Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 14:57, курсовая работа
Цель исследования состояла в обнаружении и изучении взаимосвязи между мотивационной компонентой деятельности субъекта, в частности, мотивацией к достижению успеха, и склонности субъекта к рискованным действиям и поступкам.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие его задачи:
1) выявить и проанализировать у участников эксперимента мотивацию к достижению успеха;
2) исследовать их склонность к рискованным действиям, поступкам и к принятию рискованных решений в различных сферах деятельности;
3) проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние склонности участников исследования к риску и их мотивации к достижению успеха.
Введение. 3
1 Теоретическая часть. 5
1.1 История изучения мотивов и мотивации. 5
1.2 Мотивационные теории. 7
1.3 Мотивационный процесс и методы мотивации. 12
1.4 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях. 17
1.5 Мотивация: зарубежный опыт. 18
1.6 Исследования Я. Л. Эдельмана и Ю. Н. Лапыгина. 25
2 Практическая часть. 27
2.1 Цель исследования. 27
2.2 Задачи исследования. 27
2.3 Описание выборки. 27
2.4 Объект и предмет исследования. 28
2.5 Методы исследования. 28
2.6 Гипотеза исследования. 28
2.7 Результаты исследования и их обсуждение. 29
2.8 Выводы. 29
2.9 Рекомендации. 30
3 Список литературы. 31
Содержание.
Введение. 3
1 Теоретическая часть. 5
1.1 История изучения мотивов и мотивации. 5
1.2 Мотивационные теории. 7
1.3 Мотивационный процесс и методы мотивации. 12
1.4 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях. 17
1.5 Мотивация: зарубежный опыт. 18
1.6 Исследования Я. Л. Эдельмана и Ю. Н. Лапыгина. 25
2 Практическая часть. 27
2.1 Цель исследования. 27
2.2 Задачи исследования. 27
2.3 Описание выборки. 27
2.4 Объект и предмет исследования. 28
2.5 Методы исследования. 28
2.6 Гипотеза исследования. 28
2.7 Результаты исследования и их обсуждение. 29
2.8 Выводы. 29
2.9 Рекомендации. 30
3 Список литературы. 31
Введение.
Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов мотивации.
Эта теоретическая посылка, а также то, что мотивационная составляющая является, пожалуй, одной из главных организующих процесса деятельности, как нельзя лучше подчёркивает актуальность предлагаемого теоретического анализа и практического исследования мотивации.
В работе широко освещена теоретическая часть мотивационного процесса, раскрыто понятие мотивации и его сущность, проанализированы основные теории мотивации как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Актуальность проблемы определяется ещё чрезвычайной сложностью, неопределённостью и неоднозначностью самого процесса мотивации. К примеру, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека.
Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивационный фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.
Всё это
ещё раз подчёркивает неослабевающий
интерес психологов-практиков
Практическая
часть этой работы, опираясь на вышеизложенные
теоретические основания, посвящена
исследованию мотивации преподавателей
Московского финансово-
Объектом исследования являлись индивидуальные партикулярности деятельности испытуемых.
Предмет исследования – склонность к риску и мотивация к успеху: взаимосвязь и взаимовлияние.
Цель
исследования состояла в обнаружении
и изучении взаимосвязи между
мотивационной компонентой
Исходя из цели исследования были поставлены следующие его задачи:
1) выявить
и проанализировать у
2) исследовать
их склонность к рискованным
действиям, поступкам и к
3) проанализировать
взаимосвязь и взаимовлияние
склонности участников
Для проверки экспериментальным методом была выдвинута гипотеза о том, что субъектом с высокой мотивацией к достижению успеха свойственен высокий уровень готовности к риску.
В ходе эксперимента выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение.
По окончании исследования были сделаны выводы и на их основе были сделаны соответствующие рекомендации. Хочется выразить надежду на то, что полученные в ходе нашего эксперимента новые эмпирические факты послужат отправной точкой в дальнейших научных изысканиях как представителей психологической науки, так и в сложных дисциплинах.
