Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 04:03, контрольная работа
Данное исследование призвано изучить мотивы промышленных потребителей по принятию рисков инвестиций (материального и нематериального характера), выгоды от которых не могут быть перенесены с одного поставщика на другого. На основе статистических данных по выборке, состоящей из 388 пар отношений с поставщиками, включающих в себя всех автомобильных производителей США и Японии, мы исследуем характеристики задач поставки, поставщиков и среду, в которой функционируют поставщики, что в совокупности может объяснить причины инвестирования компании в специфических, определенных поставщиков.
Гипотеза 9: Чем более длительная история взаимоотношений, тем большее количество специфических инвестиций осуществляется покупателем в отношения с поставщиком.
Зачастую можно встретиться с неверным толкованием теории трансакционных издержек, когда утверждается, что участники взаимодействия изначально ведомы лишь оппортунистическими интересами. В действительности же, теория трансакционных затрат говорит о сложности определения потенциальных партнеров, которые заслуживают доверия (Williamson 1993). Барней и Хансен (Barney и Hansen,1994) отмечают, что некоторые организации изначально заслуживают доверия. Дело в том, что самоопределение и ценностная позиция данных организаций заключаются в том, чтобы заслужить доверие партнеров и никогда не пользоваться слабостями партнеров в свою пользу (что может быть непосредственным образом отражено в корпоративной культуре компании). Тесные доверительные отношения формируются постепенно, с течением времени. Партнеры, по мере развития отношений, больше узнают друг о друге, и в конечном итоге становятся уверенными в том, что можно в полной мере доверять друг другу.[4] Конечно, подобный способ проверки того, следует ли доверять партнеру, сопряжен с определенными затратами. Тем не менее, как отмечают Барней и Хансен (1994), данные затраты оправданы. Поставщик, которому оказывается широкое доверие со стороны покупателя, со временем может сформировать широкую клиентскую базу, и взаимоотношения с этими клиентами будут работать на дальнейшее укрепление положительной репутации поставщика как компетентного партнера. Подобное представление о поставщике возникает совершенно спонтанно, что способствовует уверенности потенциальных клиентов в том, что данный поставщик заслуживает доверия.
Вопросу формирования положительной репутации как механизма защиты трансакций уделяется все больше внимания со стороны ряда исследователей (Klein и Murphy 1997). Положительная репутация становится слишком ценным активом, чтобы ставить ее существование под угрозу из-за стремления к удовлетворению оппортунистических целей. Сам факт выгода от сформированной положительной репутации позволяет предположить следующую гипотезу:
Гипотеза 10. Чем более положительной репутацией обладает поставщик, тем выше будет уровень специфических инвестиций, осуществляемых покупателем в развитие отношений с поставщиком.
Существует общепринятое мнение, что более тесные, близкие взаимоотношения между организациями гораздо легче формируются и в большей степени поддерживаются в Японии, нежели в странах западной культуры. Вследствие данного факта, стратегические альянсы в Японии требуют значительно меньшего числа сдерживающих и регулирующих механизмов защиты сторон договора и менее сложной структуры управления, чем в развитых странах Запада. Считается, что есть множество причин, объясняющих данные различия. Некоторые исследователи отмечают, что взаимоотношения между японскими фирмами окружены атмосферой доверия, так как доверие – это связующее звено японской культуры и японского национального мировоззрения (см. Fukuyama 1995, Stuckey и White 1993). В целом, можно сказать, что институциональная среда способствует и, можно сказать, подталкивает к построению доверительных отношений, так как механизмы защиты от оппортунизма (например, важное значение положительной деловой репутации и наличие системы карательных санкций в отношение фирм, не соблюдающих договоренности) встроены в культуру делового оборота (Aoki 1990).
