Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:32, реферат
Объектом являются люди, занимающие руководящие должности и работники
организаций.
В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению личности руководителя;
- проанализировать личностные особенности руководителей и их
влияние на восприятие работников;
- изучить влияние социально-демографических характеристик
руководителей на восприятие к ним их работниками.
Введение................................ 3
§1: Теоретические подходы к изучению личности руководителя......... 4
§2: Личностные особенности руководителя как фактор восприятия
его подчинёнными...........................
13
§3: Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными
3.1. Пол руководителя как фактор восприятия подчинёнными.......
3.2. Возраст руководителя как фактор восприятия подчинёнными.....
Выводы....................................
Литература.................................
Многочисленные
исследования личности руководителя осуществлены
в социально-психологическом
При разработке теоретической модели личности руководителя особое значение придается изучению закономерностей изменчивости стиля руководства. С помощью методов многомерного статистического анализа исследовано изменение стиля руководства по мере продвижения руководителя по уровням иерархии организации.
Построение социально-
- общие качества (общительность, общий уровень развития, практический ум, наблюдательность, работоспособность, активность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, самообладание);
- направленность организаторской деятельности;
- индивидный диапазон;
- индивидуальный стиль;
- подготовленность к деятельности;
- специфические свойства (организаторское чутье, избирательность, ум, психологический такт, энергичность, требовательность, критичность);
- склонность
к организаторской
Эта модель встретила резкую критику в связи с ``абстрактностью'' и ``смысловой аморфностью'' (Д.П.Кайдалов, Е.И.Суименко, 1979).
Развитие социально-
Ситуационно-комплексный подход рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях и жизненных событиях. Для изучения механизмов развития личности руководителя А.В.Филиппов (1990) выделяет комплексное (оценка деятельности во всем объеме ее функций) и локальное (оценка одной функции) прогнозирование и экспрессивное оценивание.
Анализ влияния отдельных факторов и условий на развитие личности руководителя в управленческой деятельности предполагает факторный подход. Исследователи изучают группы факторов. К первой группе относят ситуационные и институционализированные, которые включают в себя производственные, организационные и социальные условия. Эффективность развития личности в управленческой деятельности руководителя связывают со структурой и задачами организаций, периодом ее существования и размерами, типом организации. Существенное значение имеют такие переменные, как система коммуникаций, иерархия власти, масштаб контроля, характер информационного обеспечения, система ценностей организации, используемая технология.
Следует подчеркнуть,
что Р.Л.Кричевский и А.В.Маржине
(1991) выделяют фактор ценностного обмена
между взаимодействующими субъектами
управленческой деятельности. Данный
обмен развертывается на нескольких
уровнях в соответствии с развитием
организации. Влияние этого фактора
заключается в следующем. Ценностный
вклад, который руководитель делает
главным образом относительно отдельных
членов группы, реализуя набор полезных
для подчиненных качеств, следствием
чего является приписывание руководителю
со стороны подчиненных
Однако, результаты исследования влияния ситуационных факторов часто интерпретируются в их связи с эффективностью управленческой деятельности, при этом не рассматриваются внутренние механизмы.
Вторую группу факторов составляют индивидуальные факторы развития личности руководителя, к которым относятся личностные предпосылки и демографические переменные. Выделяются факторы, имеющие первостепенное значение для развития. К ним относят: адаптационную мобильность, контактность, фактор интеграции социальных функций, ролей и лидерство, уровень подготовки и объем знаний.
А.В.Филиппов (1990)
определил опорные качества, на базе
которых могут развиваться
Функциональный подход реализован в исследовании деятельности мастеров и начальников цехов производственных организаций. По мнению А.Л.Журавлева (1976) изучение личности руководителя должно строиться на двух методологических основаниях:
1) в соответствии
со структурно-функциональной
2) содержание
личности руководителя важно
рассматривать как
Опираясь на
разработанную динамическую функциональную
структуру личности руководителя (В.Ф.Рубахин,
А.В.Филиппов), где основными подструктурами
стали психофизиологическая (первичные
познавательные процессы руководителя),
психологическая (мотивационная, эмоционально-волевая
и интеллектуальная сферы, темперамент,
характер, способности, интересы, знания,
навыки и умения руководителя), социальная
(нравственные качества руководителя),
А.Л.Журавлев предложил выделить общую
и специальную структуру
Сочетание указанных выше подструктур личности определяет типологию и личностное своеобразие руководителей (``руководитель-политический лидер'', ``руководитель-специалист'', ``руководитель-организатор'', ``руководитель-наставник'').
По мнению А.Л.Журавлева
(1983, с.183), ``эффективность руководства
во многом зависит от того, как организованы
качества личности в подструктуры личности
руководителя... В данном случае более
обоснованным является структурный
подход, в соответствии с которым
личность руководителя рассматривается
как совокупность функционально-взаимосвязанных
подструктур в целостной
ЧАСТЬ 2.
Для имиджевого подхода характерно изучение индивидуально-личностных качеств и создание технологий формирования имиджа руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той или иной социальной группы. Авторы выделяют основные индивидуально-личностные качества, которые должен демонстрировать для своего успеха руководитель: сила, щедрость, справедливость, властность, доброта. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что создавая образ идеального руководителя авторы уделяют внимание только внешним характеристикам.
В условиях изменения форм собственности происходит интенсивное формирование экономико-психологического подхода к изучению психологических закономерностей экономического поведения различных типов руководителей. Обращается внимание на разработку структуры личности руководителя-предпринимателя, его ценностные и экономические ориентации (В.А.Хащенко, 1994); мотивацию и ответственность (Е.Д.Дорофеев, 1996), деловую активность (А.Л.Журавлев, В.П.Позняков, 1993, 1995, 1998), субъективный экономический статус (А.Л.Журавлев, 1998), психосоциальную идентификацию (М.А.Киселева, 1997), представления о феномене доверия (В.А.Сумарокова, 1997), личностные качества (Е.Н.Сиващенко, 1998), самооценки (С.А.Матощук, 1998) и отношение к изменению формы собственности (М.В.Кирюхина, М.Е.Колесникова, 1998).
Установлено, что
социально-психологическая
1) преимущественная
ориентация на экономические
ценности, ярко выраженная материальная
заинтересованность становятся
ведущими в структуре
2) формирование
индивидуалистической
3) появление
новых социально-
В результате анализа
современных исследований личности
руководителей коллективов, работающих
в условиях новых форм собственности
обнаружены принципиальные изменения
в социально-психологических
- существенно изменилось представление об основных видах компетентности руководителей, когда отдается предпочтение экономической и юридической компетентности, а ``вес'' педагогических и нравственных качеств, профессиональной компетентности руководителей, уровня их образования и общей культуры снижается;
- повышение значимости
экономических ценностей в
- повышение социальной
чувствительности членов
Кроме этого, установлены связи между величиной доходов работников и их оценками личности руководителя (Н.В.Волкова, В.А.Полухин, Р.Б.Гительмахер, 1998, с.105).
Интегративный
подход предусматривает выявление
глубинных психологических
Р.Х.Шакуров (1985, с.86) предлагает классифицировать качества руководителей в зависимости от двух аспектов:
1) дискретно-функционального
(определение качеств
2) интегрально-функционального
(вычленение и оценка
В рамках данного
подхода Е.В.Егорова (1992) осуществила
построение диагностических личностных
профилей руководителей высшего
уровня и рассмотрела влияние
целостной структуры Я-
С.В.Кошелева (1997,
с.14) установила, что основными структурно-
- психологический
профиль, состоящий из ряда
комплексных психологических
- интериоризованная
структура профессионально-