Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:48, курс лекций
Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Уровни методологических исследований: общефилософский; общенаучный; конкретно научный.
Методологические проблемы:
• Что выступает предметом исследования? Что такое психика?
• Как добиться объективности и верности получаемых в процессе исследования знаний?
Теоретические проблемы:
• Как объяснить происхождение, формирование и развитие различных психических явлений?
Принцип гуманизма и природосообразности.
5. Различия между естественнонаучной и гуманитарной стратегиями исследования в психологии
Ориентация: а) на установление общих «объективных» закономерностей, которым подчиняется психика разных людей; б) на установление уникальных особенностей каждой отдельной личности.
Стремление: а) исключить влияние индивидуальных субъективных особенностей исследователя и исследуемых людей; б) получить данные об индивидуальных особенностях в диалоге и непосредственном взаимодействии.
Стремление к установлению: а) воспроизводимых причинно-следственных закономерностей; б) стремление учитывать процессы активного целеполагания.
Особенности гуманитарного и социального познания (Розин В.М.):
Диалогичность позиций и взаимная дополнительность теоретических подходов.
Необходимость введения телеологических объяснений и теорий.
Изменение познающего субъекта и познаваемых объектов в результате познания, что ведет к ограниченной точности прогнозов, которые соответствуют тем или иным телеологическим моделям, теориям, установкам.
Возможность формировать и принципиально изменять объект науки.
6. Психология и парапсихология.
Парапсихология изучает (пытается обнаружить?) ряд явлений (квазиявлений?):
Телепатия – восприятие одним человеком мыслей другого человека без использования каких-либо известных сенсорных каналов.
Ясновидение – получение сведений об объектах или событиях без использования органов чувств.
Проскопия – предвидение будущих событий или возможных мыслей и поведения других людей.
Психокинез – способность воздействовать на физические объекты или события силой мысли.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ: ОБЪЯСНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
Существует множество различных феноменологических, эмпирических и теоретических оснований для классификации психических явлений.
Любое психическое явление имеет множество альтернативных или дополняющих друг друга объяснений.
Проблема возникновения и развития психики в процессе биологической эволюции.
Проблема «субстрата» психических явлений. Две точки зрения:
Интеграция физиологических процессов: а) в нервной системе; б) в организме в целом.
Воспроизводимые ориентировочно-
Теории возникновения психики.
Северцов А.В. Эволюция и психика. М.,1922.
1. Приспособленность представляет собой соответствие строения и функций органов животного той среде, где обитает организм.
2. Для того чтобы выжить, скорость изменения организма должна быть не ниже скорости изменения окружающей среды (экологической ниши).
3. Изменение признаков организмов в процессе приспособления может быть наследственным и ненаследственным (приобретенным).
4. Виды приспособления:
Приспособление к медленным изменениям среды: а) наследственное изменение строения; б) наследственное изменение поведения (рефлексы, инстинкты).
Приспособление к быстрым изменениям среды: а) функциональное изменение строения; б) изменения в поведении организма (научение).
Леонтьев А.Н.
1. Ориентировка организма в окружающем мире возможна только на основе опережающего психического отражения («образа мира»).
2. Элементарной формой психического отражения является чувствительность.
На ранних ступенях развития жизни организмы обитают в гомогенной среде и обладают раздражимостью лишь по отношению к таким биологически значимым воздействиям, которые непосредственно участвуют в обмене веществ.
В результате перехода к жизни в неоднородной предметной среде появляется раздражимость по отношению к таким воздействиям, которые сами по себе непосредственно в обмен веществ не включаются, но обеспечивают ориентировку организма в направлении к жизненно важным объектам окружающей среды – выполняют сигнальную функцию (возникновение элементарной сенсорной психики, элементарной чувствительности).
Проблема формирования и развития «образа мира».
А) Два основных подхода:
Образ формируется в результате нейрофизиологических процессов; связь объекта с его отражением (образом) опосредуется физиологическими процессами; отсюда – психическое есть результат физиологического.
Связь объекта с его отражением (образом) опосредуется активными действиями субъекта, направленными на отражаемый объект; психическое есть результат деятельности субъекта. Гипотеза уподобления А.Н.Леонтьева:
Существует механизм уподобления динамики процессов в воспринимающей (рецепирующей) системе свойствам внешнего воздействия (уподобление состояний органов чувств свойствам отражаемого объекта).
В развитых перцептивных механизмах копирующие (уподобляющиеся объекту) движения свернуты, редуцированы и замещаются внутренними интериоризированными операциями.
Б) Две теоретической трактовки функциональной структуры познавательных действий, ведущих к формированию образа (Леонтьев А.Н., Смирнов С.Д.):
1. «Стимульная парадигма» формирования образа (схема: внешняя стимуляция – формирование образа – двигательные действия):
Воздействия на организм внешней стимуляции вызывают чувственные впечатления.
На основе чувственных впечатлений (ощущений) и путем присоединения к ним особых операций, обеспечивающих организацию ощущений, и представлений, фиксированных в памяти, складывается целостный образ.
Применение различных приемов смысловой обработки целостного чувственного образа, который приобретает отнесенность к внешнему миру.
2. Парадигма «активного образа мира» (схема: прогнозируемые изменения ситуации «образом мира» – активные двигательные перцептивные и ориентировочные действия – извлечение стимуляции из внешнего мира – уточнение имеющегося образа – исполнительное двигательное действие).
