Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:13, контрольная работа

Описание

МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА

Назначение: Позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростка

Инструкция:

«Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Содержание

I.Диагностика детей и подростков.

А. Опросники

1. Детско-родительские отношения подростков.

Б. Проективные методики

1. Тест Рисунок семьи

2.Семья Животных.

3.Интервью Волшебный мир

4.Завершение предложения Методика детская (Вариант В. Михала.)

5.Метод незаконченные предложения (Сакс и Леви)

6.Методика Рене жиля.

II.Методики для диагностики родителей

А.Тесты, Опрсоники

1. Опросник «Сознательное родительство»

2.Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР)

3.Тест Родительского отношения (Варга, Столин)

4.Методика PARI.

5.Анализ семейных отношений (АСВ)

Б. Проективные методики

1. Модифицированная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой

III.Диагностика семейных отношений

А. Тесты, Опросники:

1.Опросник установок к сексу Айзенка.

2.Тест на удовлетворенность браком

3.Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии.

4.Семейная срциограмма.

Работа состоит из  1 файл

игры семейных отношений.doc

— 1.16 Мб (Скачать документ)

   В целом при интерпретации результатов  следует учитывать, что идентификация  ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 «ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» МЕТОДИКА ДЕТСКАЯ

 (вариант  В. Михала)

 Назначение:Проективная методика исследования личности. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса (SSCT) для детей.

 «Наш  материал, — пишет автор проективной методики, — ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание ребенка».

 Данный  тест может применяться сам по себе, однако автор методики рекомендует  применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Все ответы ребенка следует записывать дословно.

 Представленный  здесь вариант теста незначительно  изменен в сравнении с русским  переводом оригинала. Устранены  стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.

 Инструкция.

 — Я могу предложить тебе вот какую  игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его.

 — Теперь — внимание! Отвечать нужно  быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного  потренироваться. Например, я говорю начало предложения:

 — Каждое утро...

 Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно  понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните  ему инструкцию еще раз. Можно  предложить еще один пример:

 — Многое отдал бы за то, чтобы я...

 При необходимости объясните правило  еще раз.

 Многие  авторы, в том числе Михал, рекомендуют  фиксировать время реакции с  помощью секундомера. Вместе с тем, это может внести излишнюю нервозность  в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

 Содержание

 В представленном списке предложения  сгруппированы по диагностической  направленности на изучение отношения  ребенка к разным лицам и разным проблемам — к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе. 
 
 
 
 
 

 Инструкция.

 — Я могу предложить тебе вот какую  игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его.

 — Теперь — внимание! Отвечать нужно  быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:

 — Каждое утро...

 Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно  понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример:

 — Многое отдал бы за то, чтобы я...

 При необходимости объясните правило  еще раз. 

 Стимульный  материал.

 1. Я думаю, что людей больше...

 2. Ребенок в семье...

 3. Мы любим маму, а...

 4. Бываем среди детей, но...

 5. Мой брат (сестра)...

 6. Я достаточно ловкий, чтобы...

 7. Отцы иногда...

 8. Дети, с которыми я играю...

 9. Что бы наш папа...

 10. Мои близкие думают обо мне,  что я...

 11. Если бы мой брат (сестра)...

 12. Мои друзья меня часто...

 13. Я хочу, чтобы у меня не было...

 14. Больной ребенок...

 15. Я думал, что мама чаще всего...

 16. Если бы не было школы...

 17. Я весь трясусь, когда...

 18. Когда думаю о школе, то...

 19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...

 20. Был бы очень счастлив, если  бы я...

 21. Я самый слабый...

 23. Мой учитель (учительница, учителя)...

 24. Всегда мечтаю... 
 
 
 
 
 

 Ключ.

 Предложения в методике сгруппированы по следующим  категориям:

 а) отношение к матери — 3, 15;

 б) отношение к отцу —7,9;

 в) отношение к братьям, сестрам  — 5, 11;

 г) отношение к семье — 2, 10;

 д) отношение к ровесникам — 4,8, 12;

 е) отношение к учителям и школе  — 23, 16, 18;

 ж) отношение к людям в целом  — 1;

 з) отношение к собственным способностям — 6, 21;

 и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19;

 к) отношение к болезни — 14;

 л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24.

 Интерпретация.

 Основу  интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

 Социальную  позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения  к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения).

 Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

 Для интерпретации отдельных предложений  они сгруппированы по следующим  категориям:

 а) отношение к матери;

 б) отношение к отцу;

 в) отношение к братьям, сестрам;

 г) отношение к семье;

 д) отношение к ровесникам;

 е) отношение к учителям и школе;

 ж) отношение к людям в целом;

 з) отношение к собственным способностям;

 и) негативные переживания, страхи;

 к) отношение к болезни;

 л) мечты и планы на будущее.

Метод "Незаконченные  предложения" (тест Сакса-Леви)

Вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви, включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений  как положительную, отрицательную  или безразличную.

Данная  методика нуждается в подтверждении другими тестами, так как надежность и валидность ее невелики, что связано с малым количеством предложений, "работающих" на одну шкалу.

Ключ 

N п/п Группы  предложений NN заданий
1 Отношение к отцу 1 16 31 46
2 Отношение к себе 2 17 32 47
3 Нереализованные возможности 3 18 33 48
4 Отношение к подчиненным 4 19 34 49
5 Отношение к будущему 5 20 35 50
6 Отношение к вышестоящим  лицам 6 21 36 51
7 Страхи  и опасения 7 22 37 52
8 Отношение к друзьям 8 23 38 53
9 Отношение к своему прошлому 9 24 39 54
10 Отношение к лицам противоположного пола 10 25 40 55
11 Сексуальные отношение 11 26 41 56
12 Отношения к семье 12 27 42 57
13 Отношение к сотрудникам 13 28 43 58
14 Отношение к матери 14 29 44 59
15 Чувство вины 15 30 45 60

Информация о работе Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений