Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:13, контрольная работа

Описание

МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА

Назначение: Позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростка

Инструкция:

«Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Содержание

I.Диагностика детей и подростков.

А. Опросники

1. Детско-родительские отношения подростков.

Б. Проективные методики

1. Тест Рисунок семьи

2.Семья Животных.

3.Интервью Волшебный мир

4.Завершение предложения Методика детская (Вариант В. Михала.)

5.Метод незаконченные предложения (Сакс и Леви)

6.Методика Рене жиля.

II.Методики для диагностики родителей

А.Тесты, Опрсоники

1. Опросник «Сознательное родительство»

2.Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР)

3.Тест Родительского отношения (Варга, Столин)

4.Методика PARI.

5.Анализ семейных отношений (АСВ)

Б. Проективные методики

1. Модифицированная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой

III.Диагностика семейных отношений

А. Тесты, Опросники:

1.Опросник установок к сексу Айзенка.

2.Тест на удовлетворенность браком

3.Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии.

4.Семейная срциограмма.

Работа состоит из  1 файл

игры семейных отношений.doc

— 1.16 Мб (Скачать документ)
 

 

Такая количественная оценка облегчает выявление  у обследуемого дисгармоничной системы  отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

Исследованию  методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.  
 

МЕТОД "НЕЗАКОНЧЕННЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Бланк тестируемого____________________________________________

Инструкция: "На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".

1. Думаю,  что мой отец редко 

2. Если  все против меня, то 

3. Я  всегда хотел 

4. Если  бы я занимал руководящий пост 

5. Будущее  кажется мне 

6. Мое  начальство 

7. Знаю, что глупо, но боюсь 

8. Думаю,  что настоящий друг 

9. Когда  я был ребенком

10. Идеалом  женщины (мужчины) для меня  является 

11. Когда  я вижу женщину рядом с мужчиной 

12. По  сравнению с большинством других  моя семья 

13. Лучше  всего мне работается с 

14. Моя  мать и я 

15. Сделал  бы все, чтобы забыть 

16. Если  бы мой отец только захотел

17. Думаю,  что я достаточно способен, чтобы 

18. Я  мог бы быть очень счастливым, если бы 

19. Если  кто-нибудь работает под моим  руководством 

20. Надеюсь  на 

21. В  школе мои учителя 

22. Большинство  моих товарищей не знают, что  я боюсь 

23. Не люблю людей, которые

24. Когда-то 

25. Считаю, что большинство юношей (девушек) 

26. Супружеская  жизнь кажется мне 

27. Моя  семья обращается со мной как  с 

28. Люди, с которыми я работаю 

29. Моя  мать 

30. Моей  самой большой ошибкой было 

31. Я  хотел бы, чтобы мой отец

32. Моя  наибольшая слабость заключается  в том 

33. Моим  скрытым желанием в жизни является 

34. Мои  подчиненные 

35. Наступит  тот день, когда 

36. Когда  ко мне приближается мой начальник 

37. Хотелось  бы мне перестать бояться 

38. Больше всех люблю тех людей, которые

39. Если  бы я снова стал молодым 

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

41. Если  бы у меня была нормальная  половая жизнь 

42. Большинство  известных мне семей 

43. Люблю  работать с людьми, которые 

44. Считаю, что большинство матерей

45. Когда  я был молодым, то чувствовал  вину, если 

46. Думаю,  что мой отец 

47. Когда  мне начинает не везти, я 

48. Больше  всего я хотел бы в жизни 

49. Когда  я даю другим поручение 

50. Когда  буду старым 

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

52. Мои  опасения не раз заставляли  меня 

53. Когда  меня нет, мои друзья 

54. Моим  самым живым воспоминанием детства  является 

55. Мне  очень не нравится, когда женщины  (мужчины) 

56. Моя  половая жизнь 

57. Когда  я был ребенком, моя семья

58. Люди, которые работают со мной 

59. Я  люблю свою мать, но 

60. Самое  худшее, что мне случилось совершить,  это  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методика  Рене Жиля

    Для исследования сферы межличностных  отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

    Методика  является визуально-словестной, состоит  из 42 картинок с изображением детей  или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

    Перед началом работы с методикой ребенку  сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

    Простота  и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для  испытуемого ребенка, но дают возможность  относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

    Психологический материал, характеризующий систему  личностных отношений ребенка, можно  условно разделить на две большие группы переменных:

    1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные  отношения ребенка: отношение  к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение  к другу или подруге, к авторитетному  взрослому и пр.

    2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

    Всего выделяют 12 признаков:  
    - отношение к матери,  
    - отношение к отцу,  
    - отношение к матери и отцу как семейной чете,  
    - отношение к братьям и сестрам,  
    - отношение к бабушке и дедушке,  
    - отношение к другу,  
    - отношение к учителю,  
    - любознательность,  
    - стремление к доминированию,  
    - общительность,  
    - отгороженность,  
    - адекватность.

    Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

    Методику  Р. Жиля нельзя отнести к числу  чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.

    Проведите тестирование, а затем обратитесь к ключу для оценки полученных результатов.

    Ключ

№ 
шкалы
Значение шкал Номера заданий Общее 
количество 
заданий
1 Отношение к  матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 20
2 Отношение к  отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 20
3 Отношение к  матери и отцу как родительской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19 10
4 Отношение к  братьям и сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42 20
5 Отношение к  бабушке и дедушке 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 15
6 Отношение к  другу (подруге) 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40 20
7 Отношение к  учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40 15
8 Любознательность 5, 22-24, 26, 28-32 10
9 Лидерство 20-22, 39 4
10 Общительность 16, 22-24 4
11 Закрытость, отгороженность 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42 15
12 Социальная  адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38 10

    Стимульный  материал к методике

    1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

    1. Обозначь  крестиком, где ты сядешь.

    1. Обозначь  крестиком, где ты сядешь.

    1. А теперь размести несколько человек и  себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

    1. Во главе  стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь.  
      Где сел бы ты?  
      Кто этот человек?

    1. Ты вместе со своей семьей будешь проводить  каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
брат             папа и мама
   
сестра         
    1. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.
папа  и мама                  
   
дедушка и бабушка         
    1. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
                             
   
               

Информация о работе Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений