Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 04:03, контрольная работа
Данное исследование призвано изучить мотивы промышленных потребителей по принятию рисков инвестиций (материального и нематериального характера), выгоды от которых не могут быть перенесены с одного поставщика на другого. На основе статистических данных по выборке, состоящей из 388 пар отношений с поставщиками, включающих в себя всех автомобильных производителей США и Японии, мы исследуем характеристики задач поставки, поставщиков и среду, в которой функционируют поставщики, что в совокупности может объяснить причины инвестирования компании в специфических, определенных поставщиков.
предлагают определенную полезность конечному потребителю. Эффективность данной системы зависит не только от компонентов, входящих в ее состав, но и от степени комплементарности данных составляющих» (Garud и Kumaraswami, 1993, p. 353). Спецификация конечного продукта, например, «схема, по которой функциональные свойства конечного продукта привязаны к отдельным компонентам в составе этого продукта» (Ulrich 1995), может непосредственным образом влиять на величину взаимозависимости между производственными процессами поставщика и производителя (см. также Pfaffmann 1998), и, следовательно, определять соответствующий организационный дизайн, а также объем и степень сложности координации, необходимой для поддержания связей между поставщиком компонентов и производителем конечного продукта (Sanchez и Mahoney 1996). Управление данными взаимодействиями (в частности, координация изменений в дизайне или синхронизация процессов сборки, производства, складирования и доставки) предполагает, что трансакции пересекают границы организаций. Это объясняется тем, что возникают весьма сложные и комплексные взаимозависимости между различными направлениями производственной деятельности, включая процессы информационного обмена и внесения дополнительных требуемых изменений. Хотелось бы отметить две основные характеристики производственной задачи: (1) важную роль взаимосвязи между производственными компонентами и готовым продуктом в контексте спецификации данного продукта (2) степень сложности и уровень необходимой адаптации производственного компонента.
Высокая степень взаимозависимости с точки зрения спецификации продукта характерна для автомобильного производства, в котором конечный продукт производителя создается из огромного количества отдельных, но взаимосвязанных друг с другом компонентов, частей и механизмов. В контексте автомобильной промышленности под взаимозависимостью на основе спецификации следует понимать степень важности взаимосвязи и отношений между поставщиком отдельных компонентов и производителем автомобилей, что оказывает влияние на конкурентоспособность (с точки зрения функциональных характеристик) готового продукта на рынке конечных потребителей. Менее существенные взаимосвязи между компонентами и конечным продуктом могут поддерживаться за счет стандартизированных управленческих подходов и упрощенных технических решений, с применением стандартных спецификаций и определенных скидок, заранее оговоренных в контракте. И наоборот, в случае присутствия существенной зависимости и высокой взаимосвязи, изменения в производственном процессе одной стороны (например, в дизайне, качестве или условиях поставки поставщика), скорее всего, потребуют изменений и в производственном процессе другой стороны (в дизайне продуктов, развитии или операциях по сборке производителя конечного продукта), что в конечном итоге приводит к возникновению дополнительных задач по поддержанию и управлению взаимоотношениями между участниками трансакции. Компания-покупатель, вероятнее всего, выберет путь адаптации и создания соответствующих механизмов регулирования и контроля, продиктованных спецификой поставщика. Такой шаг будет объясняться стремлением компании-производителя достигнуть большей координации процессов обмена с поставщиком. Исходя из этих предположений, можно сформулировать гипотезу:
Гипотеза 1. Чем выше уровень взаимозависимости на основе спецификации, тем больше объем специфических инвестиций, осуществляемых производителем в развитие отношений с поставщиком.
Следующий важный аспект производственной задачи заключается в степени сложности дизайна и производства компонентов, необходимых покупателю. Под сложностью производственной задачи следует понимать ситуацию, когда отсутствует какая-либо четкая последовательность определенных производственных ступеней в выполнении данной задачи (например, при создании проекта или в процессе непосредственного производства компонента). Важно отметить, что высокая степень сложности производственной задачи может существовать и в условиях низкой степени зависимости на основе спецификаций. Данное положение согласуется с концепцией причинно-следственных связей (Thompson, 1967), а также с положениями, применяемыми Сайерт и Марч (Cyert и March, 1963) в поисковых исследованиях. Сложность задачи характеризуется множественностью проявлений. Сложность задачи включает в себя определенное количество исключений или, иными словами, описывается частотой возникновения непредвиденных и ранее не проявлявшихся событий, которые требуют иных, нестандартных методов и процедур выполнения работы. А это, в свою очередь, зависит от существующих вариантов решения задач, от возможной степени дифференциации этих задач (Pugh et al. 1969, Van de Ven и Delbecq 1974), от степени их универсальности (Mohr 1971) и предсказуемости (Galbraith 1973, March и Simon 1958), а также от их уровня сложности (Duncan 1972) и общности (Hall 1962). Сложные компоненты либо требуют адаптации для различных спецификаций, либо связаны с применением инновационных технологий в производстве компании-поставщика, что, как правило, подразумевает значительные капиталовложения и активное привлечение профессиональных знаний работников данной компании (Monteverde и Teece 1982). Подобные особенности призывают к выходу за рамки отдельных границ организаций и к движению в сторону общих усилий по информационному обмену и совместным инвестициям. Данные совместные действия должны развиваться в контексте тесной координации в практическом ключе с целью снижения рисков, связанных с ограниченной рациональностью каждого участника. И напротив, для продуктов, не носящих комплексный характер, достаточно применение стандартных компонентов, производство которых отталкивается от зрелых, развитых и широко применяющихся известных технологий. Межорганизационное взаимодействие в этой ситуации может регулироваться посредством отработанных правил, процедур, на основе предварительной договоренности, и, следовательно, требует весьма ограниченного объема специализированных инвестиций в поставщика.
Гипотеза 2. Чем более сложной является производственная задача, тем выше будет объем специализированных инвестиций покупателя в развитие отношений с поставщиком.
Компетенции поставщика
Концепции развития тесных взаимоотношений, представленные в разнообразных теоретических источниках, утверждают, что при принятии решения об установлении тесных взаимосвязей, необходимо придерживаться определенного подхода в выборе партнеров. Данные партнеры должны быть наиболее компетентными и успешными (Ohmae 1989). С другой стороны, как полагают исследователи Хайде и Джон (Heide и John, 1990), «взаимодействие с наиболее компетентным, «лучшим» поставщиком приводит к зависимости производителя, так как шансы на положительные результаты производства требуемых компонентов гораздо выше, нежели в случае трансакций с менее компетентными и профессиональными поставщиками» (p. 23). Рассмотрение данных ролевых функций и / или сравнение возможных результатов деятельности поставщиков с точки зрения их (результатов) влияния на производителя является центральной проблемой в исследованиях ряда других авторов. Оказывается вполне естественным, что если существуют определенные сложности (в том числе, сопряженные с высокими затратами) переключения на других поставщиков и если покупателем уже были произведены специфические инвестиции в конкретного выбранного поставщика, покупатели могут потребовать более детального отслеживания взаимоотношений в сфере поставки, нежели в случае обычных, традиционных рыночных трансакций. Так, например, Хайде и Джон (1990) указывают на факт существования у покупателей определенных процедур предварительного отбора поставщиков. Данные процедуры основаны на применении показателей, дающих достоверные результаты, и программ оценки качества, определяющих степень доверия, которую заслуживает тот или иной поставщик (Spekman 1988). Подобный подход представляет собой своеобразное решение агентской проблемы, «заключающейся в неверном выборе поставщика, вследствие чего компания оказывается в рискованном и невыгодном положении, так как фактически «привязывается» к поставщику, который не обладает необходимым уровнем компетенций. При отсутствии процедур контроля покупатель может столкнуться со значительными трансакционными затратами. Эти затраты объясняются тем, что компания не может разорвать взаимоотношения с поставщиком, деятельность которого является причиной возникновения проблем с поставкой и / или качеством поставляемых компонентов» (Stump и Heide 1996, p. 432). Предположение о том, что компетенции являются предпосылкой специфических инвестиций в поставщиков, перекликается с теоретическими моделями, которые подчеркивают роль доверительных отношений между организациями (например, концепции компетенций, способностей или особых знаний. См. Deutsch 1960, Barber 1983, Zucker 1986), а также важность близких межличностных отношений (Levinger 1980).
Резонно предположить, что та или иная фирма-поставщик считается крупной и развитой вследствие особых достижений в своей деятельности (Scherer и Ross 1990). И, следовательно, данную фирму можно рассматривать как своеобразное воплощение компетенций, являющихся частью более крупного отраслевого рынка. Абсолютный размер фирмы-поставщика отражает достигнутые данной фирмой экономии на разнообразии и ее уровень прибыли, который поддерживают инвестиции компании в расширение персонала. Альтернативой оценки компетенций поставщиков можно считать рыночную долю поставщика в производстве конкретного компонента. Большая рыночная доля указывает на наличие у данного поставщика конкурентных преимуществ в активах, умениях и способностях. К тому же, компетентные поставщики, как правило, предоставляют выгодные и привлекательные возможности для потенциального партнера. Таким образом, можно перейти к формулированию следующей гипотезы:
Гипотеза 3а. Чем крупнее поставщик, тем больше объем специфических инвестиций покупателя в развитие отношений с данным поставщиком.
Гипотеза 3b. Чем больше рыночная доля компании-поставщика в производстве определенного компонента, тем больше объем специфических инвестиций компании-покупателя в развитие отношений с поставщиком.
