Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:17, контрольная работа
В психологии термин «мотив» понимается не только как осознанная потребность или как предмет потребности, но может и отождествляться с собственной потребностью. В психологическом словаре различают: внешние и внутренние мотивы по отношению к деятельности
Введение……………………………………………………………………………….2
1.1 Мотивация ………………………………………………………………………...4
1.2 Структура мотивации: потребности, мотивы, цели ……………………………6
1.3 Мотивация учебной и познавательной деятельности……………………… 15
Заключение……………………………………………………………………...…....25
Список использованной литературы……………………………………………….27
Выделяют две функции мотивов: побуждения и смыслообразования (А.Н.Леонтьев). Смыслообразующие мотивы придают деятельности учащегося личностный смысл, другие, побудительные мотивы, выполняют роль стимуляторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это — мотивы-стимулы. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности учащихся характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.
Третий структурный элемент мотивации – это цель. Обычно мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Соотношение мотивов и целей деятельности заключается в том, что мотив выступает как причина (побуждение) постановки тех или иных целей. Чтобы поставить перед собой цель, необходимо иметь соответствующий мотив: самоутверждение, самореализация, материальный стимул, интерес к содержанию деятельности и т.п. Цель, как правило, детерминируется несколькими мотивами (полимотивирована). Так понимание мотивации ученика помогает учителю развивать у школьника социально желательные мотивы учебы (ведь значительно лучше, когда активность побуждается таким мотивом, как интерес к знаниям, чем стремлением избежать наказания и упреков взрослых). Поскольку цели тесно связаны с мотивами, они, как и мотивы, побуждают учащегося к деятельности. Постановка цели стимулирует его прилагать соответствующее усилие для ее достижения. Чем большее число мотивов детерминирует цель, тем сильнее она побуждает к деятельности. Цель, подкрепленная большим числом мотивов, будет сильнее влиять на деятельность человека. Сильнее, как правило, нас побуждают к деятельности близкие цели и слабее отдалённые во времени.
Чем конкретнее цель, тем
сильнее она побуждает к
В некоторых случаях цель является конкретизацией мотива, в других цель может скрывать истинные мотивы. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие учащегося. В самом общем виде цель связана с реализацией, удовлетворением потребности, снятием состояния неудовлетворённости или напряжённости.
Цель организовывает,
побуждает учащегося к
Формирование целей у учащегося идёт в направлении от постановки цели и образования намерений в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками к самостоятельной постановке цели перед самим собой. Образ предвосхищаемого результата становится побудительной силой, начинает направлять действия учащегося и определять выборы возможных способов её осуществления. Целеобразование – центральный момент в процессе подготовки и осуществления деятельности и главный механизм формирования новых для учащегося действий. Осваивая целеполагание как специальную произвольную деятельность учащийся не только учится ставить цель, но и тем самым учится эффективно её достигать.
В характеристики целей обычно включают: разнообразие; разномасштабность, соподчинённость, чёткость и конкретность; ограниченность во времени, адекватность или соответствие контексту жизнедеятельности; достижимость; направленость на результат; проверяемость и измеримость, обеспеченность ресурсами.
Существует ряд механизмов целеобразования: превращение полученного требования в индивидуальную цель; выбор одного из наличных требований; превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании; превращение побочных результатов действия в цель; преобразование неосознанных предвосхищений в цель; выделение целей промежуточных; переход от целей предварительных к окончательным; образование иерархии и временной последовательности целей.
Целеобразование - это, во-первых, принятие и удержание целей, поставленных другим человеком перед субъектом, и во-вторых, самостоятельная постановка целей.
Для того чтобы руководить
процессом целеобразования, необходимо
знать характер целей учащегося
и особенности его
Для эффективного целеобразования, четко сформулировав цель, необходимо осознать: значение цели; способы её достижения; промежуточные цели и этапы их достижения; возможные трудности в достижении цели и пути их предотвращения; насколько выполнение деятельности отвечает целям, насколько успешно идет продвижение к цели.
Различают объективную цель, заданную извне и субъективную, или внутреннюю цель (самостоятельно поставленную учащимся или принятую извне. Возрастные особенности вносят существенные коррективы в целеобразование. Так младшие школьники при самостоятельной постановке целей испытывают значительные трудности. Принятие и удержание цели, которая задается педагогом или родителями, также сложны для них. Цель, поставленная учащимся самостоятельно, усиливает мотивацию, создает позитивное настроение и удерживается дольше. Цель, заданная извне, вызывает меньшую активность учащегося, имеет меньшую побудительную силу.
Если учащийся ставит перед собой цель самостоятельно, то он склонен работать над ее достижением значительно больше, чем в том случае, когда перед ним ставят цель (задание) педагоги или родители. Общие цели, общественные нормы, требования, задания, исходящие от педагогов или родителей, могут стать целями учащегося при следующих условиях: если они отвечают потребностям учащегося; если они являются этапом или средством удовлетворения потребностей учащегося.
Учащийся, получая задание от учителя, не всегда понимает и принимает задачи, которые ему предлагают или навязывают. Поэтому часто учащийся отказывается от деятельности или меняет цель. Чтобы внешнее требование было принято, стало намерением учащегося, необходимо его участие не только в постановке цели, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения. В таком случае учащийся будет выступать не как пассивный исполнитель, а как субъект деятельности. Пока внешнее требование (заданное учителем или родителями) не станет целью учащегося, надеяться на его активность учащегося. Цель имеет стимулирующую силу, но ее принятие и удержание учащимся иногда сопряжено со значительными трудностями.
