Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:48, курс лекций
Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Уровни методологических исследований: общефилософский; общенаучный; конкретно научный.
Методологические проблемы:
• Что выступает предметом исследования? Что такое психика?
• Как добиться объективности и верности получаемых в процессе исследования знаний?
Теоретические проблемы:
• Как объяснить происхождение, формирование и развитие различных психических явлений?
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ.
Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Уровни методологических исследований: общефилософский; общенаучный; конкретно научный.
Методологические проблемы:
Что выступает предметом исследования? Что такое психика?
Как добиться объективности и верности получаемых в процессе исследования знаний?
Теоретические проблемы:
Как объяснить происхождение, формирование и развитие различных психических явлений?
Классические естественнонаучные исследования опираются на ряд предположений:
Мир реален и объективен. События в мире происходят независимо от нашего знания о них, независимо от нашего присутствия и наблюдения (исключая некоторые явления в микромире, в области биологии, социологии и психологии).
Пространство, в котором происходят события по своим фундаментальным свойствам однородно (изотропно): в любой области пространства при наличии сходных условий явления, объекты и процессы подчиняются одним и тем же природным законам.
Время непрерывно и направлено от прошлого в будущее. События необратимы; следствия не могут быть раньше причин.
Явления в объективном мире взаимосвязаны, подчиняются причинно-следственным связям и не могут протекать абсолютно изолированно друг от друга.
Законы (причинно-следственные связи), которым подчиняются все явления и события в мире объективны и познаваемы.
Методология науки исторически изменялась:
В научном знании считалось возможным выражать лишь то, что относится к изучаемым наукой объектам.
В научное знание следует включать сведения о средствах познания.
В научное знание следует включать сведения об индивидуальных особенностях субъекта познания (в гуманитарных и социальных науках).
Перспектива: в научное знание следует включать сведения о рефлексивном процессе, осуществляемом субъектом познания (в гуманитарных и социальных науках).
(Аллахвердян и др. С. 291-292)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ И ДОСТИЖЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Что такое психика? Предмет изучения психологии. Различные подходы к пониманию и определению предмета психологии.
1. Философско-методологические позиции в отношении психики.
Панпсихизм: психика представляет особое свойство, присущее любому объекту окружающего мира; при этом психические свойства могут быть выражены в различной степени у разных объектов (Спиноза).
Идеализм (объективный и субъективный): первоосновой всего выступает духовная субстанция – всеобщий или индивидуальный разум, бог.
Материализм: первоосновой всего выступает материя: а) вульгарный материализм – психика есть особый вид тонкой материи; б) научный материализм – психика есть система функций, которые формируются в процессе эволюции у живых организмов и обеспечивают ориентировку в окружающей среде.
Дуализм: существует две первоосновы мира – материя и психика (разум). Дуализм возможен в двух формах: а) психофизический параллелизм; б) психофизическое взаимодействие.
2. Развитие взглядов на сущность психических явлений в исторической перспективе.
Донаучный период развития представлений о сущности психического – психика это душа.
Психика как присущее только человеку сознание, которое характеризуется особой способностью к самопознанию и рефлексии (Р.Декарт).
Психика это система ассоциаций, формирующихся в сознании человека по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности событий (ассоциационизм).
Психика это система структурных элементов сознания и отношений между ними (Вильгельм Вундт и Эдвард Титченер: структурная психология).
Психика это функция сознания, обеспечивающая приспособление организма к внешней среде (прагматизм Джона Дьюи и Уильяма Джемса; функционализм).
Психика это система формирующихся отношений и связей между внешними воздействиями среды и двигательными реакциями и поведением организма (бихевиоризм).
Психика это особое феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизненного физического поля и динамике нейрофизиологических процессов в мозге (гештальтпсихология).
Психика это система механизмов в нервной системе живого организма, которые обеспечивают переработку информации, поступающей через органы чувств из внешнего мира (когнитивная психология).
Отечественная психология: психика рассматривается как функции ориентировки и регуляции поведения живого организма в объективном мире на основе субъективного образа объективного мира.
3. Психофизиологическая (психофизическая) проблема и направления ее анализа.
Вопросы о том, что служит причиной порождения психического образа мира: как порождаются, хранятся и воспроизводятся психические образы?
Психофизиологическая проблема заключается в том, что:
Физические характеристики внешних воздействий на органы чувств и характеристики физиологических процессов в органах чувств и нервной системе не имеют ничего общего с субъективными ощущениями различных модальностей.
Регистрируемые субъектом психические процессы и их результаты формулируются только в терминах свойств объекта и не поддаются формулированию в терминах внутренних нейрофизиологических изменений.
Пространственная структура результатов сенсорного процесса (метрика образа) не соответствует собственной метрике органа, который реализует сенсорный процесс.
Граница между нейрофизиологическими и психическими процессами.
Л.М. Веккер: параметры и результаты нейрофизиологических процессов фиксируются и выражаются в физиологических терминах свойств нервной системы и нервных процессов, параметры и результаты психических процессов фиксируются и выражаются в терминах свойств объекта и его образа.