Первые активные движения новорожденного представляют собой синкретическое единство моторных, сенсорных и аффективных компонентов, из которых впоследствии дифференцируются а) образ мира, б) деятельность, в) личность.
Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и объектов, а с самого начала развивается и функционирует как целостное образование.
Взаимодействие образа мира и стимульных воздействий строится путем модификации и уточнения образа мира как целого.
Образ мира в функциональном плане предшествует актуальной ситуативной стимуляции и включает как прогнозируемые предметные значения, так и эмоциональный, личностный смысл ситуации.
Образ мира постоянно генерирует познавательные гипотезы и носит прогностический характер (постоянно движется навстречу стимуляции извне); стимул и вызываемые им впечатления служат «прибавкой» к познавательной гипотезе, превращая ее в чувственно переживаемый образ.
Главный вклад в построение образа предмета или ситуации в большей мере вносит целостный образ мира, и в меньшей мере – набор стимульных воздействий.
Проблема сознания в психологии.
А) Сознание описывается а) как совместное знание и как совокупность знаний об окружающем мире; б) как соотнесение индивидом своего субъективного опыта с социально выработанными образцами.
Б) Сознание порождается и формируется как психологический механизм включения общественного бытия в жизнь индивида и вместе с тем индивидуального бытия в жизнь общества.
Роль знаков и символов в формировании сознания.
Образ (идеальное отражение) получает самостоятельное существование только тогда, когда человек может отделить его от себя.
Это становится возможным только потому, что идеальное (образ) овеществляется в чувственно воспринимаемых формах (изображения, знаки и символы).
Механизм интериоризации – механизм формирования сознания:
От разделенных с другими людьми (совместных) действий к действиям индивидуальным.
От действий предметных, внешних, развернутых, к действиям опосредствованных речью, внутренним, умственным, сокращенным – действиям в плане сознания.
В) Проблемы бессознательно протекающих психических процессов.
Неосознаваемые побуждения и мотивы.
Неосознаваемые способы ориентировки в окружающем мире, в социальных ситуациях.
Неосознаваемые умения и навыки, лежащие в основе выполнения разнообразных действий; неосознаваемое использование языка.
Неосознаваемые способы протекания мыслительных действий (навыки и стереотипы мышления, «интуиция»).
Язык, знаки и символы как средства организации психических процессов.
Проблемы функциональной роли языка, знаков и символов в организации психических процессов.
Проблемы «речи и мышления», «языка и сознания».
Проблема активности субъекта при использовании: а) знаков и символов как средств воспроизведения и припоминания; б) знаков и символов как средств активной, преднамеренной, произвольной организации деятельности (внутренней и внешней).
Проблема опосредованного знаками формирования у человека симультанных семантических (смысловых) образований.
Проблемы мотивации поведения и деятельности.
Проблема феноменологических, эмпирических и теоретических классификаций потребностей и мотивов.
Соотношение наследственных и приобретаемых мотивов.
Проблема формирования и развития мотивационной сферы человека.
Связи мотивационных, эмоциональных, волевых и познавательных процессов; закономерности их развития.
Теории инстинктивной природы потребностей и мотивов.
Теории формирования мотивационной сферы в процессах научения.
Когнитивные теории мотивации.
Гуманистические теории мотивации человека.
Деятельностный и культурно-исторический подход к объяснению процессов мотивации.
Проблемы «интеллекта и аффекта», познания и переживания.
Проблема феноменологической, эмпирической и теоретической классификации познавательных и эмоциональных психических явлений.
Проблема характера первичной формы переживания – физиологическое и (или) психическое?
Проблема исходной формы психических явлений: переживание и (или) ощущение?
Проблема генетической и функциональной связи эмоциональных и познавательных психических процессов.
Проблема психологического объяснения эмоциональных явлений: психофизиологические теории, эволюционная теория эмоций Ч.Дарвина, структурная теория В.Вундта, информационные теории эмоций, когнитивные теории.
Проблемы памяти.
Проблема механизмов фиксирования опыта индивида в нейрофизиологических структурах.
Проблема «физиологического субстрата» психических явлений.
Проблема механизмов воспроизведения индивидом своего жизненного опыта.
Проблемы волевой регуляции поведения и деятельности.
Мотивационный подход: воля рассматривается как способность к организации поведения, деятельности путем усиления побуждения к действиям при его дефиците в силу различных внешних и внутренних препятствий.
Воля как самостоятельное функциональное психическое образование.
Воля как самостоятельная «психическая сила» – «волюнтаризм».
Воля как эмоциональное или мотивационное образование (желание, аффект).
Воля как функциональные процессы и состояния мозга, обеспечивающие регуляцию мотивационных состояний.
Подход «свободного выбора»: воля рассматривается как способность к осуществлению выбора направлений поведения и действий.
Воля как самостоятельная «психическая сила» – «волюнтаризм».
Воля как результат познавательной, мыслительной активности, обеспечивающей свободу выбора, организацию и регуляцию поведения.
Регуляционный подход: воля рассматривается как способность к саморегуляции поведения, действий и психических процессов.
Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей.
Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека.
Информация о работе Методологические и теоретические проблемы психологии