Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:48, курс лекций
Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Уровни методологических исследований: общефилософский; общенаучный; конкретно научный.
Методологические проблемы:
• Что выступает предметом исследования? Что такое психика?
• Как добиться объективности и верности получаемых в процессе исследования знаний?
Теоретические проблемы:
• Как объяснить происхождение, формирование и развитие различных психических явлений?
Проблема личности в психологии.
Что лежит в основе единства всех психических процессов у человека?
Что представляет собой «Я», как выражение индивидуальности человека во времени жизни?
А) Общественные отношения как общее основание свойств личности.
Б) Характеристики направленности личности (потребностно-мотивационная сфера).
Соотношение индивидуальных мотивов личности и мотивов: а) тех групп людей, к которым принадлежит личность; б) общества в целом.
Соотношение потребностей и мотивов в средствах существования и в средствах развития.
Соотношение потребностей и мотивов, ориентированных на производство и потребление.
Иерархические отношения мотивов личности.
В) Проблема свободы воли и активности личности.
Активность – основополагающая характеристика человеческой деятельности, выражающая ее способность к саморазвитию, самодвижению через инициирование субъектом целенаправленных творческих предметных действий.
Проявление активности:
Инициирование действий субъектом в условиях ситуативной и надситуативной активности.
Направленность на преобразование внешней действительности, а также самого себя.
Отставленность во времени и пространстве акта деятельности от окончательного результата при наличии между ними многих опосредующих звеньев.
Активность внешняя и роль умственной деятельности (активности внутренней) в ее организации. Относительная независимость внутренней активности от активности внешней.
Проблема свободы воли:
Понимание: а) Как «свобода от…» – достигаемая за счет осознания необходимости; б) как «свобода для…» – как выбор и сознательное ограничение степеней свободы своих действий.
Способность личности ставить цели, отнесенные в будущее, оценивать и прогнозировать последствия своих поступков, поведения, всей жизни с точки зрения определенных критериев – общественных или индивидуально выработанных.
Такая способность требует объяснения процессов формирования индивидуальных мотивов и целей в онтогенезе, от которых и зависит диапазон свободы человека.
Г) Многообразие способов объяснения личности в психологии. Теории личности.
Д) Проблема соотношения биологического и социального в структуре личности.
В научной психологии существует два разных способа объяснения психического развития (Обухова Л.Ф.):
| Естественнонаучно- | Культурно-исторический подход |
Условия развития | наследственность и среда | совместная деятельность и общение, а также анатомо-физиологические особенности мозга |
Источники развития | заключены внутри индивида, в его природе | заключены во внешней социальной среде, а позднее и в сознании личности |
Формы развития | приспособление, адаптация к условиям окружающей среды | присвоение исторически выработанных человечеством форм и способов деятельности |
Специфика развития ребенка | приспособлении действия биологических законов развития к социальной среде | том, что оно не подчиняется действию биологических законов; оно подчиняется действию общественно-исторических и социальных законов |
Движущая сила развития | созревание организма | процессы обучения и воспитания |
Проблема социального и биологического в детерминации психики человека.
А) Биологизаторские и социологизаторские подходы.
Биологизаторские подходы: а) поведение человека определяется генетическими механизмами (включая объяснение психического развития на основе «биогенетического закона»: в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида); б) поведение человека полностью определяется физиологическими процессами в нервной системе.
Социологизаторские подходы: поведение человека определяется воспитанием и воздействием общественных институтов (включая использование объяснения психического развития на основе «социогенетического закона»: психическое развитие индивида в «конспективной» форме повторяет основные ступени исторического развития общества).
Б) Проблема влияния генетических факторов (законов генетики) на поведение и психические особенности (способности, темперамент, характер, личность) человека (проблема наследственного и приобретенного).
В психическом развитии человека наследственная организация не имеет решающего значения (выступает условием); решающую роль играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей, фиксированного в материальной и духовной культуре.
Присвоение исторического опыта заключается в овладении индивидом с помощью других людей разнообразными видами действий и деятельностей, адекватными предметам материальной и духовной культуры.
