Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:32, реферат
Объектом являются люди, занимающие руководящие должности и работники
организаций.
В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению личности руководителя;
- проанализировать личностные особенности руководителей и их
влияние на восприятие работников;
- изучить влияние социально-демографических характеристик
руководителей на восприятие к ним их работниками.
Введение................................ 3
§1: Теоретические подходы к изучению личности руководителя......... 4
§2: Личностные особенности руководителя как фактор восприятия
его подчинёнными...........................
13
§3: Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными
3.1. Пол руководителя как фактор восприятия подчинёнными.......
3.2. Возраст руководителя как фактор восприятия подчинёнными.....
Выводы....................................
Литература.................................
Прежде
чем вести разговор о стрессоустойчивости,
давайте выясним отличие двух
понятий — «стресс» и «дистресс».
Стресс — это напряжение (физическое,
физиологическое и
Проблема
заключается в том, что уровень
напряжения, благоприятный для одного
человека, оказывается непереносимым
для другого, иначе говоря, как
заметил основоположник учения о
стресс Ганс Селье, «разным людям
требуются для счастья
Вслед за немецкими психологами В. Зигерт и Л. Ланг назовем некоторые причины, вызывающие дистресс у менеджеров. Это:
страх не справиться с работой;
страх допустить ошибку;
страх быть обойденным другими;
страх потерять работу;
страх потерять собственное «Я».
Креативность
Это способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их.
М. Вудкок и Д. Френсис считают, что существуют некоторые препятствия, мешающие человеку проявлять творческий подход к делу. Это:
слабое стремление к новому;
недостаточное использование возможностей;
излишняя напряженность;
излишняя серьезность;
плохая методология.
Стремление
к достижениям и
Без
этих качеств невозможно представить
себе успешного руководителя. В стремлении
человека к достижениям отражается
одна из фундаментальных потребностей
— потребность в
Исследования
показывают, что менеджеры, обладающие
этими чертами, имеют ряд особенностей.
Во-первых, они предпочитают ситуации,
в которых можно брать на себя
ответственность в решении
В-третьих,
люди, стремящиеся к достижениям,
всегда заинтересованы в наличии
обратной связи — информации о
том, насколько успешно они
Ответственность и надежность
В современном менеджменте эти качества личности являются своеобразной «визитной карточкой» и фирмы, и самого руководителя.
Репутация стоит дороже денег, и если она потеряна, то — навсегда. Для фирмы, дорожащей своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства должны быть выполнены, даже если это принесет убытки. К сожалению, нынче ответственность и надежность являются большим дефицитом, и мы постоянно ощущаем это в политике, в экономике и в морали. Однако можно утверждать, что будущее за теми компаниями и руководителями, девиз которых — отличное качество, надежность исполнения и верность в отношениях с клиентами (Т. Питерс, Р. Уотермен).
Независимость
Важной личностной чертой руководителя является независимость. Независимость — это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Как бы ни хороши были консультанты, какие бы советы окружающие ни давали, конечное решение руководитель должен принимать сам. Независимость далека от волюнтаризма, самодурства. Чем более независимым является руководитель, чем самостоятельнее он себя ведет, тем ценнее и полезнее для него прислушиваться к мнению коллег, если в них содержится рациональное зерно. Следует заметить, что выдающиеся предприниматели поощряют инакомыслие в своих компаниях. Это важно со всех точек зрения, ведь единомышленники — это не те, кто думает одинаково, а те, кто думает об одном и том же. Сильный, самостоятельный руководитель может позволить себе иметь среди подчиненных инакомыслящих людей. Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.
Общительность (коммуникабельность)
Нет особой необходимости доказывать, сколь она необходима в деятельности руководителя. Достаточно сказать, что, по данным некоторых исследователей, менеджер затрачивает на общение более трех четвертей своего рабочего времени. Ограничимся лишь следующими основными положениями.
1.
Без общительности,
2.
Коммуникабельность — качество
не врожденное, его можно развивать.
Развитие коммуникативных
Итак,
мы рассмотрели основные характеристики,
имеющие отношение к личности
менеджера. Осталось сказать, что человек
не рождается с набором
Формированию
нужных качеств могут способствовать
социально-психологические
Список литературы
Проблема личности руководителя в отечественной психологии
ЧАСТЬ 1.