Как подчеркивается в исследованиях Уильямсона (1993, p. 476), «потребность в специфических инвестициях для защиты и поддержки трансакций может широко варьироваться в зависимости от институциональной среды, в рамках которой осуществляется обмен. Институциональные особенности среды, благоприятствующие успешному развитию трансакции, предъявляют меньшие требования к необходимости дополнительных специфических инвестиций…Роль национальной культуры (с точки зрения экономической организации) заключается в том, что культурные особенности могут стать важным механизмом препятствия развитию оппортунизма». Ссылаясь на работы Доре (Dore, 1983) и Аоки (Aoki, 1990), Уильямсон признает тот факт, что институциональная и коммерческая среда в Японии характеризуется значительной ролью доверительных отношений. Следовательно, можно предположить, что с точки зрения необходимого объема специфических инвестиций, требуемых для поддержания и защиты трансакционных отношений, могут иметь место страновые различия.
Гипотеза 11. Японским покупателям требуется осуществить гораздо меньший объем специфических инвестиций в развитие взаимоотношений с поставщиком, нежели американским компаниям-покупателям.
С целью проверки представленных утверждений и отталкиваясь от идей, предложенных в работах Венкратрамана и Гранта (Venkatraman и Grant, 1986), в настоящем исследовании мы обратили особое внимание на построение четкой терминологической системы и системы оценочных показателей. Мы задали два вида систем переменных: (1) для переменных, которые изначально были заданы в исследовании, мы применили оценочные показатели с допустимым уровнем значимости; и (2) для тех переменных показателей, которые оказались совершенно новыми в рамках нашей концептуальной модели, мы разработали специальные оценочные параметры, достоверность которых была проверена в ходе интервью и обсуждений с менеджерами в Детройте и Токио. Опираясь на работы и рекомендации Наннэлли (Nunnally, 1978), мы постарались, в тех случаях, где это было возможно, сформулировать несколько важных критериев для проверки каждого утверждения. Полевые исследования и работа в фокус-группах с отраслевыми экспертами позволила нам придерживаться рекомендаций Кэмбелл (Сambell, 1955) по опросу ключевых референтных групп. На основе данных рекомендаций мы (1) определили индивидов, обладающих наибольшими, релевантными для исследования, знаниями и (2) представили показатели в простой и ясной формулировке, с учетом отраслевого контекста проектирования, производства и сборки автомобилей (в частности, с применением терминов респондентов).
Полевое исследование развивалось по следующей схеме. Во-первых, было проведено 17 интервью с генеральными менеджерами, представлявшими компании преимущественно районов Детройта и Токио. Опрошенные руководители непосредственно отвечали за развитие межорганизационных связей в своих компаниях. Интервью были дополнены соответствующими посещениями цехов сборочных линий и проектно-инженерных отделов как производителей автомобилей, так и компаний-поставщиков. Интервью охватили два наиболее важных, ключевых функциональных направления автомобильной промышленности: закупки и проектные и дизайнерские функции. Исследовательский характер проводимых интервью сконцентрировал внимание на следующих вопросах: (1) на предварительном подтверждении применимости и правомерности утверждений и гипотез, разработанных с целью большего понимания предпосылок и показателей, на которые ориентируется покупатель при принятии решения о специфических инвестициях и (2) на формировании логической основы для правильной выборки тех взаимоотношений, которые охватывали бы широкий спектр поставщиков и компонентов, необходимых для производства автомобиля.
Далее, отталкиваясь от результатов полевых исследований, мы разработали структурированную анкету для оценки переменных. Анкеты были составлены на двух языках (английском и японском), для двух категорий выборок (первоначальная английская версия была сначала переведена в японскую, которая затем была независимо переведена обратно в английскую. То есть, производилась обратная транслитерация с целью выявления и, по возможности, устранения противоречий). Подготовительное тестирование основных инструментов анализа было проведено в 4 компаниях. К этому дополнилась работа с 8 фокус-группами, состоявшими из наиболее вероятных (при дальнейшем развитии исследования) респондентов (например, агентов по закупкам или инженеров-проектировщиков, ответственных за создание и производство конкретного компонента и обладавшим, пожалуй, наиболее целостным представлением и пониманием процессов развития взаимоотношений в сфере поставки). Данная практика была применена для выяснения того, существуют ли разногласия в трактовках вопросов между участниками целевой группы (в составе обеих выборок) и исследователями, а также для прояснения, является ли японская версия достоверным переводом версии на английском языке.