1 Теоретическая часть.
1.1 История изучения мотивов и мотиваций.
Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало ещё великие мыслители древности – Аристотель, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изнурённым, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.
Гераклит
подробно рассматривал побудительные
силы, влечения, потребности. По его
мнению, потребности определяются условиями
жизни, поэтому свиньи радуются грязи,
ослы золоту предпочитают солому, птицы
купаются в пыли и золе. Говоря о
связи побудительных сил и
разума, Гераклит отмечал, что всякое
желание покупается ценою « психеи»,
поэтому злоупотребление
Сократ говорил о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями. Желаниями и поведением.
У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделенную» или «низшую», душу которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души».
Аристотель сделал значительный шаг вперёд в объяснении механизмов поведения человека: он полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы соблюдать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Таким образом, любое волевое движение или эмоциональное состояние, определяющее активность человека, имеют природные основания.
Близки к этим воззрениям и взгляды Лукреция. Источниками воли, по их мнению, являются желания, вытекающие из потребностей.
Голландский философ Б. Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознаётся, то оно превращается в желание.
Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца ХVIII века.
Э. Кондильяк
понимал потребности как
П. Гольбах
также подчёркивал определённую
роль потребностей в жизни человека,
но делал это глубже и последовательнее.
Потребности, писал он, выступают
движущим фактором наших страстей,
воли. Умственной активности. Через
мотивы, представляющие собой реальные
или воображаемые предметы, с которыми
связано благополучие организма, потребности
приводят в движение наш ум, чувства
и волю и направляют их к тому,
чтобы предпринять определённые
меры для поддержания существования
организма. Потребности человека беспрерывны,
и это обстоятельство служит источником
их постоянной активности. П. Гольбах
в учении о потребностях утверждал,
что для объяснения активности человека
достаточно одних внешних причин,
и полностью отвергал традиционное
представление идеализма о
К. Гельвеций источником активности человека считал страсти. Физические, или природные, страсти возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Последние он отождествлял с ощущениями. Также значительную роль в психической активности человека отводил потребностям Р. Вудвортс. Благодаря им организм оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим, что, таким образом, не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира.
В 20-е и последующие годы ХХ столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку. Здесь, наряду с органическими, выделены вторичные, психогенные потребности, возникающие в результате обучения и воспитания. К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий.
Как видим,
в ХХ веке понятие «мотивация»
остаётся тесно связанным с понятием
«потребности». При этом потребности
теории мотивации противопоставлялись
взглядам на мотивацию бихевиористов,
согласно которым поведение
Среди
отечественных психологов начала ХХ
века, поднимавших вопросы о
Высказанные положения не утратили актуальности и в настоящее время.
О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, рассуждал в своих работах и другой крупный отечественный психолог Н. Н. Ланге. В частности, он дал своё понимание отличий влечений от «хотений», полагая, что последние – это влечения, переходящие в активные действия.
Для него «хотение» -- это деятельная воля.
В 20-х
годах и позже вопросы
Л. Е. Выготский
в своих работах тоже не оставил
без внимания проблему детерминации
и мотивации поведения
Несмотря
на некоторую односторонность в
вопросах об интересах, несомненно положительным
в его взглядах было убеждение, что
интересы не являются навыками, как
считали в то время многие психологи.
В другой работе – «История развития
высших психических функций» -- Л. Е.
Выготский уделяет большое
В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д. Н. Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает.
1.2 Мотивационные теории.
В рамках рассмотрения проблемы здесь отражены основные принципы и сравнение содержательных теорий мотивации Абрахама Маслоу, Клейтона Алдерфера, Дэвида МакКелланда, Фредерика Герцберга.
1.1. Потребность как психологическая категория
Потребность
– чувство ощущаемой человеком
нехватки чего-либо (нужда), принявшая
специфическую форму в