Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:17, контрольная работа
В психологии термин «мотив» понимается не только как осознанная потребность или как предмет потребности, но может и отождествляться с собственной потребностью. В психологическом словаре различают: внешние и внутренние мотивы по отношению к деятельности
Введение……………………………………………………………………………….2
1.1 Мотивация ………………………………………………………………………...4
1.2 Структура мотивации: потребности, мотивы, цели ……………………………6
1.3 Мотивация учебной и познавательной деятельности……………………… 15
Заключение……………………………………………………………………...…....25
Список использованной литературы……………………………………………….27
Поэтому мы считаем необходимым развести такие понятия как мотивация учения и учебная и познавательная виды мотивации. Мотивация учебной и познавательной деятельности включает в себя широкий спектр потребностей, мотивов и целей, выходящих за границы учения и познания, что было выше описано. Мотивация учебной и познавательной деятельности – это качественно разнообразная система побуждений, которая направляет учащегося на учебную и познавательную деятельность как на средство достижения иных целей Учебная мотивация – это система побуждений, определяющих активность учащегося и её направленность на овладение способами действий, деятельности технологиями. Познавательная мотивация – это система побуждений, определяющих активность учащегося и её направленность на знание: понятия, закономерности, законы, алгоритмы и др.
Общий смысл развития учебной и познавательной видов мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Работа над мотивационной сферой учащегося сосредоточена на осознании школьником того, ради чего он учится и что его побуждает к учению, и прежде всего это интерес к способам деятельности и инструментальной основе деятельности. Основное содержание формируемых мотивов: учебные мотивы, познавательные мотивы, мотивы учебно-познавательной деятельности (например, широкие социальные или мотивы саморазвития и др.). Важно влиять на все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться. А именно:
– потребности (формируя состояния зависимости и, соответственно, потребности в новой информации и новых способах действия, деятельности);
– мотивы (зависимость от определённых форм удовлетворения потребностей в познании и учении: чтение, обсуждение прочитанного, общение, дискуссии, совместная деятельность и др.);
– цели и их качества (перманентно формулируемые, посильной сложности и трудности, вербально выраженные и др.);
– переживания (позитивные эмоциональные установки, устойчивые, избирательные, регулирующие деятельность);
– действенное обеспечение мотивации: соединение учебной и познавательной мотивации с произвольными и волевыми механизмами регуляции учебно-познавательной деятельности, с намерением реализовать мотивацию;
формирование зависимости от материализованного или материального продукта учебно-познавательной деятельности, включённой в в контекст трудовой деятельности .
Таблица. Основное содержание формируемых мотивов
Виды мотивов | |||
Учебные мотивы, которые
характеризуются |
Познавательные мотивы, которые характеризуются направленностью на освоение информации, на знание: понятия, закона, алгоритма и др. |
Иные мотивы учебно-познавательной деятельности: широкие социальные или мотивы самообразования, саморазвития, самореализации | |
Качества мотивов | |||
Преднамеренность, произвольность,волевое управление мотивами |
Сознательность, концентрированность, вербализованность |
Долговременность, устойчивость (пространственная и временная протяженность) | |
Уровни мотивов |
Критерий – средоточие управления: Непроизвольные; Внешне управляемые; Внутренне управляемые; Творчески преобразуемые, интеграция внешних требований и внутренних мотивов. |
Критерий – степень сознательности и управляемости: Неосознаваемые; Понимаемые, принимаемые; Самостоятельно формулируемые, осознанные; Синтез спонтанности и сознательности |
Уровни учебно-познавательной мотивации
А.К Марковой и др. рассматриваются следующие типы отношения школьника к учению и соответственно характер его мотивации и состояние учебной деятельности: отрицательное, нейтральное (пассивное) отношение, положительное (аморфное, нерасчленённое, ситуативное), положительное (познавательное осознанное), положительное (активное, инициативное, творческое) отношение, положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение.
Первый уровень мотивации учения, отрицательный, характеризуется отрицательным типом отношения к учению. Наблюдается преобладание мотивов избегания неприятностей, наказания. Преобладают индивидуалистические мотивы. Отсутствует интерес к процессу и содержанию учения. Учащийся объясняет свои неудачи внешними причинами. При самостоятельной постановке целей испытывает затруднения. Отвлекается от поставленной цели, не может её удержать и вернуться к ней после отвлечения. Деятельность прекращается после затруднений и ошибок. У учащегося преобладают отрицательные эмоции избегания, страха, обиды, неудовлетворенности собой и учителем.
Второй уровень мотивации учения, нейтральный, характеризуется нейтральным (пассивным) отношением к учению. У учащегося наблюдаются ещё очень неустойчивые мотивы интереса к внешним результатам учения. Учащийся не может самостоятельно поставить цель, уходит от трудностей и не возвращается к нерешенным задачам. У него преобладают отрицательные эмоции скуки, неуверенность. Проявляется эмоциональная неустойчивость.
Третий уровень мотивации учения, положительный аморфный, характеризуется положительным, аморфным, нерасчленённым и ситуативным отношением к учению. Это отношение уже заранее задано и может быть названо предотношением. У учащегося наблюдается интерес к результату учения как широкий познавательный мотив и заинтересованность в отметке учителя. Присутствуют широкие диффузные моциальные мотивы ответственности. Но мотивация ещё носит неустойчивый характер. Умеет ориентироваться на поставленную учителем цель, понимает и осмысляет их. Ориентируется на результаты своей деятельности. У учащегося наблюдаются эмоции удивления, переживания необычности и новизны, развлекательности учебного материала. Он испытывает положительные эмоции от пребывания в школе. У учащегося сформирован положительный настрой к учению, который всё ещё зависит от ситуации.
