Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 20:55, реферат
В данной работе мы рассматриваем - межличностный конфликт. По нашему мнению, выбранная тема является актуальной на сегодняшний день. И от решения конфликта зависит способ общения человека с окружающими его людьми: будет ли оно продуктивным или деструктивным.
Объектом исследования являются супружеские пары.
Предметом исследования – Особенности межличностных отношений в семье.
Цель нашего исследования – выявить особенности протекания конфликта между супружеской парой.
Введение......................................................................................
Глава 1. Понятие конфликта в психологии.............................
1.1. Психологическое содержание конфликта
1.2. Типология конфликтов
1.2.1. Понятие внутриличностного конфликта
1.2.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Глава 2. Межличностные отношения в семье
2.1. Понятие о семье. Функции семьи
2.2. Ролевая структура семьи
2.3. Общение в семье. Семейные ссоры
Выводы
Глава 3. Исследование осознанности внутриличностных противоречий у супругов
Выводы
Заключение
Список используемой литературы
Еще один вариант структуры конфликта, который акцентирует восприятие конфликта и отношение к нему участников, предлагает Н.В.Самоукина [21,68]. Она выделяет в структуре конфликта элементы:
внутренняя позиция участников;
взаимодействие внешней и внутренней позиций;
объект конфликта.
Внутренняя позиция участников конфликта включает их цели, мотивы, интересы. Являясь основными причинами конфликтного поведения, эти цели, мотивы, интересы скрываются от оппонента, а иногда они скрыты и от самого участника. Определить их можно с помощью вопроса: «Зачем, для чего человек участвует в этом конфликте и что-то делает?»
Внешняя позиция проявляется в открытом предъявлении требований, утверждений, отношений и т.п.; это то, что говорит участник конфликта, но не всегда то, чего он хочет.
Взаимодействие внешней и внутренней позиций состоит в том, что человек, говоря что-то, предъявляя свою внешнюю позицию, может «иметь в виду» совсем иное, и это означает, что он намеренно что-то скрывает. За внешней позицией бывает скрыта внутренняя.
В работе Н.В. Гришиной дано еще одно представление о структуре конфликта [4,156]. На основе анализа понятий, выделенных специалистами для описания конфликтов, категорий, существующих в обыденном сознании, а также конфликтных ситуаций ею были выделены следующие элементы: стороны (участники) конфликта;
условия конфликта; предмет конфликта; действия участников конфликта; исход (результат) конфликта.
Как видно из приведенных выше примеров структур конфликта, несмотря на их сходство, имеются и различия (терминологические и содержательные). Анализ существующих подходов показал, что при описании структуры конфликта практически все авторы стремятся к рассмотрению конфликта как системы, т.е. к раскрытию ее элементов и взаимосвязей между ними.
Стороны,
участники конфликта —
Сторонами, или участниками, конфликта могут быть отдельные индивиды и группы (малые и большие). Малые группы - семья, школьный класс, студенческая группа и т.д. Большие группы - государства, этнические и религиозные образования, нации, партии.
Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы.
Косвенные участники могут:
a)
провоцировать конфликт и
b)
содействовать уменьшению
c)
поддерживать ту или иную
Прямые участники - те, которые непосредственно участвует в конфликте и открыто заявляет свои позиции.
В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта», предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной или третьим участником. Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой.
Ранг в переводе с немецкого - «звание, чин, разряд, категория». В социальной конфликтологии он определяется по принципу высший - низший и предполагает позицию, занимаемую одним из субъектов по отношению к противоборствующей стороне. Авторы книги «Внимание: конфликт!» предположили следующий способ определения рангов оппонентов (субъектов конфликта):
1. нулевой ранг - человек выступает от своего имени;
2.
первый ранг - человек, говоря
о своих интересах, целях,
3.
второй ранг - человек привлекает
на свою сторону мнение
4. третий ранг - привлекаемая на свою сторону группа вырастает в своем ранге;
5. четвертый ранг — привлекаемая группа вырастает в своем ранге до уровня страны, всего мира, планеты, всего прогрессивного человечества [2].