Выборка проводилась по единым правилам в трех американских одиннадцати японских наиболее известных и крупных автомобильных компаниях. Из заранее подготовленного исследователями перекрестного списка 50 компонентов, генеральных менеджеров по закупкам и главных инженеров просили выбрать компоненты, за создание, производство и продажи которых они были ответственны. Применение перекрестного списка объяснялось стремлением исследователей избежать ситуации, когда респонденты выбрали бы наиболее яркие примеры применяющихся компонентов (например, высокотехнологичные компоненты). Далее, для каждого выбранного компонента, генеральные менеджеры определили посредника по закупкам и соответствующего инженера, которым затем были разосланы анкеты. Решение о выборе поставщика и компонентов было полностью передано на личное усмотрение каждого респонедента. Для получения более эффективных результатов исследования, сохранялась конфиденциальность опроса, то есть имена поставщиков и респондентов держались в секрете.
Таким образом, каждая отдельная анкета представляет информацию о системе с уникальным сочетанием трех элементов: компонентов, связей и задач. Причем, контрольный список компонентов, включенных в выборку, отражает различные характеристики окружающей среды (различные рынки поставки и продукты), а разнообразие представленных связей между покупателями и поставщиками в обеих странах указывает на дифференциацию самих поставщиков (то есть, характеристик поставщиков и взаимоотношений с ними).
Анкеты были предназначены для менеджеров 14 автомобильных заводов. Данные руководители были ответственны за руководство отделами, охватывающими различные функции, – отделами закупок и инженерно-техническими отделами. Выборка закупочных компаний состояла из 3 крупных американских компаний и 11 японских фирм. В целом, статистическая информация включала в себя репрезентативную выборку n = 447 взаимоотношений между поставщиками и промышленными покупателями (при 43% ответов, n = 140 американских компаний и n = 307 японских компаний), при том, что имела место дифференциация рассматриваемых промышленных покупателей, поставщиков и приобретаемых компонентов. В конечном итоге, вследствие случайных потерь при сборе и обработке статистической информации, из общего числа репрезентативной выборки n = 447 было получено 388 заполненных ответов.
Обзор методов оценки
Описание процедуры операционализации для каждого отдельного утверждения представлено в приложении по методике оценки. Как отмечалось ранее, в исследовании первоначально были применены теоретические концепции с целью четкого формулирования утверждений, и в дальнейшем на этой основе было проведено полевое исследование, результаты которого должны были подтвердить сформулированные теоретические предположения. Для того, чтобы доказать существование линейной зависимости между теоретическими утверждениями и результатами полевых исследований, в рамках исследования был применен факторный анализ. Также были задействованы различные шкалы для оценки сходимости и логической достоверности. Достоверность шкал оценки была проверена при помощи альфа-распределения Кронбаха, с включением разнообразных оценочных показателей, соответствующих или превышающих пороговое значение Наннэлли (Nunnall, 1978), равное 0.7. Краткое описание статистических данных представлено в Таблице 2.