Под неопределенностью внешней среды следует понимать непредвиденные изменения во внешнем, контекстуальном поле взаимоотношений, окружающих трансакцию (данная трактовка отличается от понятия оценки степени неопределенности, так как оценка степени неопределенности относится не к внешнему, а к внутреннему контексту взаимоотношений). Преложенное определение соотносится и с мнением исследователей Берга и Лоулесса (Bergh и Lawless,1998), которые рассматривали неопределенность окружающей среды как определенный уровень, на котором становится невозможным в точности предсказать развитие процессов в окружающей среде. Возрастание неопределенности и непредсказуемости событий и процессов в окружающей среде приводит к тому, что ограниченные способности познания индивидов препятствуют возможности заранее предсказать и учесть непредвиденные случаи. С другой стороны, явным образом проявляется необходимость адаптации к данным изменениям. Следовательно преумножаются отклонения от явных и неявных обязательств. Можно отметить существенные и, зачастую, противоречивые расхождения в результатах эмпирических исследований в сфере взаимосвязи между неопределенностью окружающей среды и механизмами адаптации организаций к этой неопределенности (Shelanski и Klein 1995, Rindfleisch и Heide 1997). В этой связи, Балакришнан и Вернерфельт (Balakrishnan и Wernerfelt, 1986) высказывают следующее предположение: проблема противоречивости результатов является следствием того, что отличительные особенности и отдельные аспекты окружающей среды анализируются в широком общем контексте. Отталкиваясь от данных замечаний, мы решили ограничить наше концептуальное определение и применить формулировки, предложенные Уильямсоном. Таким образом, под неопределенностью окружающей среды мы будем понимать непредвиденные изменения в релевантных ресурсах, непосредственно связанных с взаимодействием. По теории трансакционных издержек, неопределенность внешней среды является источником дополнительных проблем во взаимоотношениях, особенно когда данные отношения связаны со специфическими активами (Williamson 1979, Crocker и Masten 1996). В совокупности, неопределенность среды и характер специфических активов – это, пожалуй, самое неблагоприятное сочетание с точки зрения степени сложности управления. Именно поэтому мы предполагаем, что данные показатели обладают отрицательной зависимостью по отношению друг к другу. Отталкиваясь в наших рассуждениях от эмпирических исследований в отрасли автомобилестроения (Heide и John 1990, Walker и Weber 1987), мы рассматриваем два основных отличительных источника неопределенности: непредсказуемость среды вследствие колебаний рыночного спроса на автомобили и непредсказуемость, вызванная технологическими изменениями и инновациями в производстве автомобилей и их компонентов.
Под неопределенностью спроса следует понимать невозможность точного прогноза относительно требуемого количества продукта / требуемого спроса покупателя в рамках данных взаимоотношений (Walker и Weber 1984). Так как спрос на конечный продукт (автомобили) может изменяться, производителю зачастую сложно составить детальный план производства и в точности определить необходимое количество компонентов, которые используются в производстве. В решении данной проблемы многие покупатели, стремясь сохранить гибкость и не быть привязанными к какому-либо одному поставщику, предпочитают множественные слабые связи с различными поставщиками. И таким образом появляется стремление к дискретным трансакциям и к большему применению рыночных трансакций как инструмента сглаживания колебаний спроса. Преложим следующую гипотезу:
Гипотеза 4. Чем более непредсказуемым является спрос на компоненты, тем ниже уровень специфических инвестиций покупателя в развитие отношений с поставщиком.
Непредсказуемость технологических изменений, – еще один важный элемент неопределенности внешней среды, – предполагает невозможность точного прогноза по поводу нового дизайна и технологий производства компонентов, которые (компоненты) являются объектом взаимодействия между поставщиком и покупателем (Walker и Weber 1984, Heide и John 1990). Применение компонентов, производство которых связано с быстрыми технологическими изменениями, делает невозможным включение в процесс планирования новых технологических требований в контексте взаимоотношений с поставщиком. Частые технологические новшества в производственном процессе поставщика, регулярное совершенствование функциональных характеристик производимых им деталей, изменения в политике ценообразования и в подходах к производительности поставщика, – все эти элементы в совокупности оказывают влияние на способность покупателя придерживаться определенного технологического решения и осуществлять адекватное ситуации планирование и организацию собственных внутренних процессов. Более эффективное управление технологической неопределенностью заключается в отсутствии связей или в наличие слабых связей с поставщиками, что, в свою очередь, предполагает меньший объем капиталовложений в совместные проекты, совместное развитие и планирование (Balakrishnan и Wernerfelt 1986). Следовательно, не осуществляя специфические инвестиции в какого-либо определенного поставщика, фирмы-покупатели, тем самым, минимизируют риски, связанные с вероятным устареванием технологий и дизайна данного поставщика, и оставляют за собой свободу в принятии решения о выборе любого другого поставщика, который обладает бóльшими компетенциями и предлагает более современные и эффективные технологии и дизайн (Quinn и Hilmer 1994, Richardson 1996).
Информация о работе Место и роль специфических активов в экономической теории