Обратимся к анализу концепций личности руководителя, в результате которого установлено наличие разнообразных подходов к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя. Коллекционный подход основан на следующих представлениях. Руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Кроме этого может быть определен перечень этих качеств для конкретной должности. Типичные системы оценки руководителей, основанные на данном подходе, содержат наборы профессионально значимых качеств (В.Л.Марищук, 1982). Наиболее полно качества руководителя описаны в работах Ф.Генова, О.В.Горлова, А.Л.Журавлева, А.И.Китова, Г.А.Нефедова и А.М.Омарова.
Так, А.И.Китов (1984) в структуре личностных свойств руководителя выделяет четыре подструктуры: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества. Причем в рамках каждой из этих групп описаны отдельные, совершенно различные по своей природе и уровню конструкты.
Односторонность и ограничения этого подхода отражены в работах Ю.Д.Красовского (1991), Е.Г.Молл (1994), Г.Х.Попова (1976) и А.В.Филиппова (1990). Представления о личности руководителя как о наборе качеств, связанных с успешностью деятельности через весовые коэффициенты, не способствовало анализу ее динамических характеристик. Возможность развития личности лишь констатировалась, и предполагалось, что оно происходит как простое изменение отдельных качеств, изолированных свойств.
Ограничения анализируемого
подхода заключаются в
- абстрактности
понимания качеств
- субъективизме
выделения и понимания
- отсутствии
разграничений общих качеств
от специфических, присущих
Близким по содержанию
к указанному выше подходу является
конкурентный подход. Он предполагает
наличие у руководителей
Итак, в анализируемом подходе при анализе структуры качеств личности руководителя оценке подвергаются, в первую очередь, специальные свойства личности и их подструктуры, так как именно они исключительно важны для выполнения управленческой деятельности. Специальная структура включает те качества, которые отличают эффективного руководителя от неэффективного.
По мнению Е.Г.Молл
(1994, с.33), ``интерпретация выявленных
различий связана с существенными
трудностями. Причинами различий могут
быть как специальный отбор, так
и формирование личностных новообразований,
обусловленных особенностями
В рамках вышеуказанных подходов авторы постулируют неизменность внешней среды и ограничения возможностей развития личности руководителя в деятельности, что подтверждается разработкой в рамках данных подходов идеальных, эталонных моделей личности руководителя, которые в основе своей являются статичными, негибкими, пренебрегающими компенсаторными возможностями руководителя. Как правило, модели ``идеального руководителя'' предполагают наличие энциклопедических знаний и выдающихся личностных качеств.
Парциальный подход
сформирован в ходе практической
деятельности психологов и предполагает
коррекцию личностных способов ориентации
в среде. Формирование личности руководителя
опосредованно связано с
В данном подходе А.М.Омаровым (1990) разработана концепция завоевания авторитета, который, по мнению автора, является производной характеристикой личности руководителя от его профессиональных качеств. Ученым рассматривается проблема формирования интегральной личностной характеристики, обусловленной уровнем развития группы.
Инженерно-психологический
подход нашел свое отражение в
анализе систем управления и рассматривает
руководителя как лицо, принимающее
решение. Интенсивная разработка этого
подхода осуществлена в работах
Б.Ф.Ломова, А.И.Галактионова, Г.М.Зараковского,
А.А.Крылова и А.В.Филиппова. В
этом подходе ограничиваются изучением
психологических процессов
Рефлексивно-ценностный подход (Ю.Д.Красовский, 1991) изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Способность руководителя к интеграции проявляется в формировании, осмыслении и самокоррекции его собственной управленческой концепции (А.И.Китов, 1984; С.М.Белозеров, 1986; В.В.Скворцов, 1987), которая состоит из ряда взаимопересекающихся ``концептуальных моделей'' деятельности. Это своеобразная программа реализации стратегических замыслов руководителя.
По мнению С.М.Белозерова (1986, с.7), содержание управленческой концепции индивидуально, и ее элементами являются:
- стратегические замыслы;
- экономические показатели;
- проблемы, возникающие при выполнении показателей;
- причины возникновения проблем;
- управленческие средства устранения причин;
- функциональные
единицы, реализующие эти
- информация о состоянии деятельности.
Представители анализируемого подхода считают, что основным личностным новообразованием, которое формируется в ходе управленческой деятельности руководителя и обеспечивает интеграцию процессов принятия управленческих решений, является система стратегических замыслов, выполняющих в индивидуальной управленческой концепции смыслообразующую функцию.