Место и роль специфических активов в экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 04:03, контрольная работа

Описание

Данное исследование призвано изучить мотивы промышленных потребителей по принятию рисков инвестиций (материального и нематериального характера), выгоды от которых не могут быть перенесены с одного поставщика на другого. На основе статистических данных по выборке, состоящей из 388 пар отношений с поставщиками, включающих в себя всех автомобильных производителей США и Японии, мы исследуем характеристики задач поставки, поставщиков и среду, в которой функционируют поставщики, что в совокупности может объяснить причины инвестирования компании в специфических, определенных поставщиков.

Работа состоит из  1 файл

anderson.doc

— 456.00 Кб (Скачать документ)

 

предлагают определенную полезность конечному потребителю. Эффективность данной системы зависит не только от компонентов, входящих в ее состав, но и от степени комплементарности данных составляющих» (Garud и Kumaraswami, 1993, p. 353). Спецификация конечного продукта, например, «схема, по которой функциональные свойства конечного продукта привязаны к отдельным компонентам в составе этого продукта» (Ulrich 1995), может непосредственным образом влиять на величину взаимозависимости между производственными процессами поставщика и производителя (см. также Pfaffmann 1998), и, следовательно, определять соответствующий организационный дизайн, а также объем и степень сложности координации, необходимой для поддержания связей между поставщиком компонентов и производителем конечного продукта (Sanchez и Mahoney 1996). Управление данными взаимодействиями (в частности, координация изменений в дизайне или синхронизация процессов сборки, производства, складирования и доставки) предполагает, что трансакции пересекают границы организаций. Это объясняется тем, что возникают весьма сложные и комплексные взаимозависимости между различными направлениями производственной деятельности, включая процессы информационного обмена и внесения дополнительных требуемых изменений. Хотелось бы отметить две основные характеристики производственной задачи: (1) важную роль взаимосвязи между производственными компонентами и готовым продуктом в контексте спецификации данного продукта (2) степень сложности и уровень необходимой адаптации производственного компонента.

Высокая степень взаимозависимости с точки зрения спецификации продукта характерна для автомобильного производства, в котором конечный продукт производителя создается из огромного количества отдельных, но взаимосвязанных друг с другом компонентов, частей и механизмов. В контексте автомобильной промышленности под взаимозависимостью на основе спецификации следует понимать степень важности взаимосвязи и отношений между поставщиком отдельных компонентов и производителем автомобилей, что оказывает влияние на конкурентоспособность (с точки зрения функциональных характеристик) готового продукта на  рынке конечных потребителей.  Менее существенные взаимосвязи между компонентами и конечным продуктом могут поддерживаться за счет стандартизированных управленческих  подходов и  упрощенных технических решений, с применением стандартных спецификаций и определенных скидок, заранее оговоренных в контракте. И наоборот, в случае присутствия существенной зависимости и высокой взаимосвязи, изменения в производственном процессе одной стороны (например, в дизайне, качестве или условиях поставки поставщика), скорее всего, потребуют изменений и в производственном процессе другой стороны (в дизайне продуктов, развитии или операциях по сборке производителя конечного продукта), что в конечном итоге приводит к возникновению дополнительных задач по поддержанию и управлению взаимоотношениями между участниками трансакции. Компания-покупатель, вероятнее всего, выберет путь адаптации и создания соответствующих механизмов регулирования и контроля, продиктованных спецификой поставщика. Такой шаг будет объясняться стремлением компании-производителя достигнуть большей координации процессов обмена с поставщиком. Исходя из этих предположений, можно сформулировать гипотезу:

 

Гипотеза 1. Чем выше уровень взаимозависимости на основе спецификации, тем больше объем специфических инвестиций, осуществляемых производителем в развитие отношений с поставщиком.

 

Следующий важный аспект производственной задачи заключается в степени сложности дизайна и производства компонентов, необходимых покупателю. Под сложностью производственной задачи следует понимать ситуацию, когда отсутствует какая-либо четкая последовательность определенных производственных ступеней в выполнении данной задачи (например, при создании проекта или в процессе непосредственного производства компонента). Важно отметить, что высокая степень сложности производственной задачи может существовать и в условиях низкой степени зависимости на основе спецификаций. Данное положение согласуется с концепцией причинно-следственных связей (Thompson, 1967), а также с положениями, применяемыми Сайерт и Марч (Cyert и March, 1963) в поисковых исследованиях.  Сложность задачи характеризуется множественностью проявлений. Сложность задачи включает в себя определенное количество исключений или, иными словами, описывается частотой возникновения непредвиденных и ранее не проявлявшихся событий, которые требуют иных, нестандартных методов и процедур выполнения работы. А это, в свою очередь, зависит от существующих вариантов решения задач, от возможной степени дифференциации этих задач (Pugh et al. 1969, Van de Ven и Delbecq 1974), от степени их универсальности (Mohr 1971) и предсказуемости (Galbraith 1973, March и Simon 1958), а также от их уровня сложности (Duncan 1972) и общности (Hall 1962). Сложные компоненты либо требуют адаптации для различных спецификаций, либо связаны с применением инновационных технологий в производстве компании-поставщика, что, как правило, подразумевает значительные капиталовложения и активное привлечение профессиональных знаний работников данной компании (Monteverde и Teece 1982). Подобные особенности призывают к выходу за рамки отдельных границ организаций и к движению в сторону общих усилий по информационному обмену и совместным инвестициям. Данные совместные действия должны развиваться в контексте тесной координации в практическом ключе с целью снижения рисков, связанных с ограниченной рациональностью каждого участника. И напротив, для продуктов, не носящих комплексный характер, достаточно применение стандартных компонентов, производство которых отталкивается от зрелых, развитых и широко применяющихся известных технологий. Межорганизационное взаимодействие в этой ситуации может регулироваться посредством отработанных правил, процедур, на основе предварительной договоренности, и, следовательно, требует весьма ограниченного объема специализированных инвестиций в поставщика.

