Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:32, реферат
Объектом являются люди, занимающие руководящие должности и работники
организаций.
В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению личности руководителя;
- проанализировать личностные особенности руководителей и их
влияние на восприятие работников;
- изучить влияние социально-демографических характеристик
руководителей на восприятие к ним их работниками.
Введение................................ 3
§1: Теоретические подходы к изучению личности руководителя......... 4
§2: Личностные особенности руководителя как фактор восприятия
его подчинёнными...........................
13
§3: Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными
3.1. Пол руководителя как фактор восприятия подчинёнными.......
3.2. Возраст руководителя как фактор восприятия подчинёнными.....
Выводы....................................
Литература.................................
позициях. Владение экспрессивными средствами особенно важно для руководителя.
Он «всегда на виду», и то, как он эмоционально реагирует, в каком состоянии
находится, насколько выражены у него проявления «волевой натуры», насколько
он в глазах других «владеет собой», существеннейшим образом влияет и на
восприятие его подчинёнными, на его принятие или непринятие ими. Это
определяет и
общую эффективность его
Здесь необходимо выделить три основных аспекта:
1.
Субъективный контроль за
эмоциональных и волевых состояний, за своим поведением в целом.
2.
Умение владеть средствами
подчинённых (в частности, создавать имидж «волевого», «обаятельного», т.е.
эмоционально-привлекательного, руководителя, а также твёрдого, умеющего
владеть собой человека.)
3.
Умение использовать
других – подчинённых. Это своего рода диагностическое умение руководителя,
когда он по внешним и чаще всего по эмоционально-экспрессивным проявлениям
получает важную информацию о подчинённых и передаёт информацию им.
Диагностические умения складываются из точности межличностной перцепции,
экспрессивной чувствительности
и психологической
[7]
Морально-этические (нравственные) качества. Они являются залогом
авторитета руководителя. Честность, порядочность, принципиальность – вот
главные морально-нравственные качества, которые отмечаются в первую очередь и
служат основой для любой личностной оценки. Они важнейшие, но не единственные.
Согласно проведённым опросам, для коллектива значимы и такие качества как,
справедливость, уважение к другим людям, умение держать своё слово,
обязательность, доброжелательность. Все эти качества непосредственно
коррелируют с психологическим климатом в коллективе.
Все перечисленные личностные особенности оказывают непосредственное влияние
на формирование образа руководителя у его подчинённых, на то как он будет ими
воспринят.
§3: Социально-демографические характеристики руководителя как фактор
восприятия его подчинёнными. 3.1. Пол руководителя как фактор
восприятия подчинёнными.
Руководители-женщины в настоящее время представлены во всех сферах деятельности.
Можно привести немало
примеров того, как великолепно руководители-
справляются со своей работой. Больше того, есть сферы производства, где только
руководитель-женщина имеет шансы на успех. Например, предприятия, где работают
в основном женщины (ткацкие, трикотажные и др.), ведь управление женским
коллективом имеет свою непростую специфику. Чем же отличается
руководитель-женщина от руководителя-мужчины? На основании проведённых
исследований[8] можно говорить о том, что
отличает руководителя-женщину от руководителя-мужчины: высокая
проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный
самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии
решений чаще опираются на интуицию, чем на логику. Любую информацию
воспринимают эмоционально-
отношениях. А поэтому здесь уместно отметить, что руководители-женщины
проявляют больший, по сравнению с мужчинами, интерес к межличностным
отношениям. Руководящая работа, которой они поглощены полностью, восполняет в
известной мере неполноту личной жизни. Мужчины, работающие под их
непосредственным руководством, часто не понимают мотивы их решений и отношений
– говорят: «Женская логика!». Да и сами женщины не всегда могут это объяснить:
«Чувствуем, что надо именно так и всё».
В смешанных коллективах женщины реже становятся лидерами (руководителями) и
проявляют меньшую склонность, чем мужчины, добиваться этой роли.
Результаты социологического опроса, направленного на изучение отношения к
деятельности руководителя-
хотели бы работать под руководством женщины; 43,5% заявили, что им всё равно;
38,6% высказались отрицательно, у остальных не было твёрдого мнения на этот
счёт. Опрошенные отмечали в основном трудности в прогнозировании поведения и
принятия решения у женщин-руководителей, так как в их мыслительной
деятельности больше интуитивного. Кроме того, отмечались своеобразие
эмоциональных реакций и противоречие между женской сущностью и выполняемой
социальной ролью.
