Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:32, реферат
Объектом являются люди, занимающие руководящие должности и работники
организаций.
В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению личности руководителя;
- проанализировать личностные особенности руководителей и их
влияние на восприятие работников;
- изучить влияние социально-демографических характеристик
руководителей на восприятие к ним их работниками.
Введение................................ 3
§1: Теоретические подходы к изучению личности руководителя......... 4
§2: Личностные особенности руководителя как фактор восприятия
его подчинёнными...........................
13
§3: Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными
3.1. Пол руководителя как фактор восприятия подчинёнными.......
3.2. Возраст руководителя как фактор восприятия подчинёнными.....
Выводы....................................
Литература.................................
- модель организационно-
- модель нравственно-правововой
ориентации, характеризующая динамическое
соотношение профессионально-
Как видим, структурно-содержательные особенности профессионального самосознания обусловливают устойчивые модели профессионального поведения руководителей и достижение ими определенного уровня успешности деятельности.
Относящейся к
интегративному подходу является концепция
``силы личности'' (А.Антоновский, Г.Крампен,
А.Шапиро). Как системообразующий
фактор рассматривается сила личности,
включающая чувство ответственности,
уверенность в собственных
Чувство внутренней
согласованности, определяющее силу личности
руководителя, основывается на самовосприятии,
самопредставлении, моделях и эталонах
управленческой деятельности. Высокий
уровень согласованности
В контексте
вышеизложенного в роли регулятора
процесса реализации личности в управленческой
деятельности руководителя может выступать
некое психологическое
Акмеологический подход нацелен на разработку профессиограмм различных типов руководителей, структур профессионала-руководителя во взаимосвязи с образом мира, психолого-акмеологической модели формирования профессионального самосознания личности руководителя.
Наиболее разработана модель профессионала Е.А.Климовым (1998, с.387-389), которая включает следующие компоненты:
1) свойства человека
как целого (образ мира, направленность,
отношения к внешнему миру, особенности
проявления креативности, интеллектуальные
и операторные черты
2) праксис профессионала
(специфические черты,
3) гнозис профессионала
(специфические черты, прием
4) информированность,
знания, опыт, культура профессионала
(специфические черты,
5) психодинамика
(интенсивность переживаний,
6) осмысление
вопросов своей возрастно-
По мнению А.К.Марковой, структура личности профессионала включает: мотивацию (направленность личности и ее виды); свойства личности (способности, характер и его черты, психические процессы и состояния) и интегральные характеристики личности (самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность руководителя.
Важно отметить, что А.К.Маркова (1993) в профессиональном самосознании как интегративной характеристике личности выделяет:
1) осознание
личностью норм, правил, модели своей
профессии как эталонов для
осознания своих качеств;
2) осознание
этих качеств у других людей,
сравнение себя с неким
3) учет ожиданий
и оценка себя как
4) самооценивание
личностью своих отдельных
5) положительное
оценивание личностью самой
Профессиональное
самосознание руководителя в данном
подходе рассматривается как ``личностное
образование, присущее конкретному
субъекту, зарождается в дошкольном
детстве, формируется и развивается,
как и сама личность. Проявлением
профессионального самосознания являются
личностные качества человека, которые,
преломляясь через
Осуществленный анализ вышеуказанных подходов к разработке концепций личности руководителя показывает следующее:
- анализируемые
подходы основаны на авторском
представлении о структуре
- у авторов
нет единства в определении
компонентов многоуровневой
- большинство
моделей разрабатывалось на
- существенное
влияние на методологию
- современный
этап изучения личности
- наметилась
тенденция к поиску ядра
- в осмыслении
феномена личности
Введение...................... |
3 |
§1: Теоретические подходы к изучению личности руководителя......... | 4 |
§2: Личностные
особенности руководителя как фактор
восприятия
его подчинёнными.................. |
13 |
§3: Социально-демографические
характеристики руководителя как фактор
восприятия его подчинёнными
3.1. Пол руководителя
как фактор восприятия 3.2. Возраст руководителя
как фактор восприятия Выводы........................ Литература.................... |
20
21 24 27 |
Современный уровень развития производства и масштабные изменения в
экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к
человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных
последствий
человеческих решений.
Изменение социально-
потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии
управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую
актуальность и значимость приобретают социально-психологические аспекты
руководства трудовыми коллективами. Выбор руководителем оптимальных форм
общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на
знании особенностей восприятия людьми друг друга и подчиненными - своих
руководителей, в
частности.
Переход к рыночной экономике сопровождается экономическими трудностями в
сфере промышленного производства, которые вызывают рост социального напряжения
в трудовых коллективах. В определенной мере его можно нейтрализовать
применением оптимальных форм и методов управления.
С этими предпосылками связано возрастание роли социальной психологии в
решении данных вопросов, что делает восприятие и понимание руководителя
подчиненными одной из центральных проблем теории социальной перцепции.
Актуальность этой проблемы обуславливается тем, что характер
взаимоотношений по вертикали во многом определяется способностью руководителя
учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему
подчиненного коллектива. Для этого необходимо формировать у руководителя
рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего
деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время
управленческие решения будут страдать некоторой односторонностью.
В отношениях по горизонтали восприятие руководителя связано с
формированием внутригрупповых норм. При этом важным является то, как
характеристики руководителя воспринимаются большинством членов коллектива и
задают эталоны преобладающего к нему отношения. Сформированная коллективом
общая оценка может усиливать эффективность управленческих воздействий, либо
тормозить их вследствие выработанного в перцептивном опыте
эталона отношения коллектива к руководителю.
Эмоциональный компонент групповых оценок руководителя влияет на
атмосферу взаимодействия в управлении, а, следовательно, на
социально-психологический климат коллектива. Действуя в комплексе, это
оказывает влияние на формирование авторитета руководителя, трудовую активность
и заинтересованность членов коллектива в эффективности деятельности.
[1]
В связи с этим основной целью данной работы являлось изучение личностных
и социально-демографических характеристик людей, занимающих руководящие
должности, с целью выявления влияния этих характеристик на восприятие
работниками своих руководителей.
Таким образом, предметом данной работы являются личностные и
социально-демографические характеристики руководителей, влияющие на восприятие
работников.
Объектом являются люди, занимающие руководящие должности и работники
организаций.
В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
-
рассмотреть теоретические
-
проанализировать личностные
влияние на восприятие работников;
-
изучить влияние социально-
руководителей на восприятие к ним их работниками.