Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 20:55, реферат
В данной работе мы рассматриваем - межличностный конфликт. По нашему мнению, выбранная тема является актуальной на сегодняшний день. И от решения конфликта зависит способ общения человека с окружающими его людьми: будет ли оно продуктивным или деструктивным.
Объектом исследования являются супружеские пары.
Предметом исследования – Особенности межличностных отношений в семье.
Цель нашего исследования – выявить особенности протекания конфликта между супружеской парой.
Введение......................................................................................
Глава 1. Понятие конфликта в психологии.............................
1.1. Психологическое содержание конфликта
1.2. Типология конфликтов
1.2.1. Понятие внутриличностного конфликта
1.2.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Глава 2. Межличностные отношения в семье
2.1. Понятие о семье. Функции семьи
2.2. Ролевая структура семьи
2.3. Общение в семье. Семейные ссоры
Выводы
Глава 3. Исследование осознанности внутриличностных противоречий у супругов
Выводы
Заключение
Список используемой литературы
■ межгрупповой конфликт, как один из видов межличностного конфликта, - это конфликт, в котором в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу.
■ внутриличностные конфликты возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у одного и того же человека. В их основе лежит негативное психологическое состояние личности: внутренние переживания, обиды и разочарование [3]. О каком бы виде конфликта мы ни говорили, для конфликтующих он обычно проявляется в одной из следующих двух форм:
1)
Они испытывают что-то
2) Они что-то делают, говорят или думают, расстраиваясь и испытывая смешанные чувства из-за этого или из-за необходимости выбора.
Конфликт любого типа может проявляться прямо (сделанное или сказанное имеет непосредственное отношение к вам) или косвенно (сказанное или сделанное не касается вас лично, но задевает и расстраивает вас). Спор между вами и вашим деловым партнером - пример прямого конфликта.
Примером косвенного конфликта может являться ваше несогласие с решением руководства компании - это решение касается всех работников фирмы и не направленно непосредственно против вас, но задевает вас.
Конфликт может также скрываться под видом эмоций. Например, вы разрываетесь между двумя или более вариантами выбора и страдаете от этого внутреннего конфликта.
Итак, конфликт может проявляться внешне (какие-то неурядицы с другим человеком или людьми) либо внутренне (размолвка с самим собой).
Различные
типы конфликтов взаимосвязаны между
собой. В ходе развития конфликты одного
типа могут переходить в конфликты другого
типа (например, внутриличностные — в
межличностные, межличностные — в групповые).
1.2.1.
Понятие внутриличностного
конфликта
Одним из самых сложных психологических конфликтов является конфликт, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Индивидуальные противоречия, т.е. собственные противоречия одной личности, представлены во внутриличностном конфликте. Внутриличностные конфликты являются важной составляющей развития личности, если они конструктивны, но деструктивный внутриличностный конфликт представляет серьезную опасность. Он может привести к стрессам, психотравмам, суицидам.
Внутриличностный конфликт не всегда виден и совсем не очевиден. Часто человек и сам не осознает, что находится в состоянии конфликта, а иногда намеренно его скрывает.
Каждому важно знать сущность внутриличностных конфликтов, причины и способы разрешения.
Внутриличностный конфликт - это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, ценностей и идеалов). Человек - главный носитель конфликта.
Личность - устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности «могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены. Даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом.
Любое действие человека представляет взаимодействие с Другим внутри него и противодействие Другому как участнику диалога. Но конфликт вызывают лишь равные по значимости взаимоисключающиеся тенденции, когда личность как бы раздваивается в принятии решения, когда выбор той или иной тенденции предполагает силовое давление Одного на Другого, т. е. противоборство и насилие.
В реальной жизни человеку постоянно приходится делать выбор в пользу того или иного возможного варианта, отвергая другие. Например, любовь или богатство, семья или работа, личная жизнь или карьера и т. д. Для удовлетворения своих потребностей человек вынужден постоянно преодолевать внутренние сомнения своего «Я» и внешнее сопротивление среды. И если по тем или иным причинам цель не доступна, то человек попадает в ситуацию фрустрации (психологического расстройства, переживания неудачи) и конфликта. Авторы книги «Психология индивида и группы» описывают четыре вида ситуаций, вызывающих фрустрацию:
• физические преграды (узник, непогода, нет денег);
• отсутствие объекта для удовлетворения испытываемой потребности (хочу кофе, а магазин закрыт);
• биологические ограничения (умственно-отсталые люди и люди с физическими дефектами);
• социальные условия [20,87].
