Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:48, курс лекций
Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Уровни методологических исследований: общефилософский; общенаучный; конкретно научный.
Методологические проблемы:
• Что выступает предметом исследования? Что такое психика?
• Как добиться объективности и верности получаемых в процессе исследования знаний?
Теоретические проблемы:
• Как объяснить происхождение, формирование и развитие различных психических явлений?
Проблема инстинктивных компонентов в поведении человека.
Психическое развитие человека и его периодизация. Проблемы и объяснения.
ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ПСИХОЛОГИИ:
1. Методология науки. Общая характеристика методологических и теоретических проблем психологии. Что такое психика? Философско-методологические позиции в отношении места и роли психических явлений в окружающем мире. Предмет изучения психологии. Различные подходы к пониманию и определению предмета психологии.
2. Психофизиологическая (психофизическая) проблема. Отношения между объектом и образом, образом и деятельностью субъекта, образом и нейрофизиологическими процессами. Редукционизм в психологии. Виды редукционизма.
3. Особенности вне научного и научного познания. Общенаучные методы познания. Индуктивный, гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы получения научных знаний. Эмпирический и теоретический способы научного познания. Критерии относительной истинности научных теоретических знаний.
4. Характеристика описательных и объяснительных знаний в науке. Явления, феномены, факты, теории. Объяснения квазиобъяснения в естественных и гуманитарных науках: детерминистские и телеологические объяснения, идентификация и интерпретация. Типы объяснений (теорий) в психологии в зависимости от способа их построения.
5. Этапы и функциональная организация психологического исследования: этапы, методы, результаты. Характеристика феноменологических, эмпирических и теоретических методов получения психологических знаний. Проблема законов в психологии. Различные точки зрения на законы в психологии.
6. Характеристика знаково-символических средств. Их роль в научном исследовании. Основные функции знаково-символических средств в научном познании. Знаково-символические средства в психологии.
7. Основные методологические принципы в отечественной психологии. Принцип детерминизма. Принцип системности. Принцип развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности. Принцип развития. Принцип историзма.
23
Информация о работе Методологические и теоретические проблемы психологии