Четвёртый уровень мотивации учения, положительный познавательный, характеризуется положительным познавательным, осознанным отношением к учению. У учащегося сформированы учебно-познавательные мотивы как интерес к разным способам добывания знаний, осознанное соотнесение мотивов и целей своих действий. Учащийся понимает связь результата со своими возможностями. Он различает трудность задачи и свои возможности, способности и усилия в постановке реалистических целей. Учащийся уже умеет оценить вероятность успеха при решении задачи, умеет оценить временные и энергетические затраты, необходимые для достижения цели. Умеет объяснить причины своих успехов и неудач как объективной трудностью задачи, так и недостатком своих усилий в решении данного задания. Отметка учителя анализируется и с позиций затраты своих усилий, учитывается трудность задачи и наличие способностей для её решения на данный момент.
Пятый уровень мотивации учения, положительный активный, характеризуется положительным активным, инициативным и творческим отношением к учению. У учащегося наблюдаются мотивы совершенствования способов учебно-познавательной деятельности, самостоятельность мотивов, осознанное восприятие своих мотивов и целей. При постановке целей учащийся проявляет самостоятельность, проявляет инициативу. Он умеет гибко ставить цели, которые меняются в зависимости от ситуации. Учащийся осознаёт себя субъектом учебной деятельности и источником активности в учении. У учащегося преобладают положительные эмоции при постановке нестереотипных целей. Наблюдаются эмоции, предваряющие и регулирующие деятельность, конструктивного сомнения, неудовлетворённости.
Шестой уровень мотивации учения личностный, характеризуется положительным личностным ответственным и действенным отношением к учению. У учащегося преобладают мотивы совершенствования способов сотрудничества в ходе учебно-познавательной деятельности, соподчинение мотивов и их устойчивая иерархия с доминированием. Учащийся легко проходит этап борьбы мотивов . У него преобладают мотивы ответственности на основе осознания причастности к результатам совместной учебной деятельности. Учащийся способен поставить и достигнуть все виды целей, умеет ставить социально значимые цели. Умеет принимать решения, предвидит социальные результаты и последствия достижения своих целей. Проявляет настойчивость и упорство в преодолении затруднений. Стремится к расширению своих возможностей. У учащегося наблюдаются положительные, личностно окрашенные эмоции, устойчивый оптимистический внутренний настрой, положительная эмоция активной позиции в коллективе (Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.)
Эти уровни – показатель
отношения учащегося к
Механизмы изменения мотивации
Существуют общие
Каким образом происходит сдвиг мотивов? Первоклассника, которого не удается усадить за уроки, взрослый поощряет к учебным действиям, мотивирует игрой. Через некоторое время в результате такого подкрепления ребенок уже заботится об отметке за свою работу. Рождается новый мотив. В дальнейшем этот мотив, возможно, сдвинется на другой. Происходит не только рождение новых мотивов, но и новое опредмечивание потребностей ребёнка, а это значит, что потребности поднимаются на ступеньку выше (А.Н.Леонтьев).
Сдвиг мотива на цель — механизм формирования новых мотивов. В первом случае, работа этого механизма связана: с пониманием учащимся цели и задачи, поставленной педагогом, принятием этой задачи и цели, реализацией цели, решением задачи, получением удовлетворения от процесса и результата, подкреплением в некоторых случаях результатом или похвалой педагога. Итогом становится превращение цели в мотив. Этот мотив может стать постоянным при условии неоднократного повторения ситуаций решения учебных и познавательных задач и достижения соответствующих целей. Внешнезаданные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива (Леонтьев А.Н.). Рождается и новый мотив и новая деятельность, а вместе с тем и новые потребности. В другом случае, действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, могут приобретать самостоятельное значение, как приобретает самостоятельное внутреннее значение ранее внешне заданная цель.
Сдвиг мотива на цель как выражение развития внутренней мотивации учения зависит не только от характера педагогических воздействий, но и от особенностей учащегося, его активности, и от объективной ситуации учения. При каких условиях будет запускаться механизм сдвига мотива на цель? В процессе развития происходит постоянное расширение внутреннего жизненного мира учащегося. При этом развитие новых форм деятельности требует от него активности. Активность – качество, степень выраженности которого различна у учащихся. Но и оно частично зависит от средовых факторов. Поэтому первым условием, при котором может совершаться развивающий сдвиг мотива на цель, является момент расширения жизненного и образовательного пространства учащегося.
Вторым условием развития
учебной и познавательной видов
мотивации является система обучения,
формирующая учащегося как
Педагог может использовать разнообразные приемы формирования учебно-познавательной мотивации:
- формирование открытых, доверительных отношений в классе, а также – с учеником;
- для осознания и укрепления мотива – создание ситуаций выбора;
- использование широких социальных и познавательные мотивов;
- создание мотивации достижения и завершения;
- общая доброжелательная атмосфера в классе (комфорт);
- занимательность и эмоциональность изложения;
- проблемность изложения;
- возможность применить навыки, умения, в практической деятельности;
- реалистичность, достижимость и устойчивость целей;
- актуализация реальных потребностей ребенка;
- обучение способам и приёмам учиться;
- знания;
- обучение самооцениванию и самоконтролю;
- деятельность должна иметь полную психологическую структуру (понимание - целей и задач (постановка); выполнение действий, приемов, способов; самоконтроль и самооценка).
Построение педагогических воздействий с целью изменения мотивации может осуществляться по следующей схеме:
- актуализация сложившихся позитивных мотивационных установок, привычных мотивов;