Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:32, реферат
Объектом являются люди, занимающие руководящие должности и работники
организаций.
В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению личности руководителя;
- проанализировать личностные особенности руководителей и их
влияние на восприятие работников;
- изучить влияние социально-демографических характеристик
руководителей на восприятие к ним их работниками.
Введение................................ 3
§1: Теоретические подходы к изучению личности руководителя......... 4
§2: Личностные особенности руководителя как фактор восприятия
его подчинёнными...........................
13
§3: Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными
3.1. Пол руководителя как фактор восприятия подчинёнными.......
3.2. Возраст руководителя как фактор восприятия подчинёнными.....
Выводы....................................
Литература.................................
Личность руководителя
Человек не рождается с набором качеств; они являются сочетанием полученных от природы особенностей и условий его жизни. Формированию нужных качеств могут способствовать специальные формы обучения. Необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность.
Михаил Иванович Магура, кандидат психологических наук.
В
психологической науке пока еще
отсутствует единая концепция, единое
понимание того, что такое личность.
Вместе с тем имеется достаточно
большое число исследований, посвященных
личности руководителя. Обратимся к
одному из них. Американский психолог
М. Шоу предложил следующую
биографические характеристики;
способности (в том числе управленческие);
черты личности (личностные качества).
Известный
специалист в области психологии
управления Р. Л. Кричевский дополнил эту
классификацию еще одной
I.
Первая группа включает:
возраст;
пол;
социальный статус;
образование.
Возраст
С
ним связано немало конкретных вопросов:
например, каков возрастной оптимум
для менеджеров, в каком возрасте
руководителю следует оставить свое
кресло и т. д. С одной стороны,
существует немало аргументов в пользу
того, что возраст (а значит, и
опыт) позитивно влияет на качество
управления. Назовем их аргументами
в пользу старости. Судите сами: средний
возраст президентов крупных
японских компаний 63,5 года, вице-президентов
— 56 лет. Это достаточно много, даже
если учесть высокую продолжительность
жизни в Стране восходящего солнца.
Что же касается США, то там средний
возраст президентов крупных
компаний составляет 59 лет. С другой
стороны, было бы ошибочно думать, что
только зрелый возраст и опыт дают
основания рассчитывать на высокий
пост и управленческий успех. Есть немало
аргументов и в пользу молодости.
А. Морита основал всемирно известную
фирму «Сони корпорейшн» в
возрасте 25 лет. А. Хаммер, глава фирмы
«Оксидентал петролиум», свой первый
миллион долларов заработал в 21 год,
будучи студентом. Таким образом, есть
основания считать, что возраст
не оказывает существенного
Вместе с тем следует упомянуть об Р. Стогдилле, который провел специальное исследование о влиянии возраста на качество управления. Обобщив гигантский фактический и статистический материал (одна библиография в его книге «Руководство по лидерству» содержит более 3.500 названий), он пришел к выводу, что возраст все же оказывает прямое влияние на качество управления. Само понятие «возраст» может быть истолковано двояко. Есть возраст биологический (число прожитых лет) и социально-психологический (социальная зрелость, активность человека). Говоря о возрасте руководителя и о его влиянии на качество работы, мы имеем в виду прежде всего возраст социальный. Социально зрелым человек может быть и в молодости, и это, согласитесь, во многом зависит от самого человека. «Если бы молодость знала, если бы старость могла!» — опровергнуть этот трюизм, соединить знания и умения можно только одним способом — постоянной, неутомимой работой над собой, самосовершенствованием. Что же касается молодости, то этот недостаток проходит со временем и без всяких усилий с вашей стороны.
Пол
Кто
более эффективен в качестве менеджера?
Кто-то считает, что мужчины, кто-то
— что женщины. Сторонники управленческого
патриархата доказывают свою точку
зрения, опираясь не только на свой личный
опыт, но и на серьезные исследования.
Например, английский исследователь
Е. Холандер установил, что в отдельных
видах деятельности, требующих речевой
активности (а управленческая деятельность
— это именно тот случай!), женщины
в присутствии мужчин ведут себя
довольно робко, чаще раздражаются и
выходят из равновесия в сложных
ситуациях. Кроме того, наблюдение за
процессом общения присяжных
заседателей (исследование Ф. Стродтберг
и Р. Манн) показало, что мужчины
гораздо активнее участвуют в
дискуссии по принятию вердикта. То
же самое подтверждают и данные Е.
Эриз, которая установила, что при
решении групповых задач
Вопрос о том, кто более эффективен в качестве руководителя — мужчина или женщина, — это некорректный вопрос. Есть женщины, которые руководят с лучшим результатом, чем некоторые мужчины, и наоборот. И женщина, и мужчина могут быть и не быть эффективными руководителями, и это зависит не от половой принадлежности. Пол, как и возраст, может рассматриваться с точки зрения биологической и психологической. С точки зрения психологической, пол есть социальная роль, навязываемая обществом. В современном обществе в процессе воспитания, начиная с детских лет, мальчикам и девочкам предлагаются различные, отличающиеся друг от друга стереотипы поведения. А что касается представления о мужчинах как о существах от природы более активных и изначально более способных к руководству, чем женщины, то такое представление не более чем распространенное заблуждение, не имеющее под собой реальных оснований. Это стереотип сознания, мешающий взглянуть на проблему реально. Известно, что профессиональные успехи женщин, сделанные ими карьеры многие склонны объяснять их внешними данными или везением, а не способностями и активностью. Это один из примеров стереотипного подхода.
