Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:28, реферат
Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Поэтому целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов. Так же мы попытались раскрыть саму сущность мотивации, её структуру, мотивационную сферу личности, личностные корреляты мотивации.
Введение
1. Психологические теории мотивации
2. Мотивация и личность. Личностные корреляты мотивации.
2.1. Понятие мотивации, её структура в психике человека. Мотивационная сфера личности.
2.2. Теория мотивации достижения успехов. Проявление тревожности.
2.3. Факторы, личностно характеризующие человека
Заключение.
Список использованной литературы
Мотивационная сфера личности динамична, мотивация тесно связана с эмоциями и влияет на них. И наоборот, эмоции могут обусловливать силу, длительность и устойчивость мотивации. Мотивационная сфера определяет волю человека, и взаимоформирует эмоционально-волевую сферу его личности.
Механизмы мотивационной сферы личности - осознание потребности, ее стимула, трансформирование потребности в мотив, осознание мотива.
Сила мотива - показатель непреодолимых стремлений личности. Она оценивается по глубине осознания потребностей и по интенсивности мотива.
Устойчивость мотива оценивается по наличии мотива во всех основных видах деятельности и сохранению ее влияния на поведение и деятельность человека в сложных (экстремальных, стрессовых) условиях.
Мотивы, составляющие мотивационную сферу личности классифицируются по критерию их содержания:
1)
Мотивы, связанные с общественно-
- идейные (также идеологические) - связанные с мировоззрениями мотивы;
- политические мотивы
- нравственные мотивы - основаны на принципах, нормах, ценностях общества
-
эстетические мотивы - связаны с
потребностью человека в
2)
По источнику возникновения
- социальные мотивы (патриотические)
- коллективистские - потребность быть включенным в коллектив, группу, общность
- мотивы деятельности
- поощрительные мотивы.
3) По видам деятельности:
-
мотивы общественно-
-
мотивы учебно-
4) По времени проявления:
- постоянно действующие мотивы (на протяжении всей жизни)
- длительно-действующие мотивы (на протяжении многих лет)
-
кратковременно-действующие
5) По силе проявления:
- сильные
- умеренные
- слабые.
6) По степени устойчивости - сильноустойчивые, слабоустойчивые и среднеустойчивые.
7) По проявлению в поведении человека:
- реальные (актуальные) - побуждают к деятельности
- потенциальные мотивы.
С первой по четвертую группу классификации мотивы еще классифицируются как отражающие содержательную сторону личности, а с пятой по седьмую включительно - мотивы, характеризующие динамическую сторону личности.
Особое место занимают мотивы общения. Они связаны с одной стороны с мотивами деятельности, а с другой - с поведением.
Критерии формирования мотивационной сферы личности:
- биологические потребности и развитие личности
- содержательная и динамическая стороны мотивации
-
особенности мотивации на
Изменение образа жизни, расширение кругозора, зачатки трудовых операций, изменение питания - факторы, обусловившие биологическую эволюцию мозга и положенные в основу становления специфически человеческих потребностей. Эти факторы также привели к перестройке биологических потребностей.
К динамической стороне мотивов относятся свойства нервной системы, темперамента, сила ВНД и др. показатели, связанные с индивидуальной типологией и эмоционально-волевой сферой личности.
Содержательная сторона мотивов формируется на основе двух первичных полюсов:
1 - биологические потребности
2
- воспитываемые взрослыми
Особенности мотивации на разных возрастных этапах очень многогранны и требуют отдельного рассмотрения.
Кроме
мотивов, потребностей и целей в
качестве побудителей человеческого
поведения рассматриваются
Мотивация
поведения человека может быть сознательной
и бессознательной. Это означает, что одни
потребности и цели, управляющие поведением
человека, им осознаются, другие нет.
В
психологии создана и детально разработана
теория мотивации достижения успехов
в различных видах
У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником.
Люди,
мотивированные на успех, проявляют
большую настойчивость в
Интересным представляется еще одно психологическое различие в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, — падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу — избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться. Оказалось также, что люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха.
Таким
образом, в зависимости от доминирующего
мотива, связанного с деятельностью,
направленной на достижение успехов, результаты
этой деятельности люди с мотивами
достижения успехов и избегания
неудачи склонны объяснять по-
Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе, которое в психологии именуют по-разному: "Я", "образ Я", "самосознание", "самооценка" и т.д. Люди, приписывающие себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.
Другой важной психологической особенностью, влияющей на достижения успехов и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.
Немаловажное значение для достижения успеха и оценки результатов деятельности имеет представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи. Установлено, например, что те индивиды, которые имеют высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше переживают, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.
Важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность, Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая "личностная тревожность"). Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как "ситуационная тревожность".
Поведение повышенно тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:
1.
Высокотревожные индивиды
2.
Высокотревожные люди хуже, чем
низкотревожные, работают в стрессовых
ситуациях или в условиях
3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
4.
Мотивация достижения успехов
преобладает у низкотревожных
людей. Обычно она
5.
Для высокотревожных людей
6.
Низкотревожных людей больше
стимулирует сообщение о
7.
Личностная тревожность предрасполагает
индивида к восприятию и оценке многих,
объективно безопасных ситуаций как таких,
которые несут в себе угрозу.
Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К ним вполне можно отнести рассмотренные ранее мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность (личностная тревожность), а так же определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний. Кроме них личностно характеризуют человека потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Это — наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям.