Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:48, курс лекций
Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Уровни методологических исследований: общефилософский; общенаучный; конкретно научный.
Методологические проблемы:
• Что выступает предметом исследования? Что такое психика?
• Как добиться объективности и верности получаемых в процессе исследования знаний?
Теоретические проблемы:
• Как объяснить происхождение, формирование и развитие различных психических явлений?
Естественные, где базисными знаками могут выступать имитационные действия, жесты, слова, предметы.
Системы записи, где базисными знаками могут выступать изображения, символы (иконы, иероглифы), знаки (буквы).
Знаково-символические системы, состоящие из произвольно вводимых формализованных знаков, символов, моделей.
Три основных типа семиотических функций:
Индексы – это средства обозначения, неотделимые материально, пространственно, во времени от того, что они обозначают.
Символы – это, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеющие определенное сходство с обозначаемым. Символ изображает какое-либо содержание или выражает отношение к какому-либо содержанию.
Знаки – это средства обозначения, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно.
Характеристики знаков и символов.
Наличие материальной формы знака (звук, изображение, жест), что обеспечивает возможность для его зрительного или слухового восприятия.
Наличие обозначаемого содержания, которое складывается из двух компонентов:
Предметная отнесенность – то, что словом обозначается и замещается: объекты, процессы и предметы, их свойства, признаки, связи и отношения, а также способы их преобразования.
Значение – система устойчивых обобщений (представлений, понятий), которые актуализируются в сознании субъекта при использовании знака. Субъект должен овладеть такими представлениями и понятиями, чтобы иметь возможность активно и самостоятельно пользоваться знаком в различных видах деятельности.
Наличие смысла, который может извлекаться субъектом из сообщения как:
Ситуативный (контекстуальный) смысл – извлечение человеком из системы стоящих за словом обобщений только тех, которые имеют отношение к данному моменту, к данному контексту, к данной ситуации.
Личностный смысл – индивидуальные, субъективные эмоционально-мотивационные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т.д.
При этом формирование значений и личностных смыслов, а также соотнесение их с языковыми средствами исходно осуществляется в совместных с другими людьми предметно-практических действиях.
Важнейшие характеристики знаковых систем.
Наличие базисного набора знаков и правил образования составных и производных знаков (морфология).
Соотнесенность с другими знаками – правила, на основе которых могут устанавливаться отношения и связи между базовыми и производными от них знаками – строятся более сложные знаковые последовательности в форме «высказываний», выражений, моделей.
Система фиксирования знаков, система записи или изображения.
Метаязык системы – использование другой знаково-символической системы (обычно естественного языка) с целью: а) описание базисных знаков; б) описание правил их трансформации в более сложные единицы – морфологические и синтаксические правила.
Наличие ряда способов использования («логик») знаковой системы: а) установление соответствия знаковой системы отражаемой действительности («логика» предметной отнесенности); б) установление внутрисистемных операций со знаками («логика» допустимых преобразований знаковых моделей); в) приложение знаково-символической системы к решению различных практико-прикладных и научно-теоретических задач (Соломоник, 1995).
Виды знаково-символических (семиотических) действий и их развитие.
В течение индивидуальной жизни каждый человек овладевает способами использования знаково-символических средств, которые обеспечивают решение разнообразных задач и организацию выполнения различных действий. (Салмина, 1988; Глотова, 1990).
Указание (индексация) – единичные знаково-символические средства используются в присутствии объекта действия (обозначаемого) с целью его выделения, фиксирования.
Замещение – единичные знаково-символические средства используются в отсутствии предмета действия (обозначаемого) для замещения ситуаций, объектов, действий без раскрытия их содержания.
Кодирование-декодирование – в отсутствии обозначаемых предметов или явлений используются системные знаково-символические средства с целью передачи сложных сообщений, позволяющие раскрыть структуру, элементы и связи, которые характеризуют замещаемое содержание.
Схематизация – операции и действия, обеспечивающие установление иерархической категоризации различных понятий, формирование схем мышления, на основе которых осуществляется ориентировка в сложных структурированных отношениях и связях, характерных для определенных предметных ситуаций и областей.
Моделирование – знаково-символические средства становятся объектом действий, в результате которых субъект получает новые знания о замещаемом содержании. Модели могут быть а) материально-предметными (например, уменьшенные материальные копии каких-либо объектов); б) буквенно-цифровыми (например, логико-математические расчеты на основе формализованных физических законов); в) пространственно-графическими (например, пространственно-структурные формулы молекул химических соединений, а также их преобразований).
Особенности научно-психологического исследования.
1. Психологическое исследование.
Этапы и функциональная организация научно-психологического исследования.
Гипотезы это предположения о возможных результатах, которые будут получены в ходе исследования. Гипотезы могут иметь теоретический (объяснительный) и эмпирический характер.
Объект исследования – это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.
Предмет исследования – четко определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предполагается исследовать.
Цели исследования – то, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных результатов исследования.
Задачи исследования – формулировка того, как, какими способами могут быть получены (или были получены) намеченные результаты.
Подтверждение выдвинутой гипотезы дает основания: а) к подтверждению уже имеющейся научной теории; б) к формулировке новой научной теории.
Опровержение выдвинутой гипотезы дает основания: а) к опровержению научной теории, в рамках которой формулировалась гипотеза; б) к опровержению гипотезы и к принятию или выдвижению других альтернативных гипотез.
Методы:
Феноменологические методы: интроспекция, самоотчет, опрос.
Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент (констатирующий и формирующий; естественный и лабораторный), измерение (тестирование).
Теоретические методы: анализ гипотез, средств и способов объяснений; выдвижение гипотез и построение объяснений; классификация явлений по теоретическим основаниям; построение объяснений, моделирование.
Получаемые результаты:
О наличии или отсутствии определенных явлений и их свойств.
О корреляционных отношениях и связях.
О связях закономерных, причинно-следственных: строгих и статистических (вероятностных).
2. Эмпирические и теоретические трудности в исследовании психических явлений:
Проблемы: а) субъективности методов психологического исследования; б) субъективности результатов получаемых в психологических исследованиях; в) субъективности интерпретации результатов исследования.
2. Трудности выделения предмета психологического исследования.
3. Многообразие объяснений одних и тех же фактов с различных теоретических позиций.
4. Затруднения при разведении объясняемого и объяснений друг от друга.
5. Нечеткость терминологии, смешение научно-психологических терминов и обыденных понятий.
6. Отсутствие линейного детерминизма – постоянное изменение соотношений причин, факторов и условий, определяющих протекание психических функций.
Сходные факты, психические феномены могут определяться различными закономерностями.
Различные факты могут быть вызваны одной и той же психологической закономерностью.
В качестве причин действия или поступка выступает, как правило, не отдельное событие, а система событий – ситуация. При этом ситуация, в которой осуществляется поведение, постоянно изменяется в результате поведения, активности субъекта.
Человеку присуща самодетерминация поведения в виде целеполагания, свободы и активности.
При исследовании поведения человека причины и следствия могут быть весьма сильно разведены во времени: часто ошибочно за причину поведения принимается то, что произошло непосредственно перед ним.
Поведенческий акт может быть результатом накопления эффектов предшествующих событий (кумулятивный эффект накопления причинно-следственных связей).
Детерминанты развития психики человека изменяются по мере его индивидуального развития.
3. Научно-исторические этапы построения общепсихологических теорий (Л.М. Веккер).
1. Первые психологические исследования направлены на выделение (анализ) опознавательных признаков психических явлений и раскрытия их специфических характеристик.
Отсюда вытекает неизбежность первоначальной множественности психологических концепций, каждая из которых соответствует выделенному аспекту реальности.
Теоретический поиск общих закономерностей ведется в терминах того же языка, на котором производится эмпирическое и феноменологическое описание психической реальности.
Такие концепции являются по преимуществу внутри психологическими.
2. Вслед за этим наступает этап теоретических обобщений и объяснений, осуществляемых преимущественно средствами той системы психологических понятий, на языке которой получает свое первичное описание реальность психических явлений.
3. Далее следует построение общих теоретических принципов организации психики, выходящих за пределы психологии и относящихся к физиологическим, биологическим, социальным, физическим, информационным и другим закономерностям действительности и человеческой деятельности.
4. Основные методологические принципы в отечественной психологии:
Принцип детерминизма – все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным закономерностям.
Принцип системности – для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых причинно-следственных связей: а) которым подчиняется состав и структура изучаемого явления; б) которыми изучаемое явление взаимосвязано с другими явлениями; б) на основе которых изучаемое явление включается в составе более сложных явлений.
Принцип формирования и развития психики в деятельности – психика представляет собой ориентировочно-
Принцип активности – психическая ориентировка живых организмов носит активный характер: обеспечивает активное избирательное исследование окружающей среды и активное прогнозирование ее возможных изменений.
Принцип развития – объяснение психических явлений возможно только при изучении процессов их формирования и развития:
а) В филогенезе и в антропогенезе (эволюционное развитие).
б) В социогенезе (историческое развитие человечества).
в) В онтогенезе (индивидуальное развитие психики).
Принцип историзма – объяснение психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его развития.
Информация о работе Методологические и теоретические проблемы психологии