Методологические и теоретические проблемы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:48, курс лекций

Описание

Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Уровни методологических исследований: общефилософский; общенаучный; конкретно научный.
Методологические проблемы:
• Что выступает предметом исследования? Что такое психика?
• Как добиться объективности и верности получаемых в процессе исследования знаний?
Теоретические проблемы:
• Как объяснить происхождение, формирование и развитие различных психических явлений?

Работа состоит из  1 файл

Методологические основы психологии.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

 

Проблема личности в психологии.

Что лежит в основе единства всех психических процессов у человека?

Что представляет собой «Я», как выражение индивидуальности человека во времени жизни?

А) Общественные отношения как общее основание свойств личности.

Б) Характеристики направленности личности (потребностно-мотивационная сфера).

    Соотношение индивидуальных мотивов личности и мотивов: а) тех групп людей, к которым принадлежит личность; б) общества в целом.

    Соотношение потребностей и мотивов в средствах существования и в средствах развития.

    Соотношение потребностей и мотивов, ориентированных на производство и потребление.

    Иерархические отношения мотивов личности.

В) Проблема свободы воли и активности личности.

Активность – основополагающая характеристика человеческой деятельности, выражающая ее способность к саморазвитию, самодвижению через инициирование субъектом целенаправленных творческих предметных действий.

Проявление активности:

       Инициирование действий субъектом в условиях ситуативной и надситуативной активности.

       Направленность на преобразование внешней действительности, а также самого себя.

       Отставленность во времени и пространстве акта деятельности от окончательного результата при наличии между ними многих опосредующих звеньев.

    Активность внешняя и роль умственной деятельности (активности внутренней) в ее организации. Относительная независимость внутренней активности от активности внешней.

Проблема свободы воли:

    Понимание: а) Как «свобода от…» – достигаемая за счет осознания необходимости; б) как «свобода для…» – как выбор и сознательное ограничение степеней свободы своих действий.

    Способность личности ставить цели, отнесенные в будущее, оценивать и прогнозировать последствия своих поступков, поведения, всей жизни с точки зрения определенных критериев – общественных или индивидуально выработанных.

Такая способность требует объяснения процессов формирования индивидуальных мотивов и целей в онтогенезе, от которых и зависит диапазон свободы человека.

Г) Многообразие способов объяснения личности в психологии. Теории личности.

Д) Проблема соотношения биологического и социального в структуре личности.

В научной психологии существует два разных способа объяснения психического развития (Обухова Л.Ф.):

 

Естественнонаучно-натуралистический подход

Культурно-исторический подход

Условия развития

наследственность и среда

совместная деятельность и общение, а также анатомо-физиологические особенности мозга

Источники развития

заключены внутри индивида, в его природе

заключены во внешней социальной среде, а позднее и в сознании личности

Формы развития

приспособление, адаптация к условиям окружающей среды

присвоение исторически выработанных человечеством форм и способов деятельности

Специфика развития ребенка

приспособлении действия биологических законов развития к социальной среде

том, что оно не подчиняется действию биологических законов; оно подчиняется действию общественно-исторических и социальных законов

Движущая сила развития

созревание организма

процессы обучения и воспитания


 

Проблема социального и биологического в детерминации психики человека.

А) Биологизаторские и социологизаторские подходы.

    Биологизаторские подходы: а) поведение человека определяется генетическими механизмами (включая объяснение психического развития на основе «биогенетического закона»: в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида); б) поведение человека полностью определяется физиологическими процессами в нервной системе.

    Социологизаторские подходы: поведение человека определяется воспитанием и воздействием общественных институтов (включая использование объяснения психического развития на основе «социогенетического закона»: психическое развитие индивида в «конспективной» форме повторяет основные ступени исторического развития общества).

Б) Проблема влияния генетических факторов (законов генетики) на поведение и психические особенности (способности, темперамент, характер, личность) человека (проблема наследственного и приобретенного).

    В психическом развитии человека наследственная организация не имеет решающего значения (выступает условием); решающую роль играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей, фиксированного в материальной и духовной культуре.

    Присвоение исторического опыта заключается в овладении индивидом с помощью других людей разнообразными видами действий и деятельностей, адекватными предметам материальной и духовной культуры.

В) Проблема инстинктивных форм поведения у человека.

Моторная теория инстинкта:

Инстинкт представляет собой цепные двигательные реакции:

    Сформировавшиеся в процессе биологической эволюции.

    Видоспецифические и поэтому стереотипные.

    Наследственные и поэтому выполняемые без научения.

    Появляющиеся в результате созревания определенных физиологических механизмов, с одной стороны, и действия определенных безусловных раздражителей – с другой.

    Выполняемые «слепо», автоматизировано и поэтому целесообразные лишь в определенных узко ограниченных условиях, к которым эти реакции приспособлены видовым отбором.

