Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 20:55, реферат
В данной работе мы рассматриваем - межличностный конфликт. По нашему мнению, выбранная тема является актуальной на сегодняшний день. И от решения конфликта зависит способ общения человека с окружающими его людьми: будет ли оно продуктивным или деструктивным.
Объектом исследования являются супружеские пары.
Предметом исследования – Особенности межличностных отношений в семье.
Цель нашего исследования – выявить особенности протекания конфликта между супружеской парой.
Введение......................................................................................
Глава 1. Понятие конфликта в психологии.............................
1.1. Психологическое содержание конфликта
1.2. Типология конфликтов
1.2.1. Понятие внутриличностного конфликта
1.2.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Глава 2. Межличностные отношения в семье
2.1. Понятие о семье. Функции семьи
2.2. Ролевая структура семьи
2.3. Общение в семье. Семейные ссоры
Выводы
Глава 3. Исследование осознанности внутриличностных противоречий у супругов
Выводы
Заключение
Список используемой литературы
Говоря о связи, об интеграции индивида с семьей, необходимо уточнить, что мы понимаем под словом «семья».
Соловьев
Н.Я. писал, что «семья - ячейка (малая
социальная группа) общества, важнейшая
форма организации личного
По мнению Ф.Адлера, семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества [11].
Л. Анспахер считает, что семья представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость -обоюдна, а обязательства - взаимны [11].
Семья - важнейшая из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни [25]. Людвиг Ван Берталан дает следующее определение семьи. Семья, по его мнению, - это, прежде всего, определённая сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое [25].
Существуют три самых общих подхода к семье, семья как социальный институт, как малая группа и как система взаимоотношений. Если опираться на эти подходы, можно заметить, что представления о семье все больше отходят от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей.
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Обсуждая функции семьи, можно согласиться с мнением Н.Я.Соловьева, полагающего, что «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет». Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа.
И.В.Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха.
Некоторые авторы (Харчев А.Г., Антонов А.И.) делят функции семьи на:
• специфические, вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности как социального явления,
• неспецифические - те функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), сохраняются при всех изменениях общества.
К неспецифическим функциям семьи относят накопление и передачу собственности, статуса, организацию производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, заботу о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению Я каждого и др. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. отмечают, что семье принадлежат следующие функции:
1.
Воспитательная функция семьи
состоит в том, что
2.
Хозяйственно-бытовая функция
3.
Эмоциональная функция семьи
- удовлетворение ее членами
4.
Функция первичного
5.
Сексуально-эротическая
Шиейдер Л.Б. отмечал, что современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако, по его словам, часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним Шиейдер Л.Б.относит следующие функции:
1.
Хозяйственно-экономическая
2.
Репродуктивная функция.
3. Регенеративная функция (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (например, альбом с фототографиями).
4.
Образовательно-воспитательная
5. Реактивная функция (лат. recreatio - восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье благополучии членов семьи.
6.
Кроме традиционных функций
Эйдемиллер
Э.Г., Юстицкис В.В. говорят, что нарушения
функций семьи - это такие особенности
ее жизнедеятельности, которые затрудняют
или препятствуют выполнению семьей ее
функций. Способствовать нарушениям может
весьма широкий круг факторов: особенностей
личностей ее членов и взаимоотношений
между ними, определенные условия жизни
семьи. Например, причиной нарушений воспитательной
функции семьи может стать и отсутствие
у родителей соответствующих знаний и
навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты
по вопросам воспитания, вмешательство
других членов семьи и т.д.) [27].
2.2.
Ролевая структура
семьи
Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина - женой и матерью.
В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую основу, патриархат - свою. Однако и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одного пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существуют семьи, где осуществляется два уровня руководства - материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.
На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи.
Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли.
Само понятие семейные роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т.д. является по сути социологическими. Опираясь на него, социальные психологи могут исследовать «личностную окраску», которую приобретают семейные роли в конкретном проявлении.
Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается прежде всего как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений» [13].
Роль
- это «социальная функция
Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.
Процесс
возникновения ролевой
Можно сказать, что возможность включения членов пары в совместную деятельность предстает в виде такого сочетания личностных и поведенческих характеристик, которое Б.Мурстейн назвал ролевым соответствием. Речь идет о соответствии друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей и наличии базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром. База эта видится автором в определенном сочетании личностных характеристик членов пары, например, потребность в доминировании у одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого.
В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями большинство авторов понимает систему культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Иногда эту систему называют полоролевой системой.
По мнению Шиейдер Л.Б., полоролевые системы - это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом - работа». От мужчин традиционно требуется в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая дифференциация ролей мужчин и женщин, как пишет Шиейдер Л.Б., часто называется полоролевой дифференциацией. Из разделения социальных ролей мужчин и женщин непосредственно следует и образец распределения семейных ролей. На мужчину ложится ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину - ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства. Такой ролевой модели придерживаются большинство зарубежных исследователей [25].