Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:32, реферат
Объектом являются люди, занимающие руководящие должности и работники
организаций.
В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению личности руководителя;
- проанализировать личностные особенности руководителей и их
влияние на восприятие работников;
- изучить влияние социально-демографических характеристик
руководителей на восприятие к ним их работниками.
Введение................................ 3
§1: Теоретические подходы к изучению личности руководителя......... 4
§2: Личностные особенности руководителя как фактор восприятия
его подчинёнными...........................
13
§3: Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными
3.1. Пол руководителя как фактор восприятия подчинёнными.......
3.2. Возраст руководителя как фактор восприятия подчинёнными.....
Выводы....................................
Литература.................................
предложил выделить общую и специальную структуру личности. Если общей можно
считать эту трехкомпонентную структуру, то специальной структурой личности
руководителя являются следующие подструктуры: идейно-политические качества,
профессиональная компетентность руководителя, организаторские и
педагогические способности, морально-этические качества. Эти специфические
компоненты структуры личности “находят свое соответствие в структурно-
функциональной организации деятельности руководителя производственного
коллектива”. [1,с.6]
Сочетание указанных выше подструктур личности определяет типологию и
личностное своеобразие руководителей (“руководитель-политический лидер”,
“руководитель-специалист”, “руководитель-организатор”, “руководитель-
наставник”).[1,с.6]
Для имиджевого подхода характерно изучение
индивидуально-личностных качеств и создание технологий формирования имиджа
руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той
или иной социальной группы. Авторы выделяют основные индивидуально-личностные
качества, которые должен демонстрировать для своего успеха руководитель: сила,
щедрость, справедливость, властность, доброта. Основной недостаток данного
подхода заключается в том, что, создавая образ идеального руководителя, авторы
уделяют внимание только внешним характеристикам.
В условиях изменения форм собственности происходит интенсивное формирование
экономико-психологического подхода к изучению психологических
закономерностей экономического поведения различных типов руководителей.
Обращается внимание на разработку структуры личности
руководителя-предпринимателя, его ценностные и экономические ориентации
(В.А.Хащенко, 1994); мотивацию
и ответственность (Е.Д.
активность (А.Л.Журавлев, В.П.Позняков, 1993, 1995, 1998), субъективный
экономический статус (А.Л.Журавлев, 1998), психосоциальную идентификацию
(М.А.Киселева, 1997),
представления о феномене
личностные качества (Е.Н.Сиващенко, 1998), самооценки (С.А.Матощук, 1998) и
отношение к изменению формы собственности (М.В.Кирюхина, М.Е.Колесникова,
1998).
Установлено, что
социально-психологическая
личности руководителей отражает следующие феномены:
1) преимущественная ориентация на экономические ценности, ярко выраженная
материальная
личности;
2) формирование
индивидуалистической
заинтересованности;
3) появление новых
социально-психологических
порождающих и новые социальные группы (А.Л.Журавлев, 1998, с.9).
-повышение значимости
экономических ценностей в
ориентаций руководителей;
-повышение социальной
чувствительности членов
финансовым доходам своих руководителей.
Кроме этого, установлены связи между величиной доходов работников и их
оценками личности руководителя (Н.В.Волкова, В.А.Полухин, Р.Б.Гительмахер,
1998, с.105).
Интегративный подход предусматривает выявление глубинных
психологических механизмов, интегрирующих личность и деятельность
руководителей. Позволяющих руководителям, относящимся к разным психологическим
типам и действующим в существенно разных условиях, достигать объективно высоких
результатов в управлении. При этом особенности управленческой деятельности
конкретного руководителя определяются интегрально-функциональными качествами,
общей интегральной способностью к руководству, Я-концепцией, особенностями
профессионального самосознания.
Относящейся к интегративному подходу является концепция “силы личности”
(А.Антоновский, Г.Крампен, А.Шапиро). Как системообразующий фактор
рассматривается сила личности, включающая чувство ответственности,
уверенность в собственных силах, стремление к руководству и лидерству, умение
убеждать и общественную активность.
