Методологические и теоретические проблемы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:48, курс лекций

Описание

Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Уровни методологических исследований: общефилософский; общенаучный; конкретно научный.
Методологические проблемы:
• Что выступает предметом исследования? Что такое психика?
• Как добиться объективности и верности получаемых в процессе исследования знаний?
Теоретические проблемы:
• Как объяснить происхождение, формирование и развитие различных психических явлений?

Работа состоит из  1 файл

Методологические основы психологии.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

    Идеографический метод – исследование уникальных, не повторяющихся событий и явлений с их последующим описанием.

    Номотетический – обобщение множества явлений на основе выявления закономерностей, которым такие явления подчиняются (Вильгельм Виндельбанд, 1894).

 

 

3. Виды объяснений (теорий) в психологии и стратегии анализа психики

 

Требования к теории:

    Определение диапазона объясняемых предметов и явлений (предметная отнесенность теории).

    Четкая формулировка объяснительных принципов теории.

    Объяснительная «сила теории» – прогностичность теории, диапазон предсказываемых и эмпирически подтверждаемых следствий (прогнозов) теории.

 

Различия теорий по степени обобщения.

    Теории «нижнего уровня» – основу образуют эмпирические обобщения, в которых понятия имеют непосредственную, опытно данную предметную отнесенность.

    Теории «среднего уровня» – основу образуют понятия, которые: а) фиксируют гипотетические характеристики или модели определенного диапазона предметов и явлений; б) требуют эмпирической верификации – подтверждения следствий, вытекающих из гипотез и предположений, в специально организованных эмпирических исследованиях.

    Теории «верхнего уровня» – основу образуют понятия, которые: а) фиксируют гипотетические характеристики предметов и явлений; б) имеют максимальную степень обобщенности, составляют структуру научных категорий; в) определяют научные представления в образе мира.

 

Объяснения и квазиобъяснения в естественных и гуманитарных науках.

Объяснения – процессы подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию, концепцию, а также процессы выведения явлений, фактов из общих законов или теорий. Различают:

    Номологические объяснения, которые осуществляются путем установления причинно-следственных законов (строятся от прошлого к настоящему и будущему).

Лапласовский, или классический детерминизм – в основе лежат законы, действие которых имеет жесткий, необходимый характер, следствия из которых могут быть четко предсказаны.

Вероятностный детерминизм – опирается на статистические законы.

    Телеологические, финалистские объяснения, которые осуществляются путем раскрытия целей, намерений, мотивов поведения и деятельности (строятся от цели, отнесенной к будущему, к подчинению организации событий в настоящем к достижению такой цели).

Квазиобъяснения – способ познания путем интерпретаций, истолкования явлений и событий, опирающийся на необоснованные и неподтвержденные объяснительные основания, в которые верит объясняющий явления субъект.

    Понимание путем идентификации и эмпатии (рациональное и эмоциональное отождествление, психологическое понимание).

    Понимание путем интерпретации, истолкования фактов, событий, процессов без опоры на достоверные объективные законы (опора на мнения, герменевтический метод познания).

 

Типы объяснений по способу их построения:

    Атрибутивные объяснения – объяснение одного психического свойства (психической особенности) субъекта через другое свойство этого же субъекта (анализ путем выделения свойств).

    Составно-структурные объяснения – объяснение психических явлений путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на составляющие – анализ путем выделения элементов, компонентов, состава).

    Функциональные объяснения – объяснение какого-либо психического явления через его роль, функцию в жизнедеятельности субъекта (анализ путем выделению связей и взаимных влияний и изменений психических явлений).

    Генетические теории – объяснение формирования и развития предметов и явлений через указание предполагаемых причин, лежащих в основе их структурного и функционального усложнения (анализ «путем выделения исходных единиц анализа потенциально содержащих все основные исходные свойства, которые определяют развитие-усложнение явления с последующим выявлением законов и условий их развития).

 

 

4. Проблема верификации и смены научных теорий (научных объяснений).

 

Проблема редукционизма в психологии.

Редукционизм – сведение с целью объяснения сложных предметов и явлений к явлениям более простым.

    Физиологический редукционизм, социологический редукционизм, логицистский редукционизм, информационный (кибернетический) редукционизм.

 

Критерии относительной истинности теоретических знаний в науке:

 

Огюст Конт.

Принцип верификации: теория подтверждается, если ее положения и предсказания согласуются с фактами.

 

Карл Поппер (1902-1994).

Теоретические обобщения и объяснения не строятся индуктивно путем эмпирических обобщений, а возникают на основе выдвижения гипотез.

О свойствах, структуре, функционировании и развитии явлений возможно выдвижение бесконечного числа объяснительных гипотез.

Человек заранее не знает, какие объяснительные гипотезы верны, а какие ошибочны.

Ошибочные гипотезы исключаются путем опровержения следствий, которые дедуктивным путем выводятся из гипотез и могут быть эмпирически верифицированы.

Подтвержденные гипотезы приобретают статус научных теорий, но потенциально всегда сохраняется возможность их последующего опровержения.

Принцип фальсификации: научным признается только такое теоретическое объяснительное знание (логическая система), которое потенциально может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки.

    Для опровержения теории достаточно одного опровергающего факта.

 

И. Лакатос. «Методология исследовательских программ» (развитие концепции К.Поппера).

Научное исследование реализуется в рамках исследовательской программы, которая включает:

    Ядро программы – совокупность основных теоретических принципов, принимаемых конвенционально.

    Совокупность методологических правил, которые ориентируют исследователя в выборе проблем и путей их решения (позитивная эвристика).

    Совокупность правил, направленных на предохранение теоретических принципов от опровержения путем выдвижения вспомогательных гипотез (негативная эвристика).

Исследовательская программа находит свое осуществление в серии теорий, возникающих на основе исходных теоретических принципов (ядра программы) по конвенциональным правилам эвристики.

Теории, реализующие исследовательскую программу, могут обеспечивать:

    «Прогрессивный сдвиг» в решении проблем, когда каждая новая теория позволяет прогнозировать новые факты, существование которых подтверждается экспериментально.

    «Регрессивный сдвиг» в решении проблем, когда строится вспомогательная теория для объяснения фактов, опровергающих исходную теорию. Вспомогательная теория не позволяет предсказывать и прогнозировать новые факты.

Фальсификация теории возможна только при появлении новой теории, а не на основе эмпирических опровержений.

 

Конрад Лоренц.

Принцип «взаимного прояснения»: научная теория – это система тщательно проверенных гипотез, поддерживающих друг друга по принципу «взаимного прояснения».

    Гипотеза опровергается другой гипотезой, которой подчиняется большее число фактов, а не единичными не согласующимися с ней фактами.

 

Т. Кун. 1962 г. «Структура научных революций».

Эволюция научного знания протекает как формирование, конкуренция и смена парадигм.

Парадигма (образец, модель, пример) в науке – тип организации научного исследования, принятый определенной группой авторитетных ученых за образец.

Парадигма определяется:

    Наличием целей исследований: законы, закономерности, факты, которые должны быть установлены и исследованы.

    Способами достижения таких целей: приоритетные гипотезы и объяснения (теории), методы получения эмпирических данных, аппаратура, приемы обработки данных.

    Наличием системы определенных требований к методам получения научных знаний и критериев для их оценки.

 

5. Проблема закона в психологии:

Закон – объективно существующая причинно-следственная связь между явлениями, которая в определенных условиях необходимо воспроизводится.

Закон – предполагаемая связь между гипотетическими предметами («сущностями») и явлениями, наличие которой можно эмпирически проверить.

 

Карл Поппер.

Причинное объяснение какого-либо события заключается в выведении, дедуцировании описывающего это события высказывания (оно и представляет собой предсказание), используя в качестве посылок:

    Некоторые универсальные (объяснительные) высказывания, фиксирующие законы природы в форме определенных гипотез (теорий).

    Сингулярные высказывания, фиксирующие исходные условия (допущения), относящиеся к отдельным случаям или конкретным событиям.

Нельзя говорить о причине и следствии в абсолютном смысле: в причинно-следственном объяснении одно конкретное событие выступает причиной другого конкретного события, являющегося следствием, в строго определенных условиях в соответствии с некоторым универсальным законом.

 

Причинно-следственная (каузальная) связь.

 

Следует различать различные типы каузальных связей:

    Физическая, физиологическая причинность – наличие материальной причинно-следственной связи в рамках объективного пространства и времени.

    Экономическая, социологическая, информационная причинность.

    Психологическая причинность – ненаблюдаемые причины (законы), которым подчиняются психические явления (ненаблюдаемые особенности их формирования, функционирования, структурной организации, развития): а) законы, которым подчиняется формирование психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром; б) законы определяющие особенности поведение живых организмов в объективном мире в зависимовти от особенностей реализации психических функций.

 

Различные точки зрения на законы в психологии:

    Психология может только описывать то, что дано субъекту в непосредственном опыте (феноменология) и должна ограничиться этим.

    Психика есть эпифеномен (нереальное явление) – нечто сопутствующее материальным явлениям и процессам.

    Психология имеет дело только с явлениями и должна их классифицировать; объяснять же все психические явления следует на основе законов физики, биологии, физиологии, социологии.

    Психические явления реально существуют и подчиняются специфическим психологическим законам, которые можно изучать объективными методами.

    Психология выявляет и изучает не только объективные предустановленные законы, но и активно устанавливаемые законы, которые выступают продуктом человеческой деятельности и носят нормативно-конвенциональный характер (М.К. Мамардашвили).

 

Закон в психологии – обобщенное определение ненаблюдаемых причин и факторов, которые в определенных условиях необходимо вызывают: а) наблюдаемые объективно особенности поведения; б) субъективно фиксируемые в форме феноменов психические явления (у человека).

    Законы теоретические и эмпирические (закономерности).

    Законы причинно-следственные и «законы» телеологические.

Виды законов (причинно-следственных связей и зависимостей) в психологии:

    Относительно простые эмпирические и феноменологические законы (причинно-следственные зависимости и связи).

    Эмпирические и теоретические законы, раскрывающие функциональную динамику психических процессов во времени (функциональные «психологические механизмы»).

    Эмпирические и теоретические законы формирования и развития психических образований и различных уровней психической регуляции поведения: способностей, психических свойств и т.д. (генетические «психологические механизмы»).

    Закономерные отношения между разными уровнями организации психических функций (функционально-психологические системы).

При характеристике психологического закона требуется выявить а) причинно-следственную связь; б) условия, в которых такая связь реализуется; в) внешние и внутренние факторы, которые на нее влияют; г) основания действий субъекта; д) особенности саморегуляции субъекта.

 

 

6. Язык современной науки: знаково-символические средства в науке.

В филогенезе и онтогенезе знаковые системы возникают в следующей последовательности:

Информация о работе Методологические и теоретические проблемы психологии