Методологические и теоретические проблемы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:48, курс лекций

Описание

Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Уровни методологических исследований: общефилософский; общенаучный; конкретно научный.
Методологические проблемы:
• Что выступает предметом исследования? Что такое психика?
• Как добиться объективности и верности получаемых в процессе исследования знаний?
Теоретические проблемы:
• Как объяснить происхождение, формирование и развитие различных психических явлений?

Работа состоит из  1 файл

Методологические основы психологии.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

Дружинин В.Н.  Экспериментальная психология. – М., 1997.

Дорфман Л.Я.  Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

Дубнищева Т.Я.  Концепции современного естествознания. – М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. – 832 с.

Дьюи Д.  Психология и педагогика мышления. – М., 1997. – 208с.

Естественнонаучные основы психологии. п\р А.А.Смирнова, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицына. – М., 1978.

Зинченко В.П.  Образ и деятельность.  Москва – Воронеж, 1997.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б.  Человек развивающийся. – М., 1994.

Зинченко В.П., Смирнов С.Д.  Методологические вопросы психологии. – М.: МГУ, 1983.

Зорина Л.Я.  Дидактические аспекты естественнонаучного образования. – М.,1993.

Иванников В.А.  Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: УРАО, 1998. – 144 с.

Ильясов И.И.  Структура процесса учения. – М.: Издательство Московского университета, 1986.

Ильясов И.И., Галатенко  Н.А.  Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М., 1994.

Каку. М. Физика невозможного. – М.: Альпина нон-фикшн, 2009. – 456 с.

Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 480 с.

Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.

Коршунов А.М., Мантатов В.В.  Теория отражения и эвристическая роль знаков. – М.: МГУ, 1974 – 214 с.

Кун Т.  Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.

Лубовский Д.В.  Введение в методологические основы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 224 с.

Леонтьев А.А.  Основы психолингвистики. – М., 1997. – 287 с.

Леонтьев А.А.  Психология общения. – М.,1997. – 365 с.

Леонтьев А.А.  Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). – М.: Смысл, 2001. – 392 с.

Леонтьев А.Н.  Проблемы развития психики. – М., 1965.

Леонтьев А.Н.  Избранные психологические произведения. В 2 томах. – М., 1983.

Леонтьев А.Н.  Философия психологии. – М., 1994.

Леонтьев А.Н.  Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.

Леонтьев Д.А.  Очерк психологии личности. – М., 1997. – 64с.

Леонтьев Д.А.  Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999 – 487 с.

Линдсей Н.,Норман Д.  Переработка информации у человека. – М.: Мир, 1974. – 550 с.

Ломов Б.Ф.  Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

Ломов Б.Ф.  Системность в психологии. – Москва – Воронеж, 1996.

Лоренц К.  Оборотная сторона зеркала.  М.: Республика, 1998. – 393 с.

Лубовский Д.В.  Введение в методологические основы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 224 с.

Лурия А.Р.  Основные проблемы нейролингвистики. – М.,1975.

Лурия А.Р.  Язык и сознание. – М., 1979.

Лурия А.Р.  Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Академический Проект, 2000. – 512 с.

Маланов С.В.  Психологические механизмы теоретического мышления: теории в науке и учебной деятельности. – Маланов С.В.  Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 480 с.

Маланов С.В.  Методологические и теоретические основы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 336 с.

Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2001.

Мантатов В.В.  Образ, знак, условность. М.: Высшая школа, 1980. – 160 с.

Миллер С.  Психология развития: методы исследования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

Морозов С.М.  Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности. – М: Смысл, 2002. – 118 с.

Назаров В.И.  Эволюция не по Дарвину: Смена эволюционной модели. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 520 с.

Найдыш В.М.  Концепции современного естествознания. – М.: Гардарики, 2003. – 476 с.

Нарский И.С.  Проблема значения «значения» в теории познания. \\ Проблема знака и значения. – М.: МГУ, 1969.

