Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:13, контрольная работа

Описание

МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА

Назначение: Позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростка

Инструкция:

«Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Содержание

I.Диагностика детей и подростков.

А. Опросники

1. Детско-родительские отношения подростков.

Б. Проективные методики

1. Тест Рисунок семьи

2.Семья Животных.

3.Интервью Волшебный мир

4.Завершение предложения Методика детская (Вариант В. Михала.)

5.Метод незаконченные предложения (Сакс и Леви)

6.Методика Рене жиля.

II.Методики для диагностики родителей

А.Тесты, Опрсоники

1. Опросник «Сознательное родительство»

2.Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР)

3.Тест Родительского отношения (Варга, Столин)

4.Методика PARI.

5.Анализ семейных отношений (АСВ)

Б. Проективные методики

1. Модифицированная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой

III.Диагностика семейных отношений

А. Тесты, Опросники:

1.Опросник установок к сексу Айзенка.

2.Тест на удовлетворенность браком

3.Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии.

4.Семейная срциограмма.

Работа состоит из  1 файл

игры семейных отношений.doc

— 1.16 Мб (Скачать документ)

77. Соглашается  со мной не только на словах, но и на деле.

78. При  решении конфликта старается  найти решение, которое устраивало  бы обоих.

79. Поддерживает  мое стремление самому принять  решение.

80. Учит  меня, как надо себя вести.

81. Знает,  во сколько я приду домой.

82. Хочет  знать, где я был(а) и что  делал(а).

83. Отвергает  мои предложения без объяснения  причин.

84. Считает,  что хорошие дела и так видно,  а на проступки надо обратить  внимание.

85. Его  (ее) легко переубедить.

86. Советуется  с кем-нибудь о том, как лучше  поступить в той или иной  ситуации.

87. Охотно  отвечает на мои вопросы.

88. Неверно  понимает причины моих поступков.

89. Приходит  на помощь мужу/жене, даже если  это требует жертв.

90. Наши  с ним (ней) отношения лучше, чем в большинстве семей моих сверстников.

91. Прощает  мне мелкие проступки.

92. С  уважением относится к моим  мыслям и чувствам.

93. Я  чувствую себя неуютно, если  долго не вижу его (ее).

94. Участвует  в тех делах, которые придумываю  я.

95. При  принятии решения у нас равные  права.

96. При  решении конфликта уступает мне.

97. Уважает  мои решения.

98. Обращает  мое внимание на существующие  правила.

99. Знает  о моих успехах и неудачах  в школе.

100. Если  я задерживаюсь, проверяет, где  я.

101. Ведет себя так, как будто лучше меня знает, что мне нужно.

102. Несправедливо  меня наказывает.

103. На  его (ее) отношение ко мне влияют  дела на работе.

104. Боится  дать мне неправильный совет.

105. Выполняет  свои обещания.

106. Своими  действиями или словами ставит меня в тупик.

107. Прислушивается  ко мнению мужа/жены в различных  ситуациях.

108. В  будущем мне бы хотелось сохранить  наши отношения неизменными. 

Закончите фразу:

109. Мне  нравится …

110. Мне  не нравится … 

111. Мне  хотелось бы …

112. Он(а)  хочет видеть меня …

113. Ему  (ей) нравился во мне …

114. Ему  (ей) не нравится во мне …

115. Он(а)  гордится тем, что я …

116. Он(а)  терпеть не может …

 

Обработка результатов опросника 

«Детско-родительские отношения подростков»

Для удобства обработки и интерпретации результатов необходимо использование бланка ответов (образец см. ниже), в котором ответы на вопросы каждой шкалы расположены на отдельной строке. Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить все значения по строке.

В четырех  шкалах схема подсчета немного отличается:

- Шкала  № 5, «Принятие решений» (начинается  с вопроса № 5): в первых трех  вопросах (№№ 5, 23, 41) значения заменяются: 1 на 5, 2 на 4, 4 на 2, 5 на 1. Общий балл  вычисляется путем сложения новых  значений и значений трех остальных вопросов.

