации у детей с ДЦП дошкольного возраста использовались методики: методика «Срисовывание образцов» (Матейчек З., Стрнадова М.); методика «Домик» (Гуткина Н.И.); методика «Ритмический рисунок звука» (А. Лурия). Данные методики позволяют определить уровень и особенности развития сенсомоторной координации:
- особенностей зрительно-моторной координации;
- особенности развития тонкой моторики;
- особенности слухового восприятия;
- влияния воспринимаемого ребенком образца на двигательную координацию.
По результатам исследования было выявлено, что зрительно-моторная координация,
тонкая моторика, слуховое восприятие
этой категории детей развита в основном
на среднем и низком уровне. Так, развитие
зрительно-моторной координации на высоком
уровне не выявлено ни у одного ребенка,
на среднем уровне - у 33% обследуемых детей,
и на низком уровне – у 67%. Тонкая моторика
у 50% обследуемых детей развита на высоком
уровне, у 17% - на среднем и у 33% - на низком
уровне. Слуховое восприятие развито у
17% обследуемых детей на высоком уровне,
у 33% - на среднем и у 50% - находится на низком
уровне.
Составленный нами педагогический
проект по развитию сенсомоторной координации
посредством эвритмии у дошкольников
с ДЦП направлен на развитие двигательной
активности, зрительного, слухового и
двигательного восприятия. Педагогический
проект носит комплексный характер, в
процессе занятий используются приемы
и методы, позволяющие оказывать эмоциональное
воздействие на внутренний мир ребенка
и активизировать, познавательную сферу.
Данный проект предназначен для
работы с детьми в возрасте от 5 до
8 лет, имеющими диагноз детский церебральный
паралич. Цель проекта: формирование сенсомоторной
координации детей с детским церебральным
параличом посредством эвритмии. Проект
рассчитан на 9 месяцев. Занятия групповые,
спланированы в игровой, занимательной
форме.
Педагогический
проект может быть использован педагогами,
педагогами-психологами для детей старшего
дошкольного возраста по формированию
сенсомоторной координации с учетом коррекции
двигательной патологий.
Список литературы
- Ананьев Б.Г 1. . Избранные психологические труды: в 2 – х томах / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1
- Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 2008.
- Анохин П. К. Теория отражения и современная наука о мозге. — М.: «Знание», 1970.
- Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. № 5. 1998.
- Бернштейн И.А. «О построении движения». - М.1947.
- Ботта Н. и П. «Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения» /Пер. С французского/ Под ред. проф. М.Н.Гончаровой, - М.,1964.
- Боброва Е.В. Механизмы сенсомоторной координации движений и позы человека: дис. канд. пед. наук:21.11.06 защищена – Екатеринбург, 2010.
- Борт Ю. Эвритмия в лечебной педагогике. М., КМК, 2011. С.37
- Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при ДЦП - Л., 1986.
- Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников. М.: Владос.- 2001.
- Вансович В. Эвритмия // Музыкальная академия. 1995, № 1.
- Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 2005.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М., 2008
- Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка М. Школа Пресс. -2001.
- Гусейнова А.А. Основные направления медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми двигательными нарушениями в условиях реабилитационного центра //Коррекционная педагогика. -2004. №1(3).
- Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 1999.
- Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. —— 2-е изд., стер. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Академия педагогических наук. 2003.
- Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы) // Альманах «Исцеление». — М., 1993.
- Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004.
- Исанова В. А. Новые методики коррекции двигательной сферы у детей с различной патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата Текст. // Развитие и коррекция. 2002. - №12.
- Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при ДЦП и принципы лечения: Методические рекомендации. - М., 1982.
- Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. - Киев, 1987.
- Коноваленко Н. А. Теоретические и методические основы подготовки специалиста эвритмии. Дисс...канд. пед. наук: 13. 00. 02 — М., 1996.
- Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург, 2007.
- Крупенчук О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. // Дошкольная педагогика. – 2005. – №6.
- Леоньев А.Н. психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М. 2004
- Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.
- Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. Школа - пресс. - 1987. Вып. 3. - с. 3 - 8.
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001.
- Никандров В.В. Психология. М., 2010.
- Озеров В.П. Психомоторные способности человека. СПб.: Феникс, 2005.
- Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка. – М.: Радуга, 1983
- Пирадова Е.Д. Формирование творческой личности средствами эвритмии. Вальдорфская педагогика. М., 2008.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 2002.
- Самсонова Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушения функции рук у учащихся с церебральным параличом. // Дефектология, №4,1984.
- Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М., 2005.
- Семенова К. А., Махмудова М. Н. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. – Т., Медицина, 1979.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Академия, 2010.
- Хорни Э. Социальная гигиена. Эвритмия - целительное искусство движения. Одесса: Путь познания, 1997.
- Шамарен Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Элиста, 2009.
- Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. — СПб., 2001.
- Штайнер Р. Сущность цвета и тайна радуги // Перев. с нем. Леонида Истомина. - Ереван: Лонгин, 2008.
- Вальдорфская педагогика. Антология под редакцией А. А. Пинского. - М.: Просвещение, 2003.
- Возрастная и педагогическая психология./Под редакцией А.В.Петровского. М., 2009.
- Детский церебральный паралич / Под редакцией П.Я. Фищенко - Л., 1974.
- Лекции Рудольфа Штейнера в изложении Михаила Чехова. Письма к В. А. Громову. Альманах Мнемозина. Выпуск 2. - М, 2000.
- Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти т. АМН СССР / Под ред. В.И. Покровского. – М., 1991. – Т.2.
- Midportal.ru