В реальном конфликте каждая из сторон стремиться понизить ранг противника и повысить свой собственный. Например, прокурор, имеющий высокий ранг государственного обвинителя, уличенный во взятках, может перейти в ранг частного лица, преследующего свои интересы. А обвиняемый прокурором индивид - стать одной из многих жертв недобросовестного обвинителя и тем самым значительно повысить свой ранг в юридическом конфликте. Некоторые исследователи (А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев, СВ. Кудрявцев) считают, что введение в конфликтологию понятия ранг оппонентов непродуктивно. Такое мнение не вполне обосновано, так как на уровне подсознания, в свои субъективных оценках, на уровне общественного мнения участники конфликта «наделяются» определенными рангами, хотя с юридической точки зрения для этого нет оснований.
Социальный статус - это совокупность психологических характеристик, определяющих место данного человека в группе и то, как он воспринимается другими ее членами. Статус может оказывать значительное влияние на положение (позицию) того или иного субъекта и участника в реальном конфликте. Например, статус беженца предполагает определенные политические, экономические и другие льготы. Статус матери может быть учтен при определении меры наказания за правонарушения и т. д.
Сила в социальном конфликте - это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о возможной реакции окружающей среды на предполагаемый конфликт. Только с началом конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится более полной.
Окружающая среда - один из элементов в структуре социального конфликта. Она состоит из физической среды (географических, климатических, экологических и других факторов) и социальной среды (определенных социальных условий, в которых развивается конфликт).
Одним
из непременных элементов
1.
Объекты, которые не могут
2.
Объекты, которые могут быть
разделены в различных
3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого» конфликта [1,13].
Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конфликтной активности - стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.
Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон и существенно осложнить положение другой. Например, человек, совершивший убийство, может быть оправдан судом, если защита докажет, что ее подзащитный вынужден бал применить оружие в целях самообороны. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причинбы подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства. Например, в конфликте между руководителем и подчиненным может сложиться ситуация:
1.
Руководитель обвиняет
2.
Подчиненный обвиняет
3.
Реальная причина конфликта,
Выявление
основного объекта - непременное
условие успешного решения любого
конфликта. В противном случае он либо
не будет решен в принципе (тупиковая ситуация),
или будет решен не в полной мере, и во
взаимодействии субъектов останутся тлеющие
угли для новых столкновений.
1.2.
Типология конфликтов
Существуют
разнообразные классификации
По составу участников конфликтов выделяют:
■ внутриличностные;
■ межличностные;
■ групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности);
■ конфликты в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы — коллективы подразделений организации);
■ межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).
По сферам существования:
■ деловые;
■ семейные;
■ имущественные;
■ бытовые и пр.
По своему эффекту и функциональным последствиям:
■
конструктивные (создание общности людей,
причастных к решению проблемы; расширение
сферы сотрудничества; в процессе
самосознания, прояснения собственных
интересов и интересов
■ деструктивные (один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, дискредитируя и унижая себя в глазах окружающих).
По критерию реальности и истинности - ложности:
■ подлинный (конфликт существует объективно и воспринимается адекватно);
■ случайный или условный (конфликт зависит от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается сторонами);
■ смещенный конфликт (когда имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт);
■ неверно приписанный конфликт (между сторонами, ошибочно понявшими друг друга и неверно истолковывающими проблемы);
■ латентный (конфликт должен был произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами);
■
ложный (отсутствуют объективные
основания конфликта и
Никсон Ч. выделил следующие основные виды конфликтов:
■ внутренние (проблему переживаем только мы) и внешние (проблему переживаем мы и, по крайней мере, еще один человек);
■ прямые (направленные на нас) и косвенные (не направленные непосредственно на нас);
■ индивидуальные (внутриличностные или межличностные) и * коллективные (участвуют трое и больше) [15]. -
Выделяют еще одну классификацию конфликтов:
■
производственно-деловой