Нравственные качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Решение данной проблемы составляет цель курсовой работы: систематизация педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

В исследовании решались следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
Систематизировать педагогические условия, методы работы и приемы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств;
Выявить с помощью экспериментальных исследований значимости игровой деятельности для воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1 Теоретические основы формирование нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте в игровой деятельности……………….………………..7
Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..7
Роль игры в развитии нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..11

2 Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………17

2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..17

2.2 Условия эффективного формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности…………24

Заключение……………………………………………………………………….42

Список использованных источников…………………………...........................44

Приложения………………………………………………………………….......47

Работа состоит из  1 файл

готовая полностью курсовая.docx

— 82.16 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  ………………………………………………………………………….3

1 Теоретические основы формирование нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте в игровой деятельности……………….………………..7

    1. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..7
    2. Роль игры в развитии нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..11

2 Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………17

2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..17

2.2 Условия эффективного формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности…………24

Заключение……………………………………………………………………….42

Список  использованных источников…………………………...........................44

Приложения………………………………………………………………….......47 

 

Введение 
 

     В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество,- не в спаде экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня моральные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Детей отличает эмоциональная, волевая, духовная незрелость. Поэтому актуальность проблемы, связанной с нравственным воспитанием подрастающего поколения в современном обществе, бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубины обсуждалась проблема формирования нравственных качеств личности, поскольку они занимают особое место среди многих личностных свойств. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности, т.е. на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей. Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошкольников обусловлена еще и тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре. Если ребенок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры происходит значительно легче, а его трудовое, умственное и эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот. Дошкольный возраст период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель его нравственного развития. Поэтому воспитание нравственных качеств ребенка является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка.

     Государственная важность и социально-культурная значимость проблемы формирования нравственных качеств  у детей старшего дошкольного возраста вызвали большую активность ученых и практиков в разработке ряда аспектов этого вопроса. Существенный вклад в решение данной проблемы внесли Виноградова Н. Ф., Буре Р. С., Година Г. Н., Жуковская Р. И., Загик Л. В., Запорожец А.В., Козлова С. А., Комарова Т. С., Маркова Т. А., Свадковский И. Ф., Сухомлинский В. А., Ушинский К. Д. и др. В них раскрыты общие закономерности, задачи, содержание, методы и средства нравственного воспитания.

     Ученые  и практики выделяют несколько путей  формирования нравственных качеств  личности, среди которых можно  назвать игру. В связи со сказанным  стоит отметить, что в практике дошкольного образования складывается классическая ситуация, которой присущ ряд противоречий, в том числе  между: требованиями общества к современной  личности и общей неудовлетворенностью результатами нравственного воспитания; преимущественно коллективными  формами воспитательной работы с  детьми в образовательных учреждениях  и индивидуальными особенностями  нравственного поведения ребенка; между необходимостью формирования нравственных качеств личности дошкольника  и отсутствием научно обоснованных рекомендаций для воспитателей по её осуществлению. С учетом этого мы сформулировали проблему исследования следующим образом, при каких педагогических условиях возможны эффективные пути воспитания у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств.

     Решение данной проблемы составляет цель курсовой работы: систематизация педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

     Объектом является нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

     Предметом исследования – процесс формирования нравственных качеств у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

     В ходе работы выдвинута гипотеза: игровая деятельность будет одним из эффективных средств воспитания нравственных качеств дошкольников при соблюдении следующих условий:

     - создание атмосферы положительного  эмоционального насыщения в процессе  игровой деятельности;

     - сформированности положительных  взаимоотношений между детьми;

     - учет индивидуальных возрастных  особенностей каждого ребенка.

     В исследовании решались следующие  задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Систематизировать педагогические условия, методы работы и приемы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств;
  3. Выявить с помощью экспериментальных исследований значимости игровой деятельности для воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

     Методологической  основой являются: исследования в области развития психики в игровой деятельности, отраженной в работах А. Н.Леонтьева, Л. С.Выгодского, В. А.Сухомлинского, Д. С. Буре, В. И. Тютюнника, а так же  психологические в трудах Л. А. Антониди и Б. Г. Ананьева; психологические основы игровой деятельности в работах Т. Б. Эльконина.