 

Гипотеза 2.  Чем более сложной является производственная задача, тем выше будет объем специализированных инвестиций покупателя в развитие отношений с поставщиком.  

 

 

Компетенции поставщика   

 

Концепции развития тесных взаимоотношений, представленные в разнообразных теоретических источниках, утверждают, что при принятии решения об установлении тесных взаимосвязей, необходимо придерживаться определенного подхода в выборе партнеров. Данные партнеры должны быть наиболее компетентными и успешными (Ohmae 1989). С другой стороны, как полагают исследователи Хайде и Джон (Heide и John, 1990), «взаимодействие с наиболее компетентным, «лучшим» поставщиком приводит к зависимости производителя, так как шансы на положительные результаты производства требуемых компонентов гораздо выше, нежели в случае трансакций с менее компетентными и профессиональными поставщиками» (p. 23). Рассмотрение данных ролевых функций и / или сравнение возможных результатов деятельности поставщиков с точки зрения их (результатов) влияния на производителя является центральной проблемой в исследованиях ряда других авторов. Оказывается вполне естественным, что если существуют определенные сложности (в том числе, сопряженные с высокими затратами) переключения на других поставщиков и если покупателем уже были произведены специфические инвестиции в конкретного выбранного поставщика,  покупатели могут потребовать более детального отслеживания взаимоотношений в сфере поставки, нежели в случае обычных, традиционных рыночных трансакций. Так, например, Хайде и Джон (1990) указывают на факт существования у покупателей определенных процедур предварительного отбора поставщиков. Данные процедуры основаны на применении показателей, дающих достоверные результаты, и программ оценки качества,  определяющих степень доверия, которую заслуживает тот или иной поставщик (Spekman 1988). Подобный подход представляет собой своеобразное решение агентской проблемы, «заключающейся в неверном выборе поставщика, вследствие чего компания оказывается  в рискованном и невыгодном положении, так как фактически «привязывается» к поставщику, который не обладает необходимым уровнем компетенций. При отсутствии процедур контроля покупатель может столкнуться со значительными трансакционными затратами. Эти затраты объясняются тем, что компания не может разорвать взаимоотношения с поставщиком, деятельность которого является причиной возникновения проблем с поставкой и / или качеством поставляемых компонентов» (Stump и Heide 1996, p. 432). Предположение о том, что компетенции являются предпосылкой специфических инвестиций в поставщиков, перекликается с теоретическими моделями, которые подчеркивают роль доверительных отношений между организациями (например, концепции компетенций, способностей или особых знаний. См. Deutsch 1960, Barber 1983, Zucker 1986), а также важность близких межличностных отношений (Levinger 1980).                              

Резонно предположить, что та или иная фирма-поставщик считается крупной и развитой вследствие особых достижений в своей деятельности (Scherer и Ross 1990). И, следовательно, данную фирму можно рассматривать как своеобразное воплощение  компетенций, являющихся частью более крупного отраслевого рынка.  Абсолютный размер фирмы-поставщика отражает достигнутые данной фирмой экономии на разнообразии и ее уровень прибыли, который поддерживают инвестиции компании в расширение персонала. Альтернативой оценки компетенций поставщиков можно считать рыночную долю поставщика в производстве конкретного компонента. Большая рыночная доля указывает на наличие у данного поставщика конкурентных преимуществ в активах, умениях и способностях. К тому же, компетентные поставщики, как правило, предоставляют выгодные и привлекательные возможности для потенциального партнера. Таким образом, можно перейти к формулированию следующей гипотезы:

 

Гипотеза 3а. Чем крупнее поставщик, тем больше объем специфических инвестиций покупателя в развитие отношений с данным поставщиком.    

 

Гипотеза 3b. Чем больше рыночная доля компании-поставщика в производстве определенного компонента, тем больше объем специфических инвестиций компании-покупателя в развитие отношений с поставщиком.