Наследов А.Д.  Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2007. – 392 с.

Науменко Л.К.  Монизм как принцип диалектической логики. – Алма-Ата: «Наука», 1968.

Новиков, А.М., Новиков, Д.А.  Методология научного исследования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 280 с.

Обухова Л.Ф.  Две парадигмы в исследовании детского развития. // Вопросы психологии. 1996. № 5 – С. 30-38.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г.  Теоретическая психология. – М., 2001.

Петровский В.А.  Психология неадаптивной активности. – М., 1992.

Пономарев Я.А.  Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 480 с.

Поппер К  Логика и рост научного познания. – М., 1983.

Поппер К.Р  Предположение и опровержения: Рост научного знания. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 638 с.

Пуанкаре А.  О науке. – М.: «Наука», 1990. – 736 с.

Решетова З.А.  Реализация принципов системного подхода в учебных предметах. – М., 1986.

Ришар Ж.Ф.  Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. – М.: «Институт психологии РАН», 1998.

Розин В.М.  Типы и дискурсы научного мышления. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 248 с.

Рубинштейн С.Л.  Бытие и сознание. – М., 1957.

Рубинштейн С.Л.  Проблемы общей психологии. – М., 1973.

Рузавин Г.И.  Научная теория. – М., 1978.

Рузавин Г.И.  Логика и аргументация. – М.,1997.

Салмина Н.Г.  Знак и символ в обучении.  М.,1988.

Северцов А.В.  Эволюция и психика.  М.,1922.

Смирнов А.А.  Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.  М.,1975.

Смирнов С.Д.  Психология образа: проблема активности психического отражения.  М.,1985.

Соколова Е.Е.  Тринадцать диалогов о психологии.  М.,1994.

Соломоник А.  Семиотика и лингвистика. – М., 1995.

Солсо Р.Л.  Когнитивная психология. – М., 1996.

Степин В.С., Горохов  В.Г., Розов М.А.  Философия науки и техники.  М.,1995.

Тихомиров О.К.  Понятия и принципы общей психологии. М.,1992.

Фабри К.Э.  Основы зоопсихологии.  М.,1993.

Формирование системного мышления в обучении. / Под ред. Проф. З.А. Решетовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 344 с.

Фресс П., Пиаже Ж.  Экспериментальная психология.  Выпуск 1 и 2. – М., 1966.

Хегенхан Б., Олсон М.  Теории научения. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.

Хекхаузен Х.  Мотивация и деятельность.  М.,1986.

Холл К., Линдсей Г.  Теории личности.  М.,1997.

Холодная М.А.  Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Томского ун-та. Москва: «Барс». 1997. – 392 с.

Хомская Е.Д.  Нейропсихология.  М.,1987.

Хомская Е.Д., Батова Н.Я.  Мозг и эмоции.  М.,1992.

Хьелл Л., Зиглер Д.  Теории личности. Основные положения, исследования и применение.  СПб., 1997.  608 с.

Чертов Л.Ф.  Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. – СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1993. – 388 с.

Шиффман Х.Р.  Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003. – 928 с.

Щедpовицкий Г.П.  Избpанные тpуды. – М., 1995.

Щедровицкий Г.П.  Философия. Наука. Методология. – М., 1997.

Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов. / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

Юдин Э.Г.  Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978.

 

 

Вопросы к экзамену:

1.    Методология науки. Общая характеристика методологических и теоретических проблем психологии.

2.    Постулаты естественнонаучного исследования.

3.    Что такое психика? Философско-методологические позиции в отношении места и роли психических явлений в окружающем мире.

4.    Что такое психика? Предмет изучения психологии. Различные подходы к пониманию и определению предмета психологии.

5.    Психофизиологическая (психофизическая) проблема. Отношения между объектом и образом, образом и деятельностью субъекта, образом и нейрофизиологическими процессами.

6.    Особенности вне научного и научного познания.

7.    Общенаучные методы познания. Индуктивный, гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы получения научных знаний.