При этом считается,
что руководители-мужчины
в решении групповой
задачи, а также стремлением
наличия определённого
культурного стандарта
роли ожидают и соответствующего поведения.
3.2. Возраст руководителя как фактор восприятия подчинёнными.
Процесс развития личности характеризуется динамичностью и гетерохронностью.
Каждому возрастному периоду свойственны особые качественные сочетания
основных структур компонентов личности, на основании которых можно говорить о
том или ином отношении работников к руководителям.
В результате проведённых исследований[9]
были получены следующие оценки руководителей разных возрастных категорий: пик
«расцвета» руководителей предприятий, по мнению работников, приходится на 41-50
лет. Наивысшие оценки, полученные руководителями этого возраста, показывают,
что именно к этому возрасту достигается оптимальное сочетание знаний,
жизненного и производственного опыта, коммуникативных навыков руководителя с
его ещё довольно активным поведением. Ш. Бюлер подчёркивает, что к 45 годам
«человек достигает расцвета зрелости. Для него характерна постановка точных и
чётких целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще.».
В этом возрасте, - отмечает Э. Эриксон[10]
, - развивается
максимальная потребность в
Поэтому довольно высокая активность начальника цеха этой возрастной категории
в сочетании с опытом, мудростью, умением принимать решения и т.д. приводит к
восприятию его подчинёнными как наиболее эффективного руководителя.
Их более молодые (31 - 40 лет) и старшие коллеги (51 – 60 лет) оцениваются
значительно ниже. Такие оценки обусловлены рядом факторов. В числе них можно
назвать следующие:
1. для возрастной группы 31 – 40 лет: примерно к 30 годам у человека
завершается профессиональное самоопределение личности и происходит
профессиональная стабилизация. Если для молодых людей, вступающих на
руководящую должность, характерно отсутствие практического опыта, необходимых
технических знаний, коммуникативных навыков и пр., то по мере адаптации к
производству эти недостатки с возрастом устраняются. Вместе с тем, в первые
годы работы в процессе адаптации происходит отсев профессионально непригодных
людей, и таким образом, в выборку более старших возрастных групп не попадают
люди, которые в предыдущих возрастных группах могли оказаться в должности
случайно. Молодые руководители имеют существенный отрыв в оценках также, потому
что имеют короткий период интеграции в коллектив. Как правило, в этом возрасте
происходит стадия освоения новой роли, которую называют «периодом проб и
ошибок», а ошибки руководителя носят довольно глобальный характер и получают
широкий общественный резонанс.
Влияние на восприятие
молодых управленцев
стереотипы прошлых лет, которые не связывают успешность директорской
деятельности с молодостью. Руководители моложе 40 лет по-прежнему
воспринимаются стереотипно: «молодо - зелено», но после 40 лет в них видят
оптимальное сочетание опыта и молодости (т.е. энергии, активности), с ними
связывают свои ожидания работники – «они могут сделать для предприятия
многое».
2. для возрастной группы 51 – 60 лет: снижение оценок качеств личности
руководителя старше 50 лет связано в какой-то мере с физиологическими
факторами, т.е. ухудшением состояния здоровья, усталостью. В этом возрасте
(51-60 лет) физическая
активность снижается. Хотя
перспективы личности обращены в пенсионный период. Происходит перестройка
мотивационной сферы. «Человек пересматривает свои цели с учётом своего
профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье» (Ш.
Бюлер).
Важно отметить, что подобные исследования[11]
, проводимые в экономически высоко развитых странах мира, дали иные результаты.
Так, например, средний возраст президентов (и руководителей) в крупных японских
компаниях составляет 63,5 года. Л. Якокка: «Возраст – это во многом опыт, это
не только природная, но и в значительной степени и социально детерминированная
характеристика
человека, в том числе руководителя».[6,
Исходя из проведённых исследований и приведённых выше примеров можно сделать
вывод о том, что и пол руководителя и его возраст оказывают непосредственное
влияние на восприятие его подчинёнными.
1. Анализ различных подходов к изучению личности руководителя показал, что у
авторов нет единства
в определении компонентов
личности руководителя;
2. Социально-демографические характеристики оказывают
непосредственное влияние на
восприятие руководителей
· По проведённым исследованиям можно сказать о
том, что пол руководителя оказывает существенный, хотя порой и не объективный
отпечаток на восприятие им его подчинёнными. Опираясь на результаты