Различают цели по характеру связи между целью и мотивом: если цель задана извне, то связь формируется от цели к мотиву; если цель сформулирована самостоятельно, то связь формируется от мотива к цели. В процессе формирования мотивации деятельности важно понимать связь цели и мотива. Очень важно придать поставленным извне заданиям личностный смысл и вызвать интерес учащегося. Вследствие "подключения" некоторых потребностей и мотивов учащегося цель приобретает автономную побуждающую силу и превращается в мотив-цель.
Для превращения внешних заданий в цель учащегося необходимо следующее: четко сформулировать цель деятельности (что сделать, что проработать, чему научиться); осознать значение деятельности (для чего это необходимо); выделить средства достижения цели (как это сделать, с помощью чего); проанализировать трудности достижения цели и способы их преодоления; обеспечить самоконтроль (насколько выполнение отвечает цели, насколько успешно происходит продвижение к цели).
Цели, в отличие от мотивов, осознаются, т.е. учащийся понимает, почему он ставит перед собой ту или другую цель, осознает отдаленные результаты, которых стремится достичь. А мотив, как правило, не осознается: обычно мы не осознаем того, что нас побуждает к деятельности.
Осознание цели заключается в четком понимании:
1) будущего результата
2) перспектив, которые связаны с достижением цели;
3) побочных последствий;
4) возможности или невозможности достижения цели;
5) иерархии целей, т.е. какие
из них являются более важными,
6) отношения целей к способностям (легкие и сложные цели);
7) отношения цели к предыдущему результату;
8) средства достижения цели.
Осознание цели (сложности, наличия средств достижения и учета собственных возможностей) увеличивает вероятность ее достижения, усиливает мотивацию учащегося. Когда учащийся знает, что именно ему поможет добиться цели, когда цель разделяется на относительно несложные подцели, то это усиливает интерес к деятельности, внушает надежду на позитивный результат.
При продвижении к цели важно отмечать даже незначительные промежуточные результаты, прогресс, позитивные изменения в работе. Это усиливает мотивацию к деятельности, увеличивает активность. Для этого необходимо, чтобы учащийся четко осознавал, что он умеет делать и что необходимо сделать и мог количественно измерить свои достижения, результаты своей работы. Возможность количественно оценить результаты работы (в баллах, процентах) облегчает оценку сравнения результатов деятельности и вызывает стремление улучшить предыдущее достижение.
Чёткое обозначение цели деятельности приводит к исключительно высокому мотивационному эффекту. Когда учащийся сам ставит перед собой цель, сам её формулирует, то он может выполнить большой объем работы. Четко поставленная цель предоставляет возможность изменить характер деятельности и способна отдалить (преодолеть) психическое перенасыщение, усталость и распад деятельности.
К внутренним мотивам относят такие мотивы, которые побуждают учащегося к учению как к своей внутренне принятой цели. Учебные ситуации с такими мотивами не содержат внутреннего конфликта. Усилия в этом случае направлены на преодоление внешних препятствий, а не на борьбу с самим собой. Такие ситуации оптимальны с педагогической точки зрения. Создание их - важная задача учителя.
1.3 Мотивация учебной и познавательной деятельности
Положение о том, что
внутренняя мотивация учения является
наиболее естественной, ведущей к
наилучшим результатам в
Нужно сказать, что разграничение понятий внутренней и внешней мотивации условно. Наиболее распространено понимание, что внутренними являются мотивы, порождаемые внутри психических структур учащегося, а внешними — те, которые задаются извне, например, из его социального окружения. Такое понимание не вполне верно. Любой мотив рождается внутри учащегося. А вот цели могут быть разделены по этому основанию. При этом внешние цели учебного процесса в силу своей социальной заданности, могут принимать внутрипсихический характер, объединяясь с мотивом в предмете деятельности. В этом контексте А.Н. Леонтьев говорит о мотивах «понимаемых» и мотивах «реально действующих». В расхождении этих мотивирующих факторов отражается расхождение действительных мотивов учения с социально задаваемыми целями учебного процесса, расхождение реализуемой учащимся деятельности с соответствующими учебными действиями. Это — характерная ситуация внешне мотивируемой активности, которой А.Н. Леонтьев при определении деятельности отказывает даже в статусе деятельности. Действие становится деятельностью тогда, когда его предмет, т. е. в данном случае цель, начинает характеризоваться побуждающими свойствами, т. е. становится мотивом. Этот процесс «сдвига мотива на цель» рассматривается как основной механизм развития новых форм деятельности: только «понимаемые» мотивы при определенных условиях становятся действенными мотивами (А.Н.Леонтьев).
Мотивация внутреннего
типа, характеризующаяся
К наиболее выраженным типам внутренних мотивов учения принадлежат такие, как: творческое развитие в предмете учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для жизни, процесс учения как возможность общения, мотив похвалы от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. По-видимому, еще больше насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденный долг; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижных моментов; демонстративность, стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивационные факторы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. И, вероятно, наиболее сильно извращаю внутреннюю структуру учебной и познавательной мотивации такие установки как учеба ради материального вознаграждения и избегание неудач как мотив учения (В.Э.Мильман).