Методологические и теоретические проблемы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:48, курс лекций

Описание

Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Уровни методологических исследований: общефилософский; общенаучный; конкретно научный.
Методологические проблемы:
• Что выступает предметом исследования? Что такое психика?
• Как добиться объективности и верности получаемых в процессе исследования знаний?
Теоретические проблемы:
• Как объяснить происхождение, формирование и развитие различных психических явлений?

Работа состоит из  1 файл

Методологические основы психологии.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

    Естественные, где базисными знаками могут выступать имитационные действия, жесты, слова, предметы.

    Системы записи, где базисными знаками могут выступать изображения, символы (иконы, иероглифы), знаки (буквы).

    Знаково-символические системы, состоящие из произвольно вводимых формализованных знаков, символов, моделей.

 

Три основных типа семиотических функций:

    Индексы – это средства обозначения, неотделимые материально, пространственно, во времени от того, что они обозначают.

    Символы – это, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеющие определенное сходство с обозначаемым. Символ изображает какое-либо содержание или выражает отношение к какому-либо содержанию.

    Знаки – это средства обозначения, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно.

 

Характеристики знаков и символов.

    Наличие материальной формы знака (звук, изображение, жест), что обеспечивает возможность для его зрительного или слухового восприятия.

    Наличие обозначаемого содержания, которое складывается из двух компонентов:

Предметная отнесенность – то, что словом обозначается и замещается: объекты, процессы и предметы, их свойства, признаки, связи и отношения, а также способы их преобразования.

Значение – система устойчивых обобщений (представлений, понятий), которые актуализируются в сознании субъекта при использовании знака. Субъект должен овладеть такими представлениями и понятиями, чтобы иметь возможность активно и самостоятельно пользоваться знаком в различных видах деятельности.

    Наличие смысла, который может извлекаться субъектом из сообщения как:

Ситуативный (контекстуальный) смысл – извлечение человеком из системы стоящих за словом обобщений только тех, которые имеют отношение к данному моменту, к данному контексту, к данной ситуации.

Личностный смысл – индивидуальные, субъективные эмоционально-мотивационные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т.д.

При этом формирование значений и личностных смыслов, а также соотнесение их с языковыми средствами исходно осуществляется в совместных с другими людьми предметно-практических действиях.

 

Важнейшие характеристики знаковых систем.

    Наличие базисного набора знаков и правил образования составных и производных знаков (морфология).

    Соотнесенность с другими знаками – правила, на основе которых могут устанавливаться отношения и связи между базовыми и производными от них знаками – строятся более сложные знаковые последовательности в форме «высказываний», выражений, моделей.

    Система фиксирования знаков, система записи или изображения.

    Метаязык системы – использование другой знаково-символической системы (обычно естественного языка) с целью: а) описание базисных знаков; б) описание правил их трансформации в более сложные единицы – морфологические и синтаксические правила.

    Наличие ряда способов использования («логик») знаковой системы: а) установление соответствия знаковой системы отражаемой действительности («логика» предметной отнесенности); б) установление внутрисистемных операций со знаками («логика» допустимых преобразований знаковых моделей); в) приложение знаково-символической системы к решению различных практико-прикладных и научно-теоретических задач (Соломоник, 1995).

 

Виды знаково-символических (семиотических) действий и их развитие.

В течение индивидуальной жизни каждый человек овладевает способами использования знаково-символических средств, которые обеспечивают решение разнообразных задач и организацию выполнения различных действий. (Салмина, 1988; Глотова, 1990).

    Указание (индексация) – единичные знаково-символические средства используются в присутствии объекта действия (обозначаемого) с целью его выделения, фиксирования.

    Замещение – единичные знаково-символические средства используются в отсутствии предмета действия (обозначаемого) для замещения ситуаций, объектов, действий без раскрытия их содержания.

    Кодирование-декодирование – в отсутствии обозначаемых предметов или явлений используются системные знаково-символические средства с целью передачи сложных сообщений, позволяющие раскрыть структуру, элементы и связи, которые характеризуют замещаемое содержание.

    Схематизация – операции и действия, обеспечивающие установление иерархической категоризации различных понятий, формирование схем мышления, на основе которых осуществляется ориентировка в сложных структурированных отношениях и связях, характерных для определенных предметных ситуаций и областей.

    Моделирование – знаково-символические средства становятся объектом действий, в результате которых субъект получает новые знания о замещаемом содержании. Модели могут быть а) материально-предметными (например, уменьшенные материальные копии каких-либо объектов); б) буквенно-цифровыми (например, логико-математические расчеты на основе формализованных физических законов); в) пространственно-графическими (например, пространственно-структурные формулы молекул химических соединений, а также их преобразований).

 

 

Особенности научно-психологического исследования.

 

1. Психологическое исследование.

 

Этапы и функциональная организация научно-психологического исследования.

  1. Возникновение проблемы. При этом источники проблем могут иметь как эмпирический, так и теоретический характер.
  2. Выдвижение гипотез и обозначение конкретной области исследования для получения новых фактов. Выделение и фиксирование объекта и предмета исследования, постановка целей и формулирование задач исследования.

    Гипотезы это предположения о возможных результатах, которые будут получены в ходе исследования. Гипотезы могут иметь теоретический (объяснительный) и эмпирический характер.