Инстинктивные формы поведения у человека (П.Я.Гальперин):

    Успешно выдержать давление естественного отбора могли лишь те предки человека, у которых биологический инстинктивный характер направленности поведения отмирал.

    Биологическая форма удовлетворения потребности замещалась общественно установленным способом ее удовлетворения, путем постепенного угнетения наследственной фиксированности специфического отношения к объектам, удовлетворяющим потребности.

    Органические потребности необходимо освобождались от своего неотвратимого организующего влияния на поведение.

    Важнейшей особенностью современного человека, как биологического вида, явилось отсутствие инстинктов – наследственно, в самом строении организма закрепленного отношения к определенным объектам внешней среды.

Г) Механизмы поддержания основных форм жизнедеятельности у животных и у человека определяются, формируются, фиксируются, и передаются разными средствами и способами (Г.А.Глотова):

    У животных основные формы жизнедеятельности определяются в основном генетической программой, которая заложена в организме животного.

У человека основные формы жизнедеятельности определяются знаково-символическими кодами, которые находятся вне человека и которыми человек должен овладеть.

    Животные имеют возможность незначительно модифицировать наследственно-генетически заданные формы жизнедеятельности.

У человека генетически фиксированные элементы жизнедеятельности лишь незначительно могут модифицировать заданные извне формы жизнедеятельности.

    У животных видов развитие идет по пути дифференцирования генетических программ.

У человечества развитие идет по пути дифференцирования и формирования знаково-символических образований и средств.

 

Проблема психического развития индивида и его периодизации.

А) Проблемы выявления общих закономерностей развития:

    Неравномерность и гетерохронность (сензитивные периоды).

    Кумулятивность психического развития – результат развития каждой предшествующей стадии включается как причина в последующую стадию развития.

    В процессе развития человека постоянно происходит изменение его основных детерминант.

Б) Проблема периодизации психического развития человека.

    Зависимость психического развития человека от культурно-исторических условий.

    Основания, лежащие в основе различных систем периодизации психического развития.

 

Проблемы взаимосвязи психологической науки и общественной практики.

Проблемы внедрения психологических знаний в различные сферы деятельности человека.

Проблема объяснения и предсказания в деятельности практического психолога.

Проблема нормы и патологии в психическом развитии.

Психологические знания, человечество и экологические проблемы.

 

Литература:

Андерсон Дж.  Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.

Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 312 с.

Анохин П.К.  Философские аспекты теории функциональных систем. – М.,1978.

Аpсеньев А.С., Библеp В.С., Кедpов Б.М. Анализ развивающегося понятия. – М.,1967.

Асмолов А.Г.  Культурно-историческая психология и конструирование миров.  М.- Воронеж, 1996.

Бернштейн Н.А.  Биомеханика и физиология движений. – М.- Воронеж, 1997. – 608 с.

Берулава Г.А.  Диагностика и развитие мышления подростков.  Бийск,1993.

Берулава Г.А.  Методологические основы практической психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.

Брунер Д.  Психология познания: За пределами непосредственной информации. – М., 1977.

Брушлинский А.В.  Мышление и прогнозирование. – М., 1979.

Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.—240 с.

Веккер Л.М.  Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998.

Величковский Б.М.  Современная когнитивная психология.  М.,1982.

Вилюнас В.К.  Психологические механизмы мотивации человека.  М.,1990.

Вилюнас В.К.  Психология эмоциональных процессов.  М.,1976.

Выготский Л.С.  Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч. в 6 томах, т.1. – М.: «Педагогика», 1982.

Выготский Л.С.  Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч. в 6 томах, т. 1. – М.: «Педагогика», 1982.

Выготский Л.С.  Собрание сочинений. Том 2. Проблемы общей психологии. – М.: «Педагогика», 1982.

Выготский Л.С.  Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психики. – М.: «Педагогика», 1983.

Гальперин П.Я.  Лекции  по психологии. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с.

Гальперин П.Я.  Методы обучения и умственное развитие ребенка.  М.,1985.

Гальперин П.Я.  Психология как объективная наука. – М.- Воронеж, 1998. – 480с.

Гиппенрейтер Ю.Б.  Введение в общую психологию. М.,1988.

Глотова Г.А.  Человек и знак.  Свердловск,1990.

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д.  Основы психологии. – СПб.: Речь, 2001 – 1247 с.

Грязнов Б.С., Дынин  Б.С., Никитин Е.П.  Теория и ее объект. – М.,1973.

Гудвин Дж.  Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.

Давыдов В.В.  Виды обобщения в обучении. – М., 1972.

Давыдов В.В.  Теория развивающего обучения. – М., 1996.

Информация о работе Методологические и теоретические проблемы психологии