В) Проблема инстинктивных форм поведения у человека.
Моторная теория инстинкта:
Инстинкт представляет собой цепные двигательные реакции:
Сформировавшиеся в процессе биологической эволюции.
Видоспецифические и поэтому стереотипные.
Наследственные и поэтому выполняемые без научения.
Появляющиеся в результате созревания определенных физиологических механизмов, с одной стороны, и действия определенных безусловных раздражителей – с другой.
Выполняемые «слепо», автоматизировано и поэтому целесообразные лишь в определенных узко ограниченных условиях, к которым эти реакции приспособлены видовым отбором.
Инстинктивные формы поведения у человека (П.Я.Гальперин):
Успешно выдержать давление естественного отбора могли лишь те предки человека, у которых биологический инстинктивный характер направленности поведения отмирал.
Биологическая форма удовлетворения потребности замещалась общественно установленным способом ее удовлетворения, путем постепенного угнетения наследственной фиксированности специфического отношения к объектам, удовлетворяющим потребности.
Органические потребности необходимо освобождались от своего неотвратимого организующего влияния на поведение.
Важнейшей особенностью современного человека, как биологического вида, явилось отсутствие инстинктов – наследственно, в самом строении организма закрепленного отношения к определенным объектам внешней среды.
Г) Механизмы поддержания основных форм жизнедеятельности у животных и у человека определяются, формируются, фиксируются, и передаются разными средствами и способами (Г.А.Глотова):
У животных основные формы жизнедеятельности определяются в основном генетической программой, которая заложена в организме животного.
У человека основные формы жизнедеятельности определяются знаково-символическими кодами, которые находятся вне человека и которыми человек должен овладеть.
Животные имеют возможность незначительно модифицировать наследственно-генетически заданные формы жизнедеятельности.
У человека генетически фиксированные элементы жизнедеятельности лишь незначительно могут модифицировать заданные извне формы жизнедеятельности.
У животных видов развитие идет по пути дифференцирования генетических программ.
У человечества развитие идет по пути дифференцирования и формирования знаково-символических образований и средств.
Проблема психического развития индивида и его периодизации.
А) Проблемы выявления общих закономерностей развития:
Неравномерность и гетерохронность (сензитивные периоды).
Кумулятивность психического развития – результат развития каждой предшествующей стадии включается как причина в последующую стадию развития.
В процессе развития человека постоянно происходит изменение его основных детерминант.
Б) Проблема периодизации психического развития человека.
Зависимость психического развития человека от культурно-исторических условий.
Основания, лежащие в основе различных систем периодизации психического развития.
Проблемы взаимосвязи психологической науки и общественной практики.
Проблемы внедрения психологических знаний в различные сферы деятельности человека.
Проблема объяснения и предсказания в деятельности практического психолога.
Проблема нормы и патологии в психическом развитии.
Психологические знания, человечество и экологические проблемы.
Литература:
Андерсон Дж. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.
Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 312 с.
Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. – М.,1978.
Аpсеньев А.С., Библеp В.С., Кедpов Б.М. Анализ развивающегося понятия. – М.,1967.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.- Воронеж, 1996.
Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. – М.- Воронеж, 1997. – 608 с.
Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск,1993.
Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
Брунер Д. Психология познания: За пределами непосредственной информации. – М., 1977.
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. – М., 1979.
Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.—240 с.
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.,1990.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных процессов. М.,1976.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч. в 6 томах, т.1. – М.: «Педагогика», 1982.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч. в 6 томах, т. 1. – М.: «Педагогика», 1982.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 2. Проблемы общей психологии. – М.: «Педагогика», 1982.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психики. – М.: «Педагогика», 1983.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.,1985.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.- Воронеж, 1998. – 480с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,1988.
Глотова Г.А. Человек и знак. Свердловск,1990.
Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. – СПб.: Речь, 2001 – 1247 с.
Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. – М.,1973.
Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
Информация о работе Методологические и теоретические проблемы психологии