Мотивация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:17, контрольная работа

Описание

В психологии термин «мотив» понимается не только как осознанная потребность или как предмет потребности, но может и отождествляться с собственной потребностью. В психологическом словаре различают: внешние и внутренние мотивы по отношению к деятельности

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2

1.1 Мотивация ………………………………………………………………………...4

1.2 Структура мотивации: потребности, мотивы, цели ……………………………6

1.3 Мотивация учебной и познавательной деятельности……………………… 15

Заключение……………………………………………………………………...…....25

Список использованной литературы……………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по психологии.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………….2

1.1 Мотивация ………………………………………………………………………...4

1.2 Структура мотивации: потребности, мотивы, цели ……………………………6

1.3 Мотивация учебной и познавательной деятельности………………………    15

Заключение……………………………………………………………………...…....25

Список использованной литературы……………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В психологии термин «мотив» понимается не только как осознанная потребность  или как предмет потребности, но может и отождествляться с собственной потребностью. В психологическом словаре различают: внешние и внутренние мотивы по отношению к деятельности.

Внешними называют мотивы, побуждающие  данную деятельность, но не связанные  с ней. Мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью, называют внутренними. Внешние мотивы направлены на достижение поставленной цели, результата деятельности, а внутренние - на процесс деятельности; осознаваемые и неосознаваемые мотивы, когда субъект знает, ради чего им осуществляется данная деятельность, а иногда заблуждается в своих побуждениях; понимаемые и действующие мотивы, когда субъект понимает ради чего надо выполнять данную деятельность и ради которых он действительно ее осуществляет. Внешние мотивы делятся на: общественные, личностны, самоутверждения. Внутренние мотивы делятся на: процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный интерес); мотивы саморазвития (ради развития каких-либо качеств, способностей).

Формирование учебно-познавательной мотивации у младших школьников подчас идет стихийно, являясь скорее результатом достижений передовых учителей, чем предметом специальной целенаправленной систематической работы. В.С. Мерлин утверждает что необходимо управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний, управлять действиями человека, в отличие от действий машины, можно только посредством управления мотивами. Организация педагогической деятельности, при которой создаются условия для принятия и удержания целей, поставленных учителем (анализ, обсуждение конечных и промежуточных целей), ликвидирует разрыв между мотивами и целями, приводит к совпадению мотивов и целей, формированию учебно-познавательных мотивов в единстве с широкими социальными.

В младших классах  существует тесная связь между особенностями  общения младших школьников с  педагогом и формированием у  них учебно-познавательных мотивов. Положительное отношение, доверие к учителю вызывает желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива учения. Отрицательное отношение к педагогу у младших школьников встречается довольно редко, а конфликтное – весьма часто. У таких детей задерживается формирование познавательных процессов, так как потребность в доверительном общении с педагогом сочетается у них с недоверием, а следовательно, и к учебной деятельности, которой он занимается. Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Наличие у ребенка учебного мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Важнейшую роль на развитие учебной мотивации оказывает творческий потенциал педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Мотивация

 

Мотивация – система  побуждений, вызывающих активность ребенка  и определяющие ее направленность. Мотивационная сфера характеризуется широтой, гибкостью и иерархизированностью:

- широта - качественное разнообразие мотивационных побуждений (потребностей, мотивов, целей);

- гибкость - способность удовлетворять побуждения более общего уровня большим разнообразием побудителей более частного уровня;

- иерархизированность - соподчиненность составляющих мотивации (потребностей, мотивов, целей).

Мотивация учащегося  имеет свои источники в практической деятельности (А.Н.Леонтьев). Объект соответствует  цели, причина – мотиву, потребность – поведению. Таким образом, между структурой деятельности учащегося и строением его мотивации существуют отношения взаимного соответствия.

На эффективность деятельности учащегося огромное влияние оказывает  общая направленность его мотивации (достижение результата или избегание поражения). Ориентирован ли учащийся на достижение цели или испытывает страх неудачи, всё это влияет на его активность и содержание этой активности. Ориентация на цель или страх неудачи как специфика мотивации учащегося связаны с семейными традициями воспитания и другими обстоятельствами его развития. Одобрение действий ребенка родителями, определённая доля свободы, система задач, которые он решает самостоятельно, помощь, но не замена его активности формируют деятельного, эффективного человека. Запрещающие, чрезмерно контролирующие, подменяющие активность ребенка активностью взрослого или попустительские стратегии воспитания, отсутствие системы задач, приводят к развитию у ребенка мотивации избегания неудачи или выученной беспомощности. Рассмотрим особенности деятельности ребенка в зависимости от общей направленности мотивации (таблица).

