Мотивация и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:28, реферат

Описание

Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Поэтому целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов. Так же мы попытались раскрыть саму сущность мотивации, её структуру, мотивационную сферу личности, личностные корреляты мотивации.

Содержание

Введение
1. Психологические теории мотивации
2. Мотивация и личность. Личностные корреляты мотивации.
2.1. Понятие мотивации, её структура в психике человека. Мотивационная сфера личности.
2.2. Теория мотивации достижения успехов. Проявление тревожности.
2.3. Факторы, личностно характеризующие человека
Заключение.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Мотивация и личность.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

     Мотивационная сфера личности динамична, мотивация тесно связана с эмоциями и влияет на них. И наоборот, эмоции могут обусловливать силу, длительность и устойчивость мотивации. Мотивационная сфера определяет волю человека, и взаимоформирует эмоционально-волевую сферу его личности.

     Механизмы мотивационной сферы личности - осознание  потребности, ее стимула, трансформирование  потребности в мотив, осознание  мотива.

     Сила  мотива - показатель непреодолимых  стремлений личности. Она оценивается  по глубине осознания потребностей и по интенсивности мотива.

     Устойчивость  мотива оценивается по наличии мотива во всех основных видах деятельности и сохранению ее влияния на поведение  и деятельность человека в сложных (экстремальных, стрессовых) условиях.

     Мотивы, составляющие мотивационную сферу личности классифицируются по критерию их содержания:

     1) Мотивы, связанные с общественно-социальными  потребностями личности.

     - идейные (также идеологические) - связанные с мировоззрениями  мотивы;

     - политические мотивы

     - нравственные мотивы - основаны на принципах, нормах, ценностях общества

     - эстетические мотивы - связаны с  потребностью человека в прекрасном.

     2) По источнику возникновения классифицируются  мотивы:

     - социальные мотивы (патриотические)

     - коллективистские - потребность быть  включенным в коллектив, группу, общность

     - мотивы деятельности

     - поощрительные мотивы.

     3) По видам деятельности:

     - мотивы общественно-политической  деятельности, профсоюзной деятельности

     - мотивы учебно-преподавательской  и познавательной деятельности.

     4) По времени проявления:

     - постоянно действующие мотивы (на  протяжении всей жизни)

     - длительно-действующие мотивы (на  протяжении многих лет)

     - кратковременно-действующие мотивы.

     5) По силе проявления:

     - сильные

     - умеренные

     - слабые.

     6) По степени устойчивости - сильноустойчивые, слабоустойчивые и среднеустойчивые.

     7) По проявлению в поведении  человека:

     - реальные (актуальные) - побуждают к  деятельности 

     - потенциальные мотивы.

     С первой по четвертую группу классификации  мотивы еще классифицируются как  отражающие содержательную сторону личности, а с пятой по седьмую включительно - мотивы, характеризующие динамическую сторону личности.

     Особое  место занимают мотивы общения. Они  связаны с одной стороны с  мотивами деятельности, а с другой - с поведением.

     Критерии  формирования мотивационной сферы личности:

     - биологические потребности и  развитие личности

     - содержательная и динамическая  стороны мотивации

     - особенности мотивации на разных  возрастных этапах.

     Изменение образа жизни, расширение кругозора, зачатки  трудовых операций, изменение питания - факторы, обусловившие биологическую  эволюцию мозга и положенные в  основу становления специфически человеческих потребностей. Эти факторы также  привели к перестройке биологических потребностей.

     К динамической стороне мотивов относятся  свойства нервной системы, темперамента, сила ВНД и др. показатели, связанные  с индивидуальной типологией и эмоционально-волевой  сферой личности.

     Содержательная  сторона мотивов формируется на основе двух первичных полюсов:

     1 - биологические потребности

     2 - воспитываемые взрослыми специфически  человеческие потребности (эмоциональные,  познавательные, моторные и рецепторные  потребности).

     Особенности мотивации на разных возрастных этапах очень многогранны и требуют отдельного рассмотрения.

     Кроме мотивов, потребностей и целей в  качестве побудителей человеческого  поведения рассматриваются также  интересы, задачи, желания и намерения. Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

     Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.  

     
    1. Теория  мотивации достижения успехов. Проявление тревожности.

     В психологии создана и детально разработана  теория мотивации достижения успехов  в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются  американские ученые Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Х. Хекхаузен. Рассмотрим основные положения данной теории.

     У человека есть два разных мотива, функционально  связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив  достижения успеха и мотив избегания  неудачи. Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

     Совершенно  иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником.

     Люди, мотивированные на успех, проявляют  большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком  легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегания неудачи — задачи, наиболее легкие и наиболее трудные.

     Интересным  представляется еще одно психологическое  различие в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, — падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу — избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться. Оказалось также, что люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха.

     Таким образом, в зависимости от доминирующего  мотива, связанного с деятельностью, направленной на достижение успехов, результаты этой деятельности люди с мотивами достижения успехов и избегания  неудачи склонны объяснять по-разному. Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.п.), а стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

     Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление  человека о самом себе, которое  в психологии именуют по-разному: "Я", "образ Я", "самосознание", "самооценка" и т.д. Люди, приписывающие  себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

     Другой  важной психологической особенностью, влияющей на достижения успехов и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

     Немаловажное значение для достижения успеха и оценки результатов деятельности имеет представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи. Установлено, например, что те индивиды, которые имеют высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше переживают, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

     Важную  роль в понимании того, как человек  будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность, Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая "личностная тревожность"). Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как "ситуационная тревожность".

     Поведение повышенно тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

     1. Высокотревожные индивиды эмоционально  острее, чем низкотревожные, реагируют  на сообщения о неудаче.

     2. Высокотревожные люди хуже, чем  низкотревожные, работают в стрессовых  ситуациях или в условиях дефицита  времени, отведенного на решение задачи.

     3. Боязнь неудачи — характерная  черта высокотревожных людей.  Эта боязнь у них доминирует  над стремлением к достижению  успеха.

     4. Мотивация достижения успехов  преобладает у низкотревожных  людей. Обычно она перевешивает  опасение возможной неудачи.

     5. Для высокотревожных людей большей  стимулирующей силой обладает  сообщение об успехе, чем о  неудаче.

     6. Низкотревожных людей больше  стимулирует сообщение о неудаче.

     7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу. 

    1. Факторы, личностно характеризующие  человека

     Многие  из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в  черты его личности. К ним вполне можно отнести рассмотренные ранее мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность (личностная тревожность), а так же определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний. Кроме них личностно характеризуют человека потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Это — наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям.

Информация о работе Мотивация и личность