Таблица 2. Корреляция и описательная статистика
| А | В | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M |
A Инвестиции покупателя, специфичные по отношению к взаимоотношениям с данным поставщиком | 3.61 | (1.23) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
B Структурная независимость | 0.26 | 5.36 | (1.51) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C Сложность задачи | 0.27 | 0.39 | 4.98 | (1.09) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D Размер компании поставщика | 0.05 | 0.19 | 0.21 | 3505.63 | (2097.47) |
|
|
|
|
|
|
|
|
E Рыночная доля компании-поставщика | -0.04 | 0.19 | 0.04 | 0.31 | 26.65 | (17.96) |
|
|
|
|
|
|
|
F Неопределенность спроса | -0.03 | -0.02 | -0.15 | -0.04 | 0.04 | 4.51 | (1.27) |
|
|
|
|
|
|
G Технологическая неопределенность | 0.25 | 0.25 | 0.43 | 0.15 | 0.02 | -0.22 | 4.22 | (1.25) |
|
|
|
|
|
H Концентрация на рынке поставщиков | 0.06 | 0.24 | 0.09 | 0.26 | 0.63 | 0.05 | 0.03 | 53.11 | (17.87) |
|
|
|
|
I Стандартные ресурсы, необходимые для производства компонента | -0.02 | -0.17 | -0.36 | -0.17 | -0.14 | 0.10 | -0.2 | -0.13 | 2.01 | (1.37) |
|
|
|
J Масштаб взаимодействия | 0.22 | 0.01 | -0.01 | 0.02 | 0.10 | 0.07 | -0.03 | 0.08 | -0.11 | 31.81 | (29.68) |
|
|
K Длительность взаимодействия | 0.03 | 0.01 | 0.03 | 0.08 | -0.03 | -0.05 | -0.02 | -0.09 | -0.13 | 0.00 | 28.69 | (14.09) |
|
L Репутация поставщика | -0.02 | 0.03 | 0.00 | 0.26 | 0.19 | 0.01 | -0.06 | 0.18 | -0.03 | 0.03 | 0.23 | 4.89 | (1.07) |
Диагональ: среднее значение (стандартное отклонение) | |||||||||||||
Все корреляции, превышающие значение [0.10], значительны при р< 0.05 | |||||||||||||
Все корреляции, превышающие значение [0.20], значительны при р< 0.01 |
Следуя теории трансакционных издержек, мы определяем идиосинкратические инвестиции как инвестиции, специфичные для данных взаимоотношений. Причем, трансферт данных инвестиций сопряжен со значительными трудностями и затратами и, как правило, не может быть осуществлен без потери ценности инвестиций. Полевое исследование, проведенное в автомобильных компаниях, выявило 4 сферы инвестиций, играющие ключевую роль для производителей автомобилей и которые могут быть непосредственно осуществлены в конкретного поставщика. Могут быть созданы специальные системы взаимодействия с поставщиком по поставке определенного компонента. На этой основе может происходить дальнейшее движение в сторону кастомизации (ориентации на потребителя), например, когда в дизайн наиболее важных для покупателя компонентов (таких, как, кондиционеры или системы проводов) вносятся соответствующие изменения. Таким образом, одно направление кастомизации порождает другие, новые направления кастомизации. Время, усилия и ресурсы, которые задействованные со стороны промышленного покупателя (менеджеров технических отделов и отделов по закупке) в изучение специфики деятельности поставщика, представляют собой инвестиции, которые не могут быть свободно перенесены на другого поставщика, и это касается, прежде всего, инвестиций в формирование и развитие взаимоотношений. Время и усилия, которые направлены на развитие взаимоотношений с конкретным поставщиком, вряд ли принесут ту же ценность при переносе инвестиций на другого поставщика. Мера специфических инвестиций покупателя в поставщика занесена в четырехфакторную шкалу оценки. Она показывает масштаб инвестиций покупателя в поставщика по данным четырем показателям-факторам.
Логическая достоверность шкалы оценена при помощи корреляции, равной 0.32 (р<0.01), что является показателем того, насколько часто персонал компании-покупателя (представители технических отделов, отделов закупок и производственных отделов) посещают поставщика. Рост числа посещений поставщика, а значит, и увеличение частоты взаимодействий между персоналом производителя и поставщика, необходим и желателен для возникновения специфических инвестиций. В рамках исследования задействовано несколько способов проверки логической достоверности.
Анализ специфических инвестиций в поставщиков выявил наличие корреляции:
— на уровне 0.29 (р<0.01) с оценкой покупателем степени экономической эффективности данного взаимодействия для поставщика (по шкале от 1 до 7, где 1 = незначительная эффективность, 7 = весьма высокая эффективность);
— на уровне 0.23 (р< .01) с оценкой покупателем того, насколько сложно будет переключиться на другого поставщика для поставки аналогичного компонента (легко – весьма сложно);
Информация о работе Место и роль специфических активов в экономической теории