Методологические и теоретические проблемы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:48, курс лекций

Описание

Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Уровни методологических исследований: общефилософский; общенаучный; конкретно научный.
Методологические проблемы:
• Что выступает предметом исследования? Что такое психика?
• Как добиться объективности и верности получаемых в процессе исследования знаний?
Теоретические проблемы:
• Как объяснить происхождение, формирование и развитие различных психических явлений?

Работа состоит из  1 файл

Методологические основы психологии.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

    Принцип гуманизма и природосообразности.

 

 

5. Различия между естественнонаучной и гуманитарной стратегиями исследования в психологии

    Ориентация: а) на установление общих «объективных» закономерностей, которым подчиняется психика разных людей; б) на установление уникальных особенностей каждой отдельной личности.

    Стремление: а) исключить влияние индивидуальных субъективных особенностей исследователя и исследуемых людей; б) получить данные об индивидуальных особенностях в диалоге и непосредственном взаимодействии.

    Стремление к установлению: а) воспроизводимых причинно-следственных закономерностей; б) стремление учитывать процессы активного целеполагания.

 

Особенности гуманитарного и социального познания (Розин В.М.):

Диалогичность позиций и взаимная дополнительность теоретических подходов.

Необходимость введения телеологических объяснений и теорий.

Изменение познающего субъекта и познаваемых объектов в результате познания, что ведет к ограниченной точности прогнозов, которые соответствуют тем или иным телеологическим моделям, теориям, установкам.

Возможность формировать и принципиально изменять объект науки.

 

 

6. Психология и парапсихология.

Парапсихология изучает (пытается обнаружить?) ряд явлений (квазиявлений?):

    Телепатия – восприятие одним человеком мыслей другого человека без использования каких-либо известных сенсорных каналов.

    Ясновидение – получение сведений об объектах или событиях без использования органов чувств.

    Проскопия – предвидение будущих событий или возможных мыслей и поведения других людей.

    Психокинез – способность воздействовать на физические объекты или события силой мысли.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ: ОБЪЯСНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

 

    Существует множество различных феноменологических, эмпирических и теоретических оснований для классификации психических явлений.

    Любое психическое явление имеет множество альтернативных или дополняющих друг друга объяснений.

 

Проблема возникновения и развития психики в процессе биологической эволюции.

Проблема «субстрата» психических явлений. Две точки зрения:

    Интеграция физиологических процессов: а) в нервной системе; б) в организме в целом.

    Воспроизводимые ориентировочно-исследовательские операции и действия, которые по мере повторного воспроизведения сокращаются, автоматизируются и интериоризируются.

Теории возникновения психики.

Северцов А.В.  Эволюция и психика.  М.,1922.

1.    Приспособленность представляет собой соответствие строения и функций органов животного той среде, где обитает организм.

2.    Для того чтобы выжить, скорость изменения организма должна быть не ниже скорости изменения окружающей среды (экологической ниши).

3.    Изменение признаков организмов в процессе приспособления может быть наследственным и ненаследственным (приобретенным).

4.    Виды приспособления:

    Приспособление к медленным изменениям среды: а) наследственное изменение строения; б) наследственное изменение поведения (рефлексы, инстинкты).

    Приспособление к быстрым изменениям среды: а) функциональное изменение строения; б) изменения в поведении организма (научение).

Леонтьев А.Н.

1.    Ориентировка организма в окружающем мире возможна только на основе опережающего психического отражения («образа мира»).

2.    Элементарной формой психического отражения является чувствительность.

    На ранних ступенях развития жизни организмы обитают в гомогенной среде и обладают раздражимостью лишь по отношению к таким биологически значимым воздействиям, которые непосредственно участвуют в обмене веществ.

    В результате перехода к жизни в неоднородной предметной среде появляется раздражимость по отношению к таким воздействиям, которые сами по себе непосредственно в обмен веществ не включаются, но обеспечивают ориентировку организма в направлении к жизненно важным объектам окружающей среды – выполняют сигнальную функцию (возникновение элементарной сенсорной психики, элементарной чувствительности).

 

Проблема формирования и развития «образа мира».

А) Два основных подхода:

    Образ формируется в результате нейрофизиологических процессов; связь объекта с его отражением (образом) опосредуется физиологическими процессами; отсюда – психическое есть результат физиологического.

    Связь объекта с его отражением (образом) опосредуется активными действиями субъекта, направленными на отражаемый объект; психическое есть результат деятельности субъекта. Гипотеза уподобления А.Н.Леонтьева:

Существует механизм уподобления динамики процессов в воспринимающей (рецепирующей) системе свойствам внешнего воздействия (уподобление состояний органов чувств свойствам отражаемого объекта).

В развитых перцептивных механизмах копирующие (уподобляющиеся объекту) движения свернуты, редуцированы и замещаются внутренними интериоризированными операциями.

Б) Две теоретической трактовки функциональной структуры познавательных действий, ведущих к формированию образа (Леонтьев А.Н., Смирнов С.Д.):

1.    «Стимульная парадигма» формирования образа (схема: внешняя стимуляция – формирование образа – двигательные действия):

    Воздействия на организм внешней стимуляции вызывают чувственные впечатления.

    На основе чувственных впечатлений (ощущений) и путем присоединения к ним особых операций, обеспечивающих организацию ощущений, и представлений, фиксированных в памяти, складывается целостный образ.

    Применение различных приемов смысловой обработки целостного чувственного образа, который приобретает отнесенность к внешнему миру.