Таблица. Зависимость  деятельности от общей направленности мотивации (Д.Маклеланд, Х.Хекхаузен)

Характеристики  деятельности

Дети с мотивацией (мотивом)

 

Стремление к успеху. Позитивные переживания

Избегание неудач. Негативные переживания

Ситуации  достижения, задачи деятельности

В поиске ситуаций достижения, задач  деятельности

Избегают ситуаций достижения, задач  деятельности

Цель

Выбирают цели посильные, выше средней  трудности. Потребность достичь  цели. Ожидание успеха. Позитивные переживания

Выбирают очень легкие или очень  трудные цели. Потребность избежать неудачи. Ожидание неудачи. Негативные переживания

Действие

Проявляют настойчивость и самостоятельность. Осуществляют инструментальные действия, направленные на достижение цели. Позитивные переживания

Имеют склонностью к поиску помощи в любой деятельности. Осуществляют действия, направленные на избегание  неудачи. Негативные переживания

Результат (оценивается в связи с уровнем  притязаний)

Эффективны: в случае неудачи –  снижают, в случае победы – повышают трудность задачи

Успех приводит их к выбору легкой цели, неудача - к выбору более трудной  цели. Как неудача расценивается любой результат, не совпадающий с образцом

Оценка  окружающих

Поиск обратной связи. Отсутствие страха критики, предпочтение критической  оценки. Критика рассматривается  как возможность для дальнейшего  совершенствования продукта деятельности

Игнорирование. Страх перед оценкой окружающих. Страх критической оценки

Самооценка  и атрибуция причин

Реалистична и устойчива. Успех  считают своим, неудачу относят  за счет обстоятельств

Завышенная, заниженная, неустойчивая. Успех относят за счет обстоятельств, неудачу – на свой счет (недостаток способностей)

Планирование  временной перспективы

Реалистичное, у детей с высоким  уровнем достижений – долгосрочное

Узкое или очень глобальное; у  детей с высоким уровнем мотивации  избегание – отклонение от умеренного планирования


 

 

1.2 Структура мотивации: потребности, мотивы, цели

 

Структурные элементы мотивации  по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на:

потребности – источники  активности учащегося;

мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения;

цели, т.е. то, на что направлена активность учащегося;

переживания – регуляторы поведения учащегося, окрашивающие собой все структурные элементы мотивации.

Первый структурный  элемент мотивации, который мы рассмотрим более подробно это потребность. Но это не означает, что генетически какая либо потребность была первичной по отношению к соответствующей ей цели или мотиву. Потребность - это состояние зависимости, нужды от объектов и явлений действительности, необходимых для существования и развития учащегося и выступающее источником его активности. Существуют разнообразные классификаций видов потребностей. В качестве основания классификаций выступают: сферы деятельности (потребности в труде, познании, общении, восстановлении); объект потребности (материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.); функциональная роль (доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные); субъект потребности (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные); уровень потребности (витальные, социальные, духовные), содержание (физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви, социальные потребности, потребности в самоактуализации).

Отсутствие реализации потребностей может приводить ребенка  к разнообразным состояниям: стрессу, фрустрации, конфликту и кризису. Эти состояния могут болезненно переживаться учащимся, но, при переживаемой степени напряженности этих состояний, соответствующие ситуации благотворно влияют на развитие учащегося, провоцируют формирование новых психологических образований, характеристик. При излишней, трудно переживаемой степени напряженности этих состояний в соответствующих ситуациях у учащегося может вырабатываться неконструктивное и неадекватное поведение.

Изменение и развитие потребностей происходит через их опредмечивание. Результат опредмечивания потребности воплощён в мотиве. Рассмотрим второй структурный элемент мотивации – это мотив. Под мотивами понимают различные явления: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И.Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане (А.Н.Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К.Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С.Мерлин) и др.

Удобнее использовать понимание  мотива как формы существования  или реализации потребности. Исходя из этого суздения мы можем дать следующее определение. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с формой существования потребности учащегося и определяющее способ реализации этой потребности учащимся. Мотивы как формы реализации потребностей формируются и вычерпываются из тех социальных и предметно-действенных обстоятельств, в которых действует учащийся. И именно мотивы определяют дальнейшее развитие и формирование потребностей от физиологических к социальным и духовным. Изменение и развитие потребностей происходит через их опредмечивание (А.Н.Леонтьев).

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Одним из оснований может быть содержание. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации. Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные, ситуативные и кратковременные. По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые. Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические, мотивы долга и обязанностии на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы делятся на процессуальные, результативные и мотивы саморазвития.

Приведём несколько  авторских содержательных и формальных классификаций мотивов. Классификация  социальных мотивов Г.А.Мюррея включает следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, агрессии и др. Классификация Нюттена включает восемь мотивационных категорий: личность субъекта (представление о себе, способности, характер), деятельность, направленная на саму личность (саморазвитие, реализация перспективных планов), деятельность, направленная на ожидаемый результат, социальные контакты, исследовательская деятельность, религиозные мотивы, собственность, игра. Как мы видим, в строгом виде эти виды мотивов сложно назвать классификациями. А некоторые мотивационные категории невозможно отнести к классу мотивов.

В некоторых случаях  бывает более удобной формальная классификация мотивов. Когда мы понимаем под мотивом форму существования потребности, а в качестве критерев классификации используем степень осознанности мотивирующего фактора, долгосрочность и степень его обобщенности, то такая классификация может включать следующие виды мотивов: установку, влечение, желание, интерес, мечту, идеал, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение.

Мотивы могут быть неосознаваемыми и осознаваемыми. Неосознаваемые мотивы несознаваемы в  двух аспектах: во-первых, учащийся может  не осознавать своей потребности, которая лежит в основе мотива, и, во-вторых, учащийся может не осознавать форму существования и реализации этой потребности, то есть сам мотив (установка, влечение). Осознаваемость мотива связана как с осознанием потребности, находящейся в основе мотива, так и с формой существования потребности (от желания до мировоззрения) и с формой её содержательной реализации.

Информация о работе Мотивация