Помимо фрустрационных ситуаций, исследователи выделяют психологический конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих. Эти проблемы выбора из двух различных стремлений:
• конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);
• конфликт между социальной нормой и потребностью (любовь и норма);
• конфликт социальных норм (дуэль и церковь);
• конфликт ценностей;
• конфликт между ценностью и нормой;
• конфликт между ценностью и потребностью и др. Внутриличностные конфликты можно условно обозначить как конфликты:
1) «между тем, что есть и тем, что хотелось бы иметь»;
2) «между тем, чего вы хотите и тем, чего не хотите»;
3) «между тем, кто вы есть и тем, кем хотели бы быть» и т. д. Внутриличностные конфликты - борьба двух позитивных или двух
негативных
тенденций, или борьба позитивной и
негативной тенденции в психике
одного субъекта. Возможны варианты, когда
тенденции содержат в себе и положительные,
и отрицательные моменты
1)
Необычность с точки зрения
структуры конфликта: здесь
2) Специфичность форм протекания и проявления. Основная форма - форма тяжелых переживаний, приводящих к страху, депрессии, стрессу. Затянувшийся внутриличностный конфликт выливается в невроз.
3) Латентность - внутриличностный конфликт нелегко обнаружить, часто человек и сам не осознает, что'он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние под эйфорическим поведением или за активной деятельностью.
Внутриличностный конфликт изучался многими исследователями. Рассмотрим некоторые психологические концепции внутриличностных конфликтов.
Формирование характера, по Адлеру, происходит в первые пять лет. Автор полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к превосходству и безупречности.
От этого чувства неполноценности зависит вся воспитательная способность ребенка. Будущее для ребенка становится той областью, которая должна принести ему компенсацию.
По Адлеру, процесс компенсации - это творческая сила, приводящая личность к высшим достижениям. Даже реальные недуги, дефекты могут этой силой преодолены.
В своей работе Адлер выделил несколько путей, по которым может проходить компенсация:
1. развитие социального чувства - чувства общности, сотрудничества, взаимопонимания, взаимоподдержки;
2.
стимуляция собственных
a) адекватная компенсация - совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка и т.д.);
b) сверхкомпенсация - гипертрофированное развитие одной из способности, имеющей ярко выраженный эгоистический характер. Это убеждение себя и других в своих мнимых способностях (например, склонность к накопительству, мошенничеству, сверхкомпенсация, манипуляция);
c)
мнимая компенсация - компенсация
болезнью, обстоятельствами и другими
факторами, независящими от
Не справившись со своим внутренним конфликтом, ущербная личность выплескивает его наружу. Став социально-конфликтной, она затягивает окружающих в мучительное столкновение. «Громкое самовосхваление является компенсацией за внутреннюю слабость, мелочность натуры и неспособность решить свои внутриличностные конфликты» - Адлер.
Теперь
рассмотрим учение об экстраверсии и
интроверсии К.Юнга. Юнг в объяснении
внутриличностного конфликта
Главным в типологии Юнга считается направленность. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге проявляется во внутриличностном конфликте. Это конфликт объективного и субъективного.
Юнг писал, что психическая жизнь протекает в режиме конфликта сознания и бессознательного. Следовательно, нарушение меры в сознании должно вызвать компенсаторную деятельность бессознательного.
По Юнгу, экстраверт ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт изначально погружен в себя. Для него самое главное - мир внутренних переживаний. Если экстраверт ставит акцент в сознании на внешнем, на объекте, то бессознательное станет на защиту субъекта и породит в нем эгоцентризм.
В противоположную сторону будет направлена компенсация у интроверта (на повышение влияния объекта). Чем больше он будет уходить в себя, тем больше со временем для него будут значимы другие люди.
Центральным для созданной Эриксоном теории психосоциального развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, порожденный конфликтом развития Я личности. В эти моменты человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования.
Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, сто на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости в новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
Немецкий психолог К.Левин рассматривает внутриличностный конфликт в рамках своей концепции валентностей и психологического поля, или теории поля. Согласно данной концепции, предметы обладают разной степенью ценности и привлекательности для разных людей в ситуациях разной заряженности, проще говоря, они обладают разной валентностью [14]. Следует отметить, что валентностью предметы обладают только в психологическом поле или они могут обладать положительной и отрицательной валентностью только для конкретного человека. Причем в ситуации «полевого» поведения некоторые предметы «притягивают» человека, тогда он берет их в руки, разглядывает и т.д., а некоторые - отталкивают, человек их обходит или игнорирует. Человек совершает действия, за которыми на первый взгляд не стоит никакой реальной потребности. Предметы незначительные, не играющие никакой роли в его жизни, неожиданно побуждают его к действию.