2.    Парадигма «активного образа мира» (схема: прогнозируемые изменения ситуации «образом мира» – активные двигательные перцептивные и ориентировочные действия – извлечение стимуляции из внешнего мира – уточнение имеющегося образа – исполнительное двигательное действие).

    Первые активные движения новорожденного представляют собой синкретическое единство моторных, сенсорных и аффективных компонентов, из которых впоследствии дифференцируются а) образ мира, б) деятельность, в) личность.

    Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и объектов, а с самого начала развивается и функционирует как целостное образование.

    Взаимодействие образа мира и стимульных воздействий строится путем модификации и уточнения образа мира как целого.

    Образ мира в функциональном плане предшествует актуальной ситуативной стимуляции и включает как прогнозируемые предметные значения, так и эмоциональный, личностный смысл ситуации.

    Образ мира постоянно генерирует познавательные гипотезы и носит прогностический характер (постоянно движется навстречу стимуляции извне); стимул и вызываемые им впечатления служат «прибавкой» к познавательной гипотезе, превращая ее в чувственно переживаемый образ.

    Главный вклад в построение образа предмета или ситуации в большей мере вносит целостный образ мира, и в меньшей мере – набор стимульных воздействий.

 

Проблема сознания в психологии.

А) Сознание описывается а) как совместное знание и как совокупность знаний об окружающем мире; б) как соотнесение индивидом своего субъективного опыта с социально выработанными образцами.

Б) Сознание порождается и формируется как психологический механизм включения общественного бытия в жизнь индивида и вместе с тем индивидуального бытия в жизнь общества.

Роль знаков и символов в формировании сознания.

    Образ (идеальное отражение) получает самостоятельное существование только тогда, когда человек может отделить его от себя.

    Это становится возможным только потому, что идеальное (образ) овеществляется в чувственно воспринимаемых формах (изображения, знаки и символы).

Механизм интериоризации – механизм формирования сознания:

    От разделенных с другими людьми (совместных) действий к действиям индивидуальным.

    От действий предметных, внешних, развернутых, к действиям опосредствованных речью, внутренним, умственным, сокращенным – действиям в плане сознания.

В) Проблемы бессознательно протекающих психических процессов.

       Неосознаваемые побуждения и мотивы.

       Неосознаваемые способы ориентировки в окружающем мире, в социальных ситуациях.

       Неосознаваемые умения и навыки, лежащие в основе выполнения разнообразных действий; неосознаваемое использование языка.

       Неосознаваемые способы протекания мыслительных действий (навыки и стереотипы мышления, «интуиция»).

 

Язык, знаки и символы как средства организации психических процессов.

Проблемы функциональной роли языка, знаков и символов в организации психических процессов.

Проблемы «речи и мышления», «языка и сознания».

Проблема активности субъекта при использовании: а) знаков и символов как средств воспроизведения и припоминания; б) знаков и символов как средств активной, преднамеренной, произвольной организации деятельности (внутренней и внешней).

Проблема опосредованного знаками формирования у человека симультанных семантических (смысловых) образований.

 

Проблемы мотивации поведения и деятельности.

Проблема феноменологических, эмпирических и теоретических классификаций потребностей и мотивов.

Соотношение наследственных и приобретаемых мотивов.

Проблема формирования и развития мотивационной сферы человека.

Связи мотивационных, эмоциональных, волевых и познавательных процессов; закономерности их развития.

    Теории инстинктивной природы потребностей и мотивов.

    Теории формирования мотивационной сферы в процессах научения.

    Когнитивные теории мотивации.

    Гуманистические теории мотивации человека.

    Деятельностный и культурно-исторический подход к объяснению процессов мотивации.

 

Проблемы «интеллекта и аффекта», познания и переживания.

Проблема феноменологической, эмпирической и теоретической классификации познавательных и эмоциональных психических явлений.

Проблема характера первичной формы переживания – физиологическое и (или) психическое?

Проблема исходной формы психических явлений: переживание и (или) ощущение?

Проблема генетической и функциональной связи эмоциональных и познавательных психических процессов.

Проблема психологического объяснения эмоциональных явлений: психофизиологические теории, эволюционная теория эмоций Ч.Дарвина, структурная теория В.Вундта, информационные теории эмоций, когнитивные теории.

 

Проблемы памяти.

Проблема механизмов фиксирования опыта индивида в нейрофизиологических структурах.

Проблема «физиологического субстрата» психических явлений.

Проблема механизмов воспроизведения индивидом своего жизненного опыта.

 

Проблемы волевой регуляции поведения и деятельности.

Мотивационный подход: воля рассматривается как способность к организации поведения, деятельности путем усиления побуждения к действиям при его дефиците в силу различных внешних и внутренних препятствий.

    Воля как самостоятельное функциональное психическое образование.

    Воля как самостоятельная «психическая сила» – «волюнтаризм».

    Воля как эмоциональное или мотивационное образование (желание, аффект).

    Воля как функциональные процессы и состояния мозга, обеспечивающие регуляцию мотивационных состояний.

Подход «свободного выбора»: воля рассматривается как способность к осуществлению выбора направлений поведения и действий.

    Воля как самостоятельная «психическая сила» – «волюнтаризм».

    Воля как результат познавательной, мыслительной активности, обеспечивающей свободу выбора, организацию и регуляцию поведения.

Регуляционный подход: воля рассматривается как способность к саморегуляции поведения, действий и психических процессов.

    Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей.

    Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека.

Информация о работе Методологические и теоретические проблемы психологии