Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:40, доклад
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания:науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу[1].
Коммуникативные процессы
Третьим "блоком" психических процессов
являются коммуникативные процессы, обеспечивающие
общение между людьми, выражение и понимание
мыслей и чувств. До недавнего времени
психологи, вслед за Ф. де Соссюром, противопоставляли
речь и язык, считая, что предметом психологии
является речевое поведение. Однако сегодня
более обоснована точка зрения о единстве
речи и языка, так как люди говорят только
на основе языка, будучи его носителями.
Коммуникативный подход к психологии
речи и языка сводится к представлению,
что речь и язык обеспечивают взаимодействие
людей. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Язык - это система знаков (акустических
образов), соотнесенная с системой значений
(понятий). Языковой знак (например слово)
представляет собой единство означенного
и означающего. Субъективные значения
называются смыслами. Речь представляет
собой целенаправленное использование
языка для регуляции взаимодействия между
людьми.
Особо выделяется невербальное общение
- передача информации с помощью поз, мимики,
пантомимики и т.д. Психологи выделяют
также невербальные составляющие речевого
поведения, которые обеспечивают выражение
эмоций в речи и понимание эмоционального
состояния говорящего, а также субъективного
смысла сказанного:
10. Сознательное и
Представление о сознании возникло
в философии, является одним из ее
основных понятий и означает высший уровень
психической активности человека как
социального существа. По замечанию Д.
Деннетта, человеческое сознание - одна
из последних тайн.
Вплоть до Нового времени сознание отождествляли
с психикой в целом; Рене Декартом (1596-1650)
оно трактовалось как созерцание субъектом
содержания собственного внутреннего
мира. Такое понимание обусловило первые
(конец XIX века) собственно психологические
определения сознания как потока феноменально
данных переживаний и мыслей (Уильям Джемс
(1842-1910), Эдвард Титченер (1867-1927)), а также
метод его изучения - систематическое
самонаблюдение (интроспекцию), направленное
на выделение элементов сознания - ощущений,
образов и аффектов.
Бессозна́тельное или неосознав
Несколько основных классов проявлений бессознательного
Измененные
состояния сознания - это то, с
чем каждый человек сталкивается
в своей жизни. Одни из них очень
кратковременны и могут быть незаметны
для человека, как, например, рассеянность
внимания, потеря ясности восприятия окружающего
мира, другие, такие, как сон, изменения
сознания под действием психоактивных
веществ более очевидны и заметно отличаются
от привычного состояния человека. На
современном этапе развития науки измененные
состояния сознания понимаются как способ
приспособления сознания к изменению
внешних и внутренних условий. По определению
А. Людвига - психолога, ставшего уже классиком
в разработке данной проблемы, - измененные
состояния сознания было бы корректно
понимать как качественный сдвиг в характере
психологического функционирования.
ИСС подразделяются на:
Спонтанно возникающие;
искусственно вызываемые;
психотехнически обусловленные.
Спонтанно возникающие ИСС появляются
при обычных для данного человека условиях
(например при засыпании либо при значительном
перенапряжении) или в необычных, но естественных
обстоятельствах (в частности при нормальных
родах), а также в необычных или экстремальных
условиях жизни и работы здорового человека.
Искусственно вызываемые ИСС возникают
под воздействием психоактивных средств
(алкоголя, наркотиков) либо психоактивных
процедур (сенсорная изоляция или сенсорная
перегрузка).
Психотехнически обусловленные ИСС сопровождают
процессы психической регуляции или саморегуляции
в современной психотерапии, а также в
религиозных обрядах традиционных культур
и субкультурах. Обычно выделяют возбуждающие
(аутогенная тренировка по Иогансу Генриху
Шульцу) и успокаивающие (например голотропная
терапия по Грофу) психотехники
11. Ощущение и
восприятие как основа
Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Как мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. Наиболее распространенная классификация ощущений – И.Шеррингтона: /4, с.42/
1) экстерорецептивные –
2) интерорецептивные –
3) проприорецептивные –
Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая чувствительность (чувство голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений), затем появились контактные, прежде всего тактильная (ощущения давления, прикосновения) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые; и особенно зрительные системы рецепторов.
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием («перцепция»). К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.
2) За сложившимися образами
3)Человек воспринимает мир в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.
4)Восприятие как бы «
5)Восприятие не сводится
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать реакцию, которая и позволит нам «настроить» на нее свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Без него восприятие невозможно.
12.Внимание
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.
1.Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.
2.Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.
3.Устойчивость. Способность длительное
время поддерживать высокие
4.Объем — количество
5.Распределение, то есть
6. Переключение внимания
13.Память.
Память – познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение – основные процессы памяти./3, с.94/
Принято различать механическое и смысловое запоминание. Процесс механического запоминания скучен. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются, требуются многократные повторения. Смысловое, или логическое, запоминание опирается на глубокое проникновение в смысл явлений или предметов. Сохранение — непассивный процесс удержания информации. В психологии раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти, злопамятство эмоциональной памяти ), условий и организации заучивания. Особую роль в сохранении информации, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение бывает непроизвольное, когда мысль всплывает в памяти без намерения личности и произвольное, когда устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Лучшим вспомогательным средством припоминания является опора на узнавание. Сопоставляя несколько сходных идей или образов, человек может легче вспомнить, а иногда и просто узнать среди них нужные.
Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание — процесс, обратный запоминанию. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.
Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную. В зависимости от установки на длительность сохранения (помнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную память.
Большое значение для развития профессиональной памяти имеют воспитание добросовестности, ответственности, интереса к своей специальности, ознакомление с приемами эффективного запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения информации, соответствующие тренировки памяти.
14. Эмоции
В процессе эволюции животного мира
появилась особая форма проявления
отражательной функции мозга - эмоции
(от лат. етоvео - возбуждаю, волную).
Они отражают личную значимость внешних
и внутренних стимулов, ситуаций, событий
для человека, т. е. то, что его волнует,
и выражаются в форме переживаний. В психологии
эмоции определяются как переживание
человеком в данный момент своего отношения
к чему-либо (к наличной или будущей ситуации,
к другим людям, к самому себе и т. д.). Помимо
этого узкого понимания понятие "эмоция"
используется и в широком смысле, когда
под ней имеют в виду целостную эмоциональную
реакцию личности, включающую не только
психический компонент - переживание,
но и специфические физиологические изменения
в организме, сопутствующие этому переживанию.
В этом случае можно говорить об эмоциональном
состоянии человека. Эмоции имеются и
у животных, но у человека они приобретают
особую глубину, имеют множество оттенков
и сочетаний.
Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804)
делил эмоции на: