Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:48, курс лекций
Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Уровни методологических исследований: общефилософский; общенаучный; конкретно научный.
Методологические проблемы:
• Что выступает предметом исследования? Что такое психика?
• Как добиться объективности и верности получаемых в процессе исследования знаний?
Теоретические проблемы:
• Как объяснить происхождение, формирование и развитие различных психических явлений?
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 1997.
Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. – 832 с.
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М., 1997. – 208с.
Естественнонаучные основы психологии. п\р А.А.Смирнова, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицына. – М., 1978.
Зинченко В.П. Образ и деятельность. Москва – Воронеж, 1997.
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. – М., 1994.
Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.: МГУ, 1983.
Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. – М.,1993.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: УРАО, 1998. – 144 с.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.: Издательство Московского университета, 1986.
Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М., 1994.
Каку. М. Физика невозможного. – М.: Альпина нон-фикшн, 2009. – 456 с.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 480 с.
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.
Коршунов А.М., Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. – М.: МГУ, 1974 – 214 с.
Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.
Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 224 с.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997. – 287 с.
Леонтьев А.А. Психология общения. – М.,1997. – 365 с.
Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). – М.: Смысл, 2001. – 392 с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 томах. – М., 1983.
Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М., 1994.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1997. – 64с.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999 – 487 с.
Линдсей Н.,Норман Д. Переработка информации у человека. – М.: Мир, 1974. – 550 с.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.
Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – Москва – Воронеж, 1996.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. – 393 с.
Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 224 с.
Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.,1975.
Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Академический Проект, 2000. – 512 с.
Маланов С.В. Психологические механизмы теоретического мышления: теории в науке и учебной деятельности. – Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 480 с.
Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 336 с.
Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2001.
Мантатов В.В. Образ, знак, условность. М.: Высшая школа, 1980. – 160 с.
Миллер С. Психология развития: методы исследования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
Морозов С.М. Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности. – М: Смысл, 2002. – 118 с.
Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: Смена эволюционной модели. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 520 с.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Гардарики, 2003. – 476 с.
Нарский И.С. Проблема значения «значения» в теории познания. \\ Проблема знака и значения. – М.: МГУ, 1969.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2007. – 392 с.
Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. – Алма-Ата: «Наука», 1968.
Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Методология научного исследования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 280 с.
Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития. // Вопросы психологии. 1996. № 5 – С. 30-38.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.
Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М., 1992.
Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 480 с.
Поппер К Логика и рост научного познания. – М., 1983.
Поппер К.Р Предположение и опровержения: Рост научного знания. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 638 с.
Пуанкаре А. О науке. – М.: «Наука», 1990. – 736 с.
Решетова З.А. Реализация принципов системного подхода в учебных предметах. – М., 1986.
Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. – М.: «Институт психологии РАН», 1998.
Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 248 с.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.
Рузавин Г.И. Научная теория. – М., 1978.
Рузавин Г.И. Логика и аргументация. – М.,1997.
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.,1988.
Северцов А.В. Эволюция и психика. М.,1922.
Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.,1975.
Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.,1985.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.,1994.
Соломоник А. Семиотика и лингвистика. – М., 1995.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,1995.
Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М.,1992.
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.,1993.
Формирование системного мышления в обучении. / Под ред. Проф. З.А. Решетовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 344 с.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 1 и 2. – М., 1966.
Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.,1986.
Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.,1997.
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Томского ун-та. Москва: «Барс». 1997. – 392 с.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.,1987.
Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М.,1992.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб., 1997. 608 с.
Чертов Л.Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. – СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1993. – 388 с.
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003. – 928 с.
Щедpовицкий Г.П. Избpанные тpуды. – М., 1995.
Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. – М., 1997.
Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов. / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.
Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978.
Вопросы к экзамену:
1. Методология науки. Общая характеристика методологических и теоретических проблем психологии.
2. Постулаты естественнонаучного исследования.
3. Что такое психика? Философско-методологические позиции в отношении места и роли психических явлений в окружающем мире.
4. Что такое психика? Предмет изучения психологии. Различные подходы к пониманию и определению предмета психологии.
