Конфликт в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 20:55, реферат

Описание

В данной работе мы рассматриваем - межличностный конфликт. По нашему мнению, выбранная тема является актуальной на сегодняшний день. И от решения конфликта зависит способ общения человека с окружающими его людьми: будет ли оно продуктивным или деструктивным.
Объектом исследования являются супружеские пары.
Предметом исследования – Особенности межличностных отношений в семье.
Цель нашего исследования – выявить особенности протекания конфликта между супружеской парой.

Содержание

Введение......................................................................................
Глава 1. Понятие конфликта в психологии.............................
1.1. Психологическое содержание конфликта

1.2. Типология конфликтов

1.2.1. Понятие внутриличностного конфликта

1.2.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Глава 2. Межличностные отношения в семье
2.1. Понятие о семье. Функции семьи

2.2. Ролевая структура семьи

2.3. Общение в семье. Семейные ссоры


Выводы

Глава 3. Исследование осознанности внутриличностных противоречий у супругов



Выводы

Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

27Конфликт в семье.doc

— 499.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение......................................................................................  
Глава 1. Понятие конфликта в психологии.............................  
    1.1. Психологическое  содержание конфликта
 
    1.2. Типология  конфликтов
 
      1.2.1. Понятие внутриличностного конфликта
 
      1.2.2. Способы  разрешения внутриличностных конфликтов
 
Глава 2. Межличностные отношения в семье  
    2.1. Понятие о  семье. Функции семьи
 
    2.2. Ролевая структура  семьи
 
    2.3. Общение в  семье. Семейные ссоры
 
   
    Выводы
 
Глава 3. Исследование осознанности внутриличностных противоречий у супругов  
   
   
   
    Выводы
 
Заключение  
Список  используемой литературы  
 

 

       Введение 

      Конфликты служат признаком протекания процессов  развития, идет ли речь о взрослении ребенка, динамике производств или супружеских отношений, социальных процессов в обществе. Поэтому и отношение к ним должно быть положительным, разумным и рачительным. Возникающие конфликты стоит использовать с максимальной продуктивностью, а иногда и способствовать их приближению и появлению, чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки.

      Другое  дело, что люди должны учиться правильно  вести себя в конфликтном взаимодействии с другими, не эгоистически, стремясь урвать себе побольше, психологически уничтожив, опорочив своих противников, изгнав их с позором с поля боя. Напротив, сотрудничество и разумный компромисс, способность владеть собой и ситуацией, управлять ходом взаимодействия, приводя его к скорейшему и наименее болезненно разрешению противоречий и достижению общих целей, - вот к решению какой задачи стоит и надо стремиться.

      Конфликт - неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями.

      Общие интересы и претензии могут стать  основанием для прочной и стабильной дружбы, а могут привести к возникновению непрекращающихся стычек, противоречий, конфликтов и враждебности в отношениях.

      Конфликты возникают там и тогда, где  нечто, какую-то вещь или явление нельзя поделить. Это нечто и оказывается предметом конфликта. Им может быть власть, правота, территория, игрушка, любовь и т.д. Люди или группы людей, одновременно претендующие на обладание этой вещью, явлением, неизбежно вступают друг с другом в конфликт.

      Таким образом, конфликтом можно назвать такой тип социального взаимодействия, при котором каждая сторона стремиться завладеть предметам, обладающим свойством неделимости.

      Иногда  эта неделимость действительная, иногда только кажущаяся. Но для человека реально то, что существует в его  психике, вне зависимости от того есть ли это отражение чего-либо действительно существующего или этот продукт, например мыслительной деятельности самого субъекта.

      Споры, ссоры, затяжная позиционная борьба, разрыв отношений, демонстративный отказ от общения, демонстрация своей силы, а порой ее открытое применение, противостояние мнений, борьба за свои права - все это многочисленные проявления конфликтов.

      В данной работе мы рассматриваем - межличностный конфликт. По нашему мнению, выбранная тема является актуальной на сегодняшний день. И от решения конфликта зависит способ общения человека с окружающими его людьми: будет ли оно продуктивным или деструктивным.

      Объектом  исследования являются супружеские  пары.

      Предметом исследования – Особенности межличностных отношений в семье.

      Цель  нашего исследования – выявить особенности протекания конфликта между супружеской парой.

      Задачи  работы:

      • анализ психологической литературы по определению понятия межличностные отношения в семье;

      • исследование межличностных отношений  между супругами в конфликтных ситуациях;

      • количественная и качественная обработка  полученных данных и подведение итогов;

      • формулировка выводов в конце  работы.

 

       Глава 1. Понятие конфликта  в психологии

    1. Психологическое содержание конфликта

      Слово «конфликт» пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, - они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково.