- Шкала  № 6, «Конфликтность» (начинается  с вопроса № 6): общий балл  вычисляется путем сложения значений  трех первых вопросов. Остальные  три вопроса описывают характер  конфликтов и победителя в  конфликте, их значения в общей  сумме не учитывается.

- Шкала  № 12, «Особенности оказания поощрений  и наказаний» (начинается с вопроса  № 12). Эта шкала состоит из  двух подшкал: «Поощрения» (вопросы  № 12, 30, 48) и «Наказания» (вопросы  №№ 66, 84, 102). Баллы считаются отдельно  для каждой подшкалы.

- Шкала  № 17, «Отношения с супругом»  (начинается с вопроса № 17). Эта шкала также состоит из  двух подшкал: «Враждебность» (вопросы  №№ 17, 35, 53) и «Доброжелательность» (вопросы №№ 71, 89, 107). Баллы считаются  отдельно для каждой подшкалы.

- В шкале  «Неадекватность образа ребенка» балл считается суммарно по всем вопросам. Помимо этого возможно проведение анализа ответов на отдельные вопросы с целью выявления зон неадекватности.

 

Возрастные  нормы

В приведенных  ниже таблицах представлены возрастные нормы значений по шкалам для старших подростков (14-16 лет). Данные собраны на выборке подростков города Москвы, общее количество испытуемых 130 человек. 

Шкала Мать Отец
1. Принятие 24-28 22-27
2. Эмпатия 21-25 19-24
3.Эмоциональная  дистанция (высокие значения соответствуют малой эм. дистанции) 17-23 18-22
4. Сотрудничество 22-27 21-26
5. Принятие решений (высокие значения  соответствуют демократичной схеме,  низкие – давлению со стороны  родителя) 18-22 16-21
6. Конфликтность 6-9 6-10
7. Поощрение автономности 21-26 21-26
8. Требовательность 18-22 17-22
9. Мониторинг 19-25 15-21
10. Контроль 16-23 12-19
11. Авторитарность 12-18 11-18
12. Оказание поощрений 9-13 9-12
13. Реализация наказаний 4-8 4-9
14. Непоследовательность родителя 13-19 13-19
15. Неуверенность родителя 12-17 11-19
16. Удовлетворение потребностей ребенка 21-27 19-23
17. Неадекватность образа ребенка 13-17 14-19
18. Враждебность по отношению к  супругу 5-9 6-11
19. Доброжелательность к супругу 9-14 9-13
20 Удовлетворенность отношениями 20-27 18-26
 

 

Бланк опросника ДРОП

БЛАНК (МАТЬ/ОТЕЦ)

Фамилия, Имя ___________________ Возраст _______ Пол _____

Класс_________Школа____________Дата___________ 

                     
1     19     37     55     73     91  
2     20     38     56     74     92  
3     21     39     57     75     93  
4     22     40     58     76     94  
5     23     41     59     77     95  
6     24     42     60     78     96  
7     25     43     61     79     97  
8     26     44     62     80     98  
9     27     45     63     81     99  
10     28     46     64     82     100  
11     29     47     65     83     101  
12     30     48     66     84     102  
13     31     49     67     85     103  
14     32     50     68     86     104  
15     33     51     69     87     105  
16     34     52     70     88     106  
17     35     53     71     89     107  
18     36     54     72     90     108  
 

109.____________________________________________________

110.____________________________________________________

111.____________________________________________________

112.____________________________________________________

113.____________________________________________________

114.____________________________________________________

115.____________________________________________________

116.____________________________________________________

 

Тест  “Рисунок семьи”

 Назначение: Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

 Описание  теста 

 Семейную  ситуацию, которую родители оценивают  со всех сторон положительно, ребенок  может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

 Инструкция  к тесту 

 Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

 Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется".

 Пока  ребенок рисует, вы должны ненавязчиво  производить наблюдение за ним, отмечая  такие моменты, как:

 Порядок заполнения свободного пространства.

 Порядок появления персонажей рисунка.

 Время начала и окончания работы.

 Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов  рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).

Информация о работе Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений