Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа
Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89
Содержание
Введение
…………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения
старшеклассников……………………......
1.1 Психологическая
характеристика
1.2. Психология
профессионального развития
1.3. Принципы,
формы и методы
1.4 Специфика
индивидуального консультирования старшеклассников
по вопросам выбора профессии .........................……………
Глава
2. Организация и
проведение исследования..................
2.1. Описание выборки, методов и этапов
исследования................……
2.2 Анализ результатов
2.3 Практические рекомендации по
организации и проведению
Заключение....................
Список
литературы ..............................
Приложение
1. Методика “Опросник
профессиональной готовности”...................
Приложение
2. Анкета “Дорогой друг”, I
часть (для оптанта)...........
Приложение
3. Анкета обратной связи.........................
Приложение 4. Анкета “Дорогой друг”, П часть
(для
консультанта).................
Из года в год определенное количество подростков, юношей и девушек, а также их родителей, оказываются перед одной и той же проблемой: что делать, куда деваться после окончания образовательной школы? Работать или учиться? В каком учебном заведении? На кого? Кем быть? Где работать? как поступить в желаемый ВУЗ, как выбрать профессию, чтобы была интересная и денежная?
Решение этих вопросов всегда было делом непростым, ответственным и определяло порой всю последующую жизнь человека. История знает примеры успешных людей и больших неудачников, счастливых, довольных своей жизнью и не очень, проработавших всю жизнь на одном месте и сменивших много занятий. В эпоху общественных перемен положение выпускников школ становится еще более сложным.
Проблема
профессионального
Сложный насыщенный внешними событиями и внутренними сомнениями, поисками смысла жизни период в развитии человека труден сам по себе, происходящими психофизиологическими процессами, противоречиями внутриличностными и внешними, необходимостью принять самостоятельное ответственное решение, ощущением важности этого момента и отсутствием уверенности в своем будущем, взаимосвязью всех жизненно важных вопросов... Очевидна необходимость грамотной своевременной помощи молодому человеку, позволяющая учесть и его интересы, возможности, и потребности общества, региона. Как сложна, комплексна, многогранна и индивидуальна сама проблема самоопределения, так и помощь должна быть комплексной, квалифицированной, всесторонней, учитывающей индивидуальную ситуацию каждого школьника.
Основные трудности, которые переживает школьник в старшем школьном возрасте, объективны. Это бурный, противоречивый, интенсивный и всесторонний процесс изменений организма, сознания, всех психических процессов и функций; это противоречие между необходимостью совершать важные ответственные действия и объективной неготовностью к этому, несформированностью психофизиологических свойств, незавершенностью формирования организма и личностных конструкторов, социальной незрелостью; это чувство тревожности, неуверенности в своем будущем. Обстоятельства жизни современных российских школьников таковы, что государство устранилось от выполнения функций формирования молодых граждан, и никто пока не взял эту функцию на себя; родительская семья лишена возможности серьезно помочь детям в поисках своего места в жизни; жизнь общества приобрела агрессивный характер, причем наиболее сильное воздействие оказывается именно на молодежь, подростков, детей. Политика в сфере труда и занятости, по мнению самых разных специалистов, далека от совершенства. Ситуацию усложняют также:
-
бурный поток разнообразной
-
постоянные изменения
- зависимость от мира взрослых и отсутствие должного внимания с его стороны (юноши осведомлены о том, что рынок труда заинтересован в высоком качестве работника, но не знают точно кто заинтересован в том, чтобы дать молодому человеку соответствующую квалификацию), и т.п.
Исследования
ситуации последних лет сообщают
дополнительно отечественные
а) резкое
расслоение общества ограничило возможности
выбора, в настоящее время выбор
будущей профессии, образования - это
в большей степени выбор
б) материальный, статусный и образовательный уровень родительской семьи играет определяющую роль в формировании притязаний подростка, влияет на чувство уверенности в своем будущем;
в) социологи отмечают такое расхождение: достижительные притязания у молодежи достаточно высоки и четко сформулированы, а готовность к приложению собственных усилий для их достижения невелика. Правда, по данным [18], эта тенденция начинает приобретать черты реалистичности: выпускники учебных заведений Самарской области в 2002 году снизили планку желаемой зарплаты с 8-10 тыс. рублей до 4-6 тысяча
г)
прежняя государственная
д) общество в переходный период от социализма и застоя к неизвестно до сих пор чему разрушило старую систему ценностных ориентиров и не выстроила новую;
е) государство перевело образование и воспитание из сферы духовного производства [12;153] в разряд услуг населению [42], что создает трудности не только подрастающему поколению, но ставит под вопрос характер будущего самого российского общества.
ж) стихийно формирующаяся идеология нового времени провоцирует входящего в жизнь выбирать кривую дорожку асоциального поведения, фокусируя его внимание на потребительской стороне жизни и искаженно показывая связь между трудом и достатком, не информируя о содержательной стороне труда (39,101,24,96.
С точки зрения психологов-практиков актуальность исследования определяется следующими причинами:
а)
самим содержанием
б)
возрастанием влияния социально-
в) недостаточностью имеющихся в практике эффективных способов помощи, необходимого количества квалифицированных специалистов;
в) сложным, невыгодным положением молодежи на рынке труда и занятости;
г) неубывающей статистикой неудач и ошибок в планировании гражданами трудового пути и существенным экономическим эффектом от них;
д) возрастанием тревожности у старших школьников, страха перед будущим;
е) общим состоянием профориентационной работы в стране.
Помощь
старшеклассникам оказывается, но с
нарушениями критериев
Для самих практических психологов в этой сфере существуют свои сложности:
- во-первых,
быстрый темп, хаотичность изменений
и их непредсказуемость,
- во-вторых,
психологическая наука не
- в-третьих, практические психологи, работающие со школьниками, не могут опереться на единую, систему ценностей и нравственных принципов. Общечеловеческие, рыночные, демократические, индивидуалистические - проблема выбора базовой концепции своей деятельности так же стоит перед психологами, как перед их клиентами.
Проблема: оказание квалифицированной психологической помощи в профессиональном и личностном самоопределении современному российскому старшекласснику.
Объект исследования: старшеклассники на этапе личностного и профессионального самоопределения.
Предмет исследования: особенности личностного и профессионального самоопределения учащихся 8-11 классов.
Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение
литературы по
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение
на ее основе алгоритма, схемы
эффективной, комплексной
Гипотеза: подход, основанный на исследовании сферы взаимодействия личности старшего школьника и мира профессий, а также индивидуальная консультация на основе профдиагностики может помочь старшекласснику в разрешении актуальных задач профессионального и личностного самоопределения на этапе оптации.