П.Я. Гальперин: физиологические процессы непредметны; психические явления всегда предметны (предметно соотнесены) – не имеют своего самостоятельного внутреннего строения, а определяются логикой развития предметной деятельности.
Основные направления анализа психофизиологической проблемы:
Исследование отношения между образом и объектом, между отражением и отражаемым миром.
Объективно регистрируемые физические раздражители субъективно воспроизводятся как ощущения различных модальностей, которые объективно не регистрируются.
Исследование отношения между образом и его носителем, между отражением и субъектом.
Отношение образа к мозгу, нервной системе: а) идея узкого локализационизма – каждая психическая функция локализуется строго в определенном отделе мозга; б) идея эквипотенциализма – все отделы мозга одинаково определяют каждый психический процесс; в) психические явления это результат функциональной организации нейродинамики.
Отношение образа к поведению и деятельности субъекта: психическое отражение детерминируется способом активного взаимодействия субъекта со средой – ориентировочно-
Проблемы научного исследования психических явлений. Как добиться верности, правдоподобности, объективности знаний, получаемых в ходе исследования?
1. Особенности вне научного и научного познания:
Обыденное, наивное познание: преимущественно индуктивно, опирается на единичные не обобщенные факты, основывается на субъективной статистике; знания не полны и несистематизированы, плохо рефлексируются; знания некритично заимствуются на основе эмоциональных и ценностных предпочтений.
Религиозно-мистическое познание: часто имеет дедуктивный характер и видимость достаточной систематизированности; апеллирует к вере, основывается на “откровении», непосредственной данности отдельным «избранным» личностям; принципиально не верифицируется эмпирически.
Эмоционально-художественное познание: опирается на эмоционально-оценочное отношение к окружающей действительности; фиксируется в произведениях искусств; предполагает многозначность интерпретаций с позиций эмоциональных обобщений и ценностных отношений.
Научное познание: цель научного познания – описание, объяснение и предсказание событий и явлений в окружающем мире на основе открываемых законов; предполагает постоянную верификацию получаемых знаний практикой и экспериментом.
По общему характеру целей научные исследования можно разделить:
Фундаментальные исследования – направлены на глубокое познание реальности без учета практического эффекта от последующего применения знаний.
Прикладные исследования – направлены на получение знаний, которые должны использоваться для решения конкретных практических задач.
По отношению к специфике познавательной деятельности ученого (Пиаже, 1966):
Науки, направленные на организацию познавательной деятельности человека (философия, логика, математика).
Науки, направленные на познание специфических особенностей различных явлений (физика, химия, биология).
Группы наук делятся по различиям в объекте и предмете: естественные, гуманитарные и социальные, точные и технические.
2. Результаты научного познания. Общенаучные методы получения знаний
Познание опирается на: а) непосредственно-чувственные данные б) рациональные формы (способы) фиксирования чувственных данных и их последующее объяснение. Рациональное познание опирается на знаково-символические средства.
Результаты научного рационального познания фиксируются в знаково-символических средствах и включают две взаимосвязанные области.
Знания описательные:
Эмпирические знания (объективно-описательные): фиксирование и регистрация с использованием методов измерения и приборов результатов, получаемых путем непосредственного чувственного восприятия явлений в процессе практического воздействия на окружающий мир: описываются события, объекты и процессы, их свойства, связи и отношения. Результаты такого познания называют фактами.
Знания объяснительные:
Различают: эмпирические и теоретические объяснения.
Теоретические знания: объяснение результатов эмпирических исследований (фактов) на основе предположений (гипотез) о неявных, ненаблюдаемых причинах, основаниях, сущностях. Обеспечивают предсказание новых явлений и фактов на основе объяснений.
В качестве постулатов и объяснительных принципов в психологии используются: философские положения, теоретические предположения (гипотезы).
В зависимости от логико-гносеологической организации познавательной деятельности выделяют:
Индуктивный метод научного познания: движение познания от регистрации явлений и фактов к их обобщению и объяснению.
Гипотетико-дедуктивный метод научного познания: движение познания от предположений (гипотез) о возможных причинах наблюдаемых явлений к планированию эмпирических исследований с целью подтверждения вытекающих из гипотез следствий в наблюдениях и экспериментах.
Аксиоматический метод познания в точных науках: постулирование и фиксирование умозрительных предметов в знаково-символической форме и разработка правил их преобразования; приложение логико-математических систем к описанию различных явлений.
Сегодня ученых сплачивает в научное сообщество не столько следование какой-либо теории или идее, а приверженность единому методу получения нового знания. При этом требуется:
Четко фиксировать цель и предмет исследования.
Четко фиксировать средства исследования: методологию, методы, методики.
Ориентироваться на воспроизводимость результатов исследования.
В зависимости от уникальности и повторяемости результатов исследования выделяют:
Информация о работе Методологические и теоретические проблемы психологии