5. Психофизиологическая (психофизическая) проблема. Отношения между объектом и образом, образом и деятельностью субъекта, образом и нейрофизиологическими процессами.
6. Особенности вне научного и научного познания.
7. Общенаучные методы познания. Индуктивный, гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы получения научных знаний.
8. Эмпирический и теоретический способы научного познания. Критерии относительной истинности научных теоретических знаний.
9. Характеристика описательных и объяснительных знаний в науке. Явления, феномены, факты, теории.
10. Объяснения квазиобъяснения в естественных и гуманитарных науках: детерминистские и телеологические объяснения, идентификация и интерпретация.
11. Типы объяснений (теорий) в психологии в зависимости от способа их построения.
12. Редукционизм в психологии. Виды редукционизма.
13. Проблема законов в психологии. Различные точки зрения на законы в психологии.
14. Характеристика знаково-символических средств. Их роль в научном исследовании.
15. Основные функции знаково-символических средств в научном познании. Знаково-символические средства в психологии.
16. Этапы и функциональная организация психологического исследования: этапы, методы, результаты.
17. Характеристика феноменологических, эмпирических и теоретических методов получения психологических знаний.
18. Эмпирические и теоретические трудности и проблемы в исследовании психических явлений.
19. Научно-исторические этапы построения общепсихологических теорий.
20. Основные методологические принципы отечественной психологии.
Контрольная работа.
1. Сформулировать основные терминологические характеристики курсовой или дипломной работы, указав:
Тему исследования.
Объект исследования – существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.
Предмет исследования – четко определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предполагается исследовать.
Гипотезы исследования.
Цели исследования – то, что хочется получить в качестве основных конечных и обобщенных результатов исследования.
Задачи исследования – формулировка того, как, какими способами могут быть получены намеченные результаты.
Предполагаемые способы организации исследований с целью подтверждения (опровержения) гипотез.
2. Обучаясь в средней школе, каждый из вас имел возможность познакомиться с множеством научных объяснений различных явлений. При этом в каждой области научных знаний (физика, химия, биология, обществознание и др.) имелись свои способы объяснения изучаемых явлений. Приведите примеры научных объяснений, на которые опираются в физике, химии, биологии, обществознании. При этом:
Укажите, что объясняется (объясняемое явление)
Как объясняется (содержание объяснения, способ объяснения, объяснительные основания).
Пожалуйста, коротко сформулируйте в письменной форме по 2 объяснения, соответствующие каждой из указанных областей научных знаний.
3. Приведите 4 примера объяснения психологических фактов или феноменов. При этом:
Укажите, что объясняется (объясняемое психическое явление).
Как объясняется (содержание объяснения, способ объяснения, объяснительные основания).
Пожалуйста, коротко сформулируйте в письменной форме по 2 объяснения, которые даются указанным Вами психическим явлениям.
4. Проанализируйте какой-либо научно-психологический теоретический текст (книгу, монографию, исследование). При этом:
Сформулируйте основные объяснительные принципы теории, теоретические основания, которые формулирует или на которые опирается автор текста (содержание теории).
Укажите, какой диапазон психических явлений или особенностей поведения стремится объяснить автор текста (предметная отнесенность теории).
Не следует использовать в качестве примеров теории З.Фрейда, Л.С.Выготского.
5. Проанализируйте с опорой на различные литературные источники одну из поставленных проблем:
Проблема возникновения и развития психики в процессе биологической эволюции и антропогенеза.
Проблема возникновения человеческого сознания в психологии и механизм интериоризации. Роль знаков и символов в формировании сознания и в организации высших психических функций человека.
Проблемы взаимосвязи эмоциональных и познавательных психических процессов. Факты, феномены, объяснения.
Потребностно-мотивационная сфера человека. Проблемы и объяснения.
Проблема социального и биологического в детерминации психики человека.
Проблема влияния генетических факторов (генотипа и законов генетики) на поведение и психические особенности (мышление, способности, темперамент, характер, личность) человека. Проблема наследственного и приобретенного.
Информация о работе Методологические и теоретические проблемы психологии