Чувство внутренней согласованности, определяющее силу личности руководителя,
основывается на самовосприятии, самопредставлении, моделях и эталонах
управленческой
деятельности. Высокий уровень
понимание собственного внутреннего мира, его самоуправляемость и
осмысленность управленческой деятельности. Следствием этого уровня
согласованности является убежденность руководителя в своей способности
достичь поставленных целей – Я-эффективность. Выявлено влияние Я-
эффективности на продуктивность и психологические особенности управленческой
деятельности. Сила личности руководителя, базирующаяся на чувстве внутренней
согласованности, определяет когнитивные, мотивационные и аффективные
процессы. Кроме этого, по мнению авторов, не отрицается возможность
формирования силы личности руководителя.
Акмеологический подход нацелен на разработку профессиограмм различных
типов руководителей, структур профессионала-руководителя во взаимосвязи с
образом мира, психолого-акмеологической модели формирования профессионального
самосознания личности руководителя.
Наиболее разработана модель профессионала Е.А.Климовым, которая включает
следующие компоненты:
1) свойства человека как целого (образ мира, направленность,
отношения к внешнему миру, особенности проявления креативности,
интеллектуальные
и операторные черты
профессиональные ожидания, представление о своем месте в профессиональной
общности);
2) специфические черты, моторика, умения, навыки, действия профессионала;
3) специфические черты, прием информации, ее переработка и принятие решений,
гностические умения, навыки и действия профессионала;
4) информированность, знания, опыт, культура профессионала
(специфические черты, ориентировка в области науки и теоретического знания,
профессиональные знания о предметной области);
5) психодинамика (интенсивность переживаний, быстрота их
смены, нагрузки и трудности в данной профессиональной области);
6) осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности
в связи с требованиями профессии.
По мнению А.К.Марковой, структура личности профессионала включает:
мотивацию (направленность личности и ее виды); свойства личности
(способности, характер
и его черты, психические
интегральные характеристики личности (самосознание, индивидуальный
стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и
уникальность руководителя.
Анализ вышеуказанных подходов к разработке концепций личности руководителя
показывает следующее:
- анализируемые подходы основаны на авторском представлении о структуре
личности, механизмах ее изменения и психологических требованиях к
руководителю;
- у авторов нет
единства в определении
личности руководителя;
- большинство моделей
разрабатывалось на основе
руководителя первичного трудового коллектива и не отражает изменений,
происходящих в современном обществе;
- существенное
влияние на методологию
руководителя оказали классические модели личности, построенные Б.Г.Ананьевым,
А.Г.Ковалевым, В.С.Мерлиным, В.Н.Мясищевым, К.К.Платоновым, Н.И.Рейнвальд,
С.Л.Рубинштейном и Л.И.Уманским;
- современный этап
изучения личности
от описательных моделей к интегральным, когда на смену разрозненным
исследованиям приходят обобщающие концепции личности с более последовательным
описанием управленческого развития руководителя и поиском интегральной основы
его структуры личности;
- наметилась тенденция
к поиску ядра структуры
- в осмыслении
феномена личности
психосемантический,
автобиографический, экспериментально-
клинико-психологический и возрастной подходы.
§2:Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными.
Факторы – причина, движущая сила какого-либо процесса (в данной работе
причина отношения работников к руководителям), определяющая его характер или
отдельные его черты. Такими причинами являются: биографические характеристики
руководителей (пол, возраст), социально-экономический статус, образование,
личностные характеристики.
Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса,
непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов, а также
процесс формирования этого образа.
Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми
друг друга в условиях непосредственного общения.
Качества руководителя - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики,
которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма
сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов:
особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта,
способности, условий деятельности. [4]
В свою очередь, талант руководителя определяется многими психологическими
качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер
управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на
личностные характеристики руководителя.
На основе управленческой деятельности руководителя можно выделить следующие