Американский психолог Р. Айс выявил следующую любопытную закономерность: когда успеха в решении поставленной задачи добивалась группа, возглавляемая женщиной, члены группы приписывали успех главным образом везению. А когда успешно работала группа, возглавляемая мужчиной, считалось, что успех обусловлен в основном личностными качествами руководителя.
Социальный статус и образование
И статус, и образование, безусловно, важны не только для того, чтобы занять менеджерскую должность, но и для того, чтобы успешно функционировать в ней. Типичный западный менеджер высокого ранга имеет как минимум одно университетское образование. И речь не просто о наличии диплома, пусть даже самого престижного университета. Образование — это прежде всего уровень профессиональной подготовки, умение применять свои знания и умения в реальной жизни. Вы можете получить должность благодаря своему диплому, но удержать ее, справиться с работой наличие диплома едва ли поможет; для этого нужны прежде всего знания и умения. Успех определяет не то, что записано в дипломе, а то, что содержится в вашей голове.
Что же касается социально-психологического статуса (происхождения) как предпосылки реализации личности в менеджменте, то утверждение, что высокий статус способен оказать положительное влияние на карьеру, в доказательствах не нуждается. «Один из наиболее надежных способов стать президентом компании — родиться в семье, владеющей компанией», — остроумно заметил Ф. Фидлер. И все же многие выдающиеся менеджеры начинали свои блистательные карьеры с очень низких стартовых площадок, и, наоборот, известны случаи, когда, получив во владение компанию, наследники приводили ее к банкротству. Так что путь наверх в менеджменте открыт для каждого.
II.
Под способностями, в общем смысле этого слова, в психологии понимаются некоторые свойства и качества личности, позволяющие успешно осуществлять определенные виды деятельности. Способности можно подразделить на общие (например, интеллектуальные) и специфические (профессиональные). Как влияют общие способности на эффективность управленческой деятельности?
В
классическом исследовании Е. Гизелли
«Интеллект и менеджерский успех» было
убедительно доказано, что наиболее
успешными оказываются
Т. Коно обратил внимание, что студенты-отличники, поступая на службу в японские корпорации, как правило, не становятся там высшими менеджерами. С чем это связано? Дело в том, что существует по меньшей мере два вида (типа) интеллекта — теоретический и практический. При этом не следует думать, что теоретический интеллект есть нечто более высокое, чем практический. В работе «Ум полководца» известный психолог Б. Теплов убедительно показал, что «с точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, а также жесткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической (умственной) деятельности». Так что «нет основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического». Одно дело — решать задачи (теоретические и практические) самому и совсем другое — организовывать на их решение других людей. Среди специальных способностей, необходимых эффективному менеджеру, вслед за М. Шоу, мы выделим такие:
специальные умения и знания;
компетентность;
информированность.
Доказывать важность этих способностей для успешного осуществления управленческой деятельности, по-видимому, нет необходимости.
III.
Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются:
доминантность;
уверенность в себе;
эмоциональная уравновешенность;
стрессоустойчивость;
креативность;
стремление к достижениям;
предприимчивость;
ответственность;
надежность;
независимость;
общительность.
Все эти качества объединяет нечто общее, а именно то, что каждое из них можно выработать, воспитать. Остановимся на них более подробно.
Доминантность (влияние)
Руководителю, безусловно, необходимо обладать этой чертой. Но, вырабатывая ее в себе, не следует забывать о психологической стороне вопроса.
Во-первых, для влияния совершенно недостаточно опоры только на властные, должностные полномочия, то есть на формальный авторитет. Известно, что если подчиненные действуют, следуя только правилам и требованиям, установленным руководителем, они используют не более 65% своих возможностей и иногда выполняют свои обязанности удовлетворительно, просто чтобы удержаться на работе. Так что влияние руководителя, основанное только на средствах формально-организационного характера, должно обязательно подпитываться влиянием неформальным.
Во-вторых, неформальное влияние дает нужный эффект только тогда, когда оно находит внутренний отклик. Без позитивной ответной реакции стремление руководителя доминировать будет выглядеть как примитивная претензия на власть.
М.
Вудкок и Д. Френсис в своей
книге «Раскрепощенный
Уверенность в себе
Что
значит для подчиненных уверенный
в себе руководитель? Прежде всего
то, что в трудной ситуации на
него можно положиться: он поддержит,
защитит, явится той «спиной», которая
вас прикроет. Уверенный в себе
руководитель обеспечивает определенный
психологический комфорт и
Вместе
с тем следует отметить два
важных обстоятельства. Во-первых, существует
разница между уверенностью в
себе и самоуверенностью. Это различие
легко уловимо, но трудно преодолимо.
Сказать можно только то, что человек,
уверенный в себе, исходит из реалистичных
представлений о своих
Во-вторых, известно, что подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, а значит, как бы ни складывались обстоятельства, следует, хотя бы внешне, держать себя спокойно и уверенно.
И, наконец, есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость
Это родственные, близкие друг другу личностные черты руководителя. Они, безусловно, могут вырабатываться и развиваться, но только в случае, если это делается целенаправленно. Что касается первой из них, то исследователи в области психологии управления обращают внимание на два важных обстоятельства.
Во-первых, на необходимость контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.
Во-вторых, руководитель — это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т. д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий — неврозами, психическими заболеваниями и т. д. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки. Такими средствами могут служить физические упражнения, встречи с друзьями, хобби и т. д. Современные исследования показывают, что они являются более эффективными для эмоциональной разрядки, нежели употребление алкоголя. Однако каждый выбирает то, что ему по душе.