8.    Эмпирический и теоретический способы научного познания. Критерии относительной истинности научных теоретических знаний.

9.    Характеристика описательных и объяснительных знаний в науке. Явления, феномены, факты, теории.

10. Объяснения квазиобъяснения в естественных и гуманитарных науках: детерминистские и телеологические объяснения, идентификация и интерпретация.

11. Типы объяснений (теорий) в психологии в зависимости от способа их построения.

12. Редукционизм в психологии. Виды редукционизма.

13. Проблема законов в психологии. Различные точки зрения на законы в психологии.

14. Характеристика знаково-символических средств. Их роль в научном исследовании.

15. Основные функции знаково-символических средств в научном познании. Знаково-символические средства в психологии.

16. Этапы и функциональная организация психологического исследования: этапы, методы, результаты.

17. Характеристика феноменологических, эмпирических и теоретических методов получения психологических знаний.

18. Эмпирические и теоретические трудности и проблемы в исследовании психических явлений.

19. Научно-исторические этапы построения общепсихологических теорий.

20. Основные методологические принципы отечественной психологии.

 

 

 

Контрольная работа.

 

1. Сформулировать основные терминологические характеристики курсовой или дипломной работы, указав:

    Тему исследования.

    Объект исследования – существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.

    Предмет исследования – четко определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предполагается исследовать.

    Гипотезы исследования.

    Цели исследования – то, что хочется получить в качестве основных конечных и обобщенных результатов исследования.

    Задачи исследования – формулировка того, как, какими способами могут быть получены намеченные результаты.

    Предполагаемые способы организации исследований с целью подтверждения (опровержения) гипотез.

 

2. Обучаясь в средней школе, каждый из вас имел возможность познакомиться с множеством научных объяснений различных явлений. При этом в каждой области научных знаний (физика, химия, биология, обществознание и др.) имелись свои способы объяснения изучаемых явлений. Приведите примеры научных объяснений, на которые опираются в физике, химии, биологии, обществознании. При этом:

    Укажите, что объясняется (объясняемое явление)

    Как объясняется (содержание объяснения, способ объяснения, объяснительные основания).

Пожалуйста, коротко сформулируйте в письменной форме по 2 объяснения, соответствующие каждой из указанных областей научных знаний.

 

3. Приведите 4 примера объяснения психологических фактов или феноменов. При этом:

    Укажите, что объясняется (объясняемое психическое явление).

    Как объясняется (содержание объяснения, способ объяснения, объяснительные основания).

Пожалуйста, коротко сформулируйте в письменной форме по 2 объяснения, которые даются указанным Вами психическим явлениям.

 

4. Проанализируйте какой-либо научно-психологический теоретический текст (книгу, монографию, исследование). При этом:

    Сформулируйте основные объяснительные принципы теории, теоретические основания, которые формулирует или на которые опирается автор текста (содержание теории).

    Укажите, какой диапазон психических явлений или особенностей поведения стремится объяснить автор текста (предметная отнесенность теории).

Не следует использовать в качестве примеров теории З.Фрейда, Л.С.Выготского.

 

5. Проанализируйте с опорой на различные литературные источники одну из поставленных проблем:

    Проблема возникновения и развития психики в процессе биологической эволюции и антропогенеза.

    Проблема возникновения человеческого сознания в психологии и механизм интериоризации. Роль знаков и символов в формировании сознания и в организации высших психических функций человека.

    Проблемы взаимосвязи эмоциональных и познавательных психических процессов. Факты, феномены, объяснения.

    Потребностно-мотивационная сфера человека. Проблемы и объяснения.

    Проблема социального и биологического в детерминации психики человека.

    Проблема влияния генетических факторов (генотипа и законов генетики) на поведение и психические особенности (мышление, способности, темперамент, характер, личность) человека. Проблема наследственного и приобретенного.

Информация о работе Методологические и теоретические проблемы психологии