 

 

Управление в условиях неопределенности окружающей среды

 

Под неопределенностью внешней среды следует понимать непредвиденные изменения во внешнем, контекстуальном поле взаимоотношений, окружающих трансакцию (данная трактовка отличается от понятия оценки степени неопределенности, так как оценка степени неопределенности относится не к внешнему, а к внутреннему контексту  взаимоотношений). Преложенное определение соотносится и с мнением исследователей Берга и Лоулесса (Bergh и Lawless,1998), которые рассматривали неопределенность окружающей среды как определенный уровень, на котором становится невозможным в точности предсказать развитие процессов в окружающей среде. Возрастание неопределенности и непредсказуемости событий и процессов в окружающей среде приводит к тому, что ограниченные способности познания индивидов препятствуют возможности заранее предсказать и учесть непредвиденные случаи.  С другой стороны, явным образом проявляется необходимость адаптации к данным изменениям. Следовательно преумножаются отклонения от явных и неявных обязательств. Можно отметить существенные и, зачастую, противоречивые расхождения в результатах эмпирических исследований в сфере взаимосвязи между неопределенностью окружающей среды и механизмами адаптации организаций к этой неопределенности (Shelanski и Klein 1995, Rindfleisch и Heide 1997). В этой связи, Балакришнан и Вернерфельт (Balakrishnan и Wernerfelt, 1986) высказывают следующее предположение: проблема противоречивости результатов является следствием того, что отличительные особенности и отдельные аспекты окружающей среды анализируются в широком общем контексте. Отталкиваясь от данных замечаний, мы решили ограничить наше концептуальное определение и применить формулировки, предложенные Уильямсоном. Таким образом, под неопределенностью окружающей среды мы будем понимать непредвиденные изменения в релевантных ресурсах, непосредственно связанных с взаимодействием.  По теории трансакционных издержек, неопределенность внешней среды является источником дополнительных проблем во взаимоотношениях, особенно когда данные отношения связаны со специфическими активами (Williamson 1979, Crocker и Masten 1996). В совокупности, неопределенность среды и характер специфических активов – это, пожалуй, самое неблагоприятное сочетание с точки зрения степени сложности управления. Именно поэтому мы предполагаем, что данные показатели обладают отрицательной зависимостью по отношению друг к другу. Отталкиваясь в наших рассуждениях от эмпирических исследований в отрасли автомобилестроения (Heide и John 1990, Walker и Weber 1987), мы рассматриваем два основных отличительных источника неопределенности: непредсказуемость среды вследствие колебаний рыночного спроса на автомобили и непредсказуемость, вызванная технологическими изменениями и инновациями в производстве автомобилей и их компонентов.    

Под неопределенностью спроса следует понимать невозможность точного прогноза относительно требуемого количества продукта / требуемого спроса покупателя в рамках данных взаимоотношений (Walker и Weber 1984). Так как спрос на конечный продукт (автомобили) может изменяться, производителю зачастую сложно составить детальный план производства и в точности определить необходимое количество компонентов, которые используются в производстве. В решении данной проблемы многие покупатели, стремясь сохранить гибкость и не быть привязанными к какому-либо одному поставщику, предпочитают множественные слабые связи с различными поставщиками. И таким образом появляется стремление к дискретным трансакциям и к большему применению рыночных трансакций как инструмента сглаживания колебаний спроса. Преложим следующую гипотезу:

 

Гипотеза 4. Чем более непредсказуемым является спрос на компоненты, тем ниже уровень специфических инвестиций покупателя в развитие отношений с поставщиком.

 

Непредсказуемость технологических изменений, – еще один важный элемент неопределенности внешней среды, – предполагает невозможность точного прогноза по поводу нового дизайна и технологий производства компонентов, которые (компоненты) являются объектом взаимодействия между поставщиком и покупателем (Walker и Weber 1984, Heide и John 1990). Применение компонентов, производство которых связано с быстрыми технологическими изменениями, делает невозможным включение в процесс планирования новых технологических требований в контексте взаимоотношений с поставщиком. Частые технологические новшества в производственном процессе поставщика, регулярное совершенствование функциональных характеристик производимых им деталей, изменения в политике ценообразования и в подходах к производительности поставщика, – все эти элементы в совокупности оказывают влияние на способность покупателя придерживаться определенного технологического решения и осуществлять адекватное ситуации планирование и организацию собственных внутренних процессов. Более эффективное управление технологической неопределенностью заключается в отсутствии связей или в наличие слабых связей с поставщиками, что, в свою очередь, предполагает меньший объем капиталовложений в совместные проекты, совместное развитие и планирование (Balakrishnan  и Wernerfelt 1986). Следовательно, не осуществляя специфические инвестиции в какого-либо определенного поставщика, фирмы-покупатели, тем самым, минимизируют риски, связанные с вероятным устареванием технологий и дизайна данного поставщика, и оставляют за собой свободу в принятии решения о выборе любого другого поставщика, который обладает бóльшими компетенциями и предлагает более современные и эффективные технологии и дизайн (Quinn и Hilmer 1994, Richardson 1996).

Информация о работе Место и роль специфических активов в экономической теории