    Объект исследования – это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.

    Предмет исследования – четко определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предполагается исследовать.

    Цели исследования – то, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных результатов исследования.

    Задачи исследования – формулировка того, как, какими способами могут быть получены (или были получены) намеченные результаты.

  1. Планирование исследования и выбор конкретных методов.
  2. Реализация исследования.
  3. Обработка полученных результатов: качественная и количественная (статистическая).
  4. Интерпретация и обобщение полученных результатов: опровержение или подтверждение гипотез; формулирование законов и зависимостей; построение научных теорий.

    Подтверждение выдвинутой гипотезы дает основания: а) к подтверждению уже имеющейся научной теории; б) к формулировке новой научной теории.

    Опровержение выдвинутой гипотезы дает основания: а) к опровержению научной теории, в рамках которой формулировалась гипотеза; б) к опровержению гипотезы и к принятию или выдвижению других альтернативных гипотез.

Методы:

    Феноменологические методы: интроспекция, самоотчет, опрос.

    Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент (констатирующий и формирующий; естественный и лабораторный), измерение (тестирование).

    Теоретические методы: анализ гипотез, средств и способов объяснений; выдвижение гипотез и построение объяснений; классификация явлений по теоретическим основаниям; построение объяснений, моделирование.

Получаемые результаты:

    О наличии или отсутствии определенных явлений и их свойств.

    О корреляционных отношениях и связях.

    О связях закономерных, причинно-следственных: строгих и статистических (вероятностных).

 

 

2. Эмпирические и теоретические трудности в исследовании психических явлений:

 

Проблемы: а) субъективности методов психологического исследования; б) субъективности результатов получаемых в психологических исследованиях; в) субъективности интерпретации результатов исследования.

  1. Объективная не наблюдаемость развитых форм протекания психических процессов и явлений, их непосредственно-субъективный характер (в классическом их понимании).

2.    Трудности выделения предмета психологического исследования.

3.    Многообразие объяснений одних и тех же фактов с различных теоретических позиций.

4.    Затруднения при разведении объясняемого и объяснений друг от друга.

5.    Нечеткость терминологии, смешение научно-психологических терминов и обыденных понятий.

6.    Отсутствие линейного детерминизма – постоянное изменение соотношений причин, факторов и условий, определяющих протекание психических функций.

    Сходные факты, психические феномены могут определяться различными закономерностями.

    Различные факты могут быть вызваны одной и той же психологической закономерностью.

    В качестве причин действия или поступка выступает, как правило, не отдельное событие, а система событий – ситуация. При этом ситуация, в которой осуществляется поведение, постоянно изменяется в результате поведения, активности субъекта.

    Человеку присуща самодетерминация поведения в виде целеполагания, свободы и активности.

    При исследовании поведения человека причины и следствия могут быть весьма сильно разведены во времени: часто ошибочно за причину поведения принимается то, что произошло непосредственно перед ним.

    Поведенческий акт может быть результатом накопления эффектов предшествующих событий (кумулятивный эффект накопления причинно-следственных связей).

    Детерминанты развития психики человека изменяются по мере его индивидуального развития.

 

 

3. Научно-исторические этапы построения общепсихологических теорий (Л.М. Веккер).

 

1.    Первые психологические исследования направлены на выделение (анализ) опознавательных признаков психических явлений и раскрытия их специфических характеристик.

    Отсюда вытекает неизбежность первоначальной множественности психологических концепций, каждая из которых соответствует выделенному аспекту реальности.

    Теоретический поиск общих закономерностей ведется в терминах того же языка, на котором производится эмпирическое и феноменологическое описание психической реальности.

    Такие концепции являются по преимуществу внутри психологическими.

2.    Вслед за этим наступает этап теоретических обобщений и объяснений, осуществляемых преимущественно средствами той системы психологических понятий, на языке которой получает свое первичное описание реальность психических явлений.

3.    Далее следует построение общих теоретических принципов организации психики, выходящих за пределы психологии и относящихся к физиологическим, биологическим, социальным, физическим, информационным и другим закономерностям действительности и человеческой деятельности.

 

 

4. Основные методологические принципы в отечественной психологии:

    Принцип детерминизма – все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным закономерностям.

    Принцип системности – для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых причинно-следственных связей: а) которым подчиняется состав и структура изучаемого явления; б) которыми изучаемое явление взаимосвязано с другими явлениями; б) на основе которых изучаемое явление включается в составе более сложных явлений.

    Принцип формирования и развития психики в деятельности – психика представляет собой ориентировочно-исследовательские действия живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. На основе образа мира организуются все более сложные форм поведения и деятельности.

    Принцип активности – психическая ориентировка живых организмов носит активный характер: обеспечивает активное избирательное исследование окружающей среды и активное прогнозирование ее возможных изменений.

    Принцип развития – объяснение психических явлений возможно только при изучении процессов их формирования и развития:

а) В филогенезе и в антропогенезе (эволюционное развитие).

б) В социогенезе (историческое развитие человечества).

в) В онтогенезе (индивидуальное развитие психики).

    Принцип историзма – объяснение психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его развития.

Информация о работе Методологические и теоретические проблемы психологии