      В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

      Наверно, тот факт, что слово «конфликт» вошло в разные языки и прижилось в них, не случаен. Из этого, на первый взгляд, чисто лингвистического факта можно даже извлечь некоторые небезынтересные выводы, выходящие за рамки лингвистики. Во-первых, из него следует, что, очевидно, есть потребность в общем понятии, которое охватывает различные варианты столкновений, споров, схваток и пр. А во-вторых, этот факт свидетельствует, что повсюду на земле люди, живущие в самых разнообразных условиях, встречаются с явлением, которое обозначается словом «конфликт». Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конфликты. «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте. Есть ли у вас пульс» [8,17].

      Конфликты — это норма жизни.

      Противоположность конфликту — это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире в мире и согласии легко, просто, удобно. Поэтому все мы ценим возможность такой жизни. «Худой мир лучше доброй ссоры», - утверждает пословица. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его выполнения. Они портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что может даже подорвать здоровье человека. Неудивительно, что люди, в общем-то, не любят конфликтовать и побаиваются их.

      Однако  хотим мы этого или нет, нравится ли нам или не нравится, но конфликты  в нашей жизни неизбежны. А  раз так, то остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если это возможно, извлечь из них хоть какую-то пользу. В конце концов, как гласит еще одна известная пословица, - «нет худа без добра». Жить в мире и согласии — это замечательно, но все-таки совсем без всяких конфликтов было бы, наверное, несколько скучновато.

      Причинами столкновений могут быть самые разнообразные  проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

      В основе конфликта лежат субъективно-объективные  противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует  отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

      Противоборство  может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. «Интенсивность означает вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов» [6,144]. Форма столкновений - насильственная или ненасильственная - зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешение конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборства.

      Структура конфликта - это совокупность характеристик, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих компонентов и связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс.

      Понимание структуры конфликта, т.е. его составных  элементов, во многом определяет сам способ анализа конфликта и поиски путей его конструктивного разрешения. При всем многообразии существующих трактовок конфликта объединяет их представление о структуре конфликта. Рассмотрим несколько наиболее известных представлений о структуре конфликта, предлагаемых отечественными психологами.

      Один  из вариантов структуры конфликта - основой, или базой, конфликта является конфликтная ситуация, включающая инцидент. Как считают авторы этой концепции Ф.М.Бородкин и Н.М.Коряк, для того чтобы ситуация переросла в реальный конфликт из потенциально возможной, необходимо открытое столкновение, т.е. инцидент. Каждая из противоборствующих сторон, стремясь обладать объектом конфликта, нацелена на получение позитивного результата только для себя, т.е. на выигрыш только одной из сторон [2,11].

      Конфликтная ситуация появляется тогда, когда можно  зафиксировать противоречия и разнонаправленные  тенденции (цели, интересы и т.д.) реально существующих «носителей» этих противоположностей (оппонентов). В структуре данной ситуации выделяют участников конфликта, именуемых оппонентами. У них есть определенны цели, которые сводятся к тому, чтобы «выиграть» или хотя бы «не проиграть». Весь конфликт разворачивается из-за определенного объекта конфликта. Объект конфликта - это то, чем хотят обладать или завладеть оппоненты (власть, авторитет, влияние, должность, деньги и т.д.).

      Конфликтная ситуация включает в себя: инцидент, объект конфликта, участников конфликта (оппоненты), цель «выиграть» или «не  проиграть».

      Усилия сторон направлены на достижение собственных целей и на воспрепятствование противнику в удовлетворении его потребностей. При таком рассмотрении конфликтная ситуация является «зоной», в которой еще возможна профилактика конфликта или его разрешение, причем в формах более безопасных, чем непосредственно во время инцидента, в процессе открытой борьбы.

      Другой  вариант структуры конфликта  рассматривается в работе Л.А.Петровской [18,126]. Здесь выделяются следующие  элементы:

      стороны (участники) конфликта (личности и социальные группы);

      условия протекания конфликта (социально-групповая  и социально-психологическая среда);

      образы  конфликтных ситуаций - идеальные  картины конфликтных ситуаций, а не сама реальность, которые определяют выбор стратегии поведения участников. Они влияют на содержание их представлений, оценок и суждений. Образ конфликтной ситуации включает представления о себе (мотивы, цели, эмоции и т.д.), о противоположной стороне (мотивы, цели, эмоции и т.д.) и о среде, в которой разворачиваются конфликтные взаимоотношения. При этом представление о себе является более сложным, чем об оппоненте, который, как правило, представляется схематичным, упрощенным, стереотипным, поверхностным. Представления о среде также ограничены, бедны деталями;

      возможные действия участников конфликта. Переход к конфликтному взаимодействию предполагает выбор стратегий поведения, т.е. определенной совокупности действий, направленных на оппонента;

      исходы  конфликтных действий зависят как  от выбора стратегии поведения, так и от всех остальных элементов структуры.

Информация о работе Конфликт в семье