     В нашем исследовании были использованы следующие методы как теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, беседа с родителями и детьми и др.

       Работа  состоит из введения двух глав, списка использованных источников и приложения.

  1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности
 
   
    1. Проблема  воспитания нравственных качеств в психолого-педагогической литературе
 

     Мораль  в прямом значении этого слова  понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого  слова используется понятие этика, означающее привычку, обыкновение обычай. В другом значении «этика» употребляется  как философская наука, изучающая  мораль. В зависимости от того, как  освоена и принята человеческая мораль, в какой мере он соотносит  свои убеждения и поведение с  действующими моральными нормами и  принципами, можно судить о его  уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая  такие  качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Поведение оценивается  по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций, и люди не могли  бы прийти к единому мнению –  хорошо или плохо поступает человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющийся на множество  одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма – это  правило, требование, определяющее, как  человек должен поступать в той  или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка  к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или  предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, с коллективом, с людьми.

     Дети  не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением  нравственных понятий. Мы чаще задумываемся на том, что не знаем возможностей детей. Например, одни в ситуации, когда необходимо как-то отреагировать на успех другого ребенка, говорят: «Я знаю, что это зависть и что завидовать не хорошо, но я хотел бы, что бы и меня похвалили». Другие, обсуждая вопрос о том можно ли осуждать близких, замечают: «Осуждать нельзя. Но сказать о том, что друг поступил неправильно, надо. Сказать, по-доброму, от чистого сердца, с добрыми чувствами». Как глубоко, оказывается, дети понимают тончайшие оттенки нравственных понятий, мотивируют ими свои поступки [19, c 3].

     Конечно, не всегда приходиться слышать такие  рассуждения от дошкольников и видеть соответствующие поступки. Известно, что дети дошкольного возраста отличаются ситуативностью поведения: ребенок, показав  образец нравственного поведения  в одной ситуации, в другой поступает  противоположным образом. Тем не менее, потенциальные возможности  детей, позволяющие им понять и принять  нравственные нормы, гораздо больше, чем мы привыкли считать. Это и  послужило основой для создания программы духовно-нравственного  воспитания, которая апробируется в  МАДОУ №89 г. Саранска.

     Почему  духовно-нравственное воспитание? Мы полагаем, что этот термин имеет право на существование: он подчеркивает взаимосвязь  нравственного и духовного воспитания как части и целого, так как  человек, следуя нравственным нормам в  постоянно изменяющихся и порой  противоречивых ситуациях, должен иметь  определенные непреложные ориентиры  – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Кроме  того, термин «духовно-нравственное воспитание»  определяет связь духовной культуры общества и процесса воспитания, ибо  с категорией духовности соотносится  потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Стремление показать ребенку, что наряду с внешним  окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека – мир  желаний, переживаний, чувств.

     Основной  целью нравственного воспитания является стремление реализовать те задачи воспитания, которые содействуют, прежде всего, духовному развитию ребенка, а именно:

     - формирование желания поступать  в соответствии с нравственными  ценностями и правилами (желание  жить по совести);

     - развитие способности понимать  другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;

     - воспитание стремления к любви,  добру, терпимости, мужеству в  различных жизненных ситуациях;

     - воспитание чувства собственного  достоинства, уверенности в своих возможностях [29, с 16].

     Эти задачи решаются поэтапно и конкретизируются для каждой возрастной группы. Известно, что нет «взрослых» и «детских»  нравственных норм и понятий. Все  нравственные категории усваиваются  детьми, хотя уровень усвоения, конечно  же, зависит от возраста. Это позволило  нам с уверенностью включить в  программу духовно-нравственного  воспитания дошкольников такие понятия, как «совесть», «осуждение», «зависть», «милосердие», «дружба и верность», «предательство», «прощение» и др. определяя  содержание каждой темы, мы стремились выделить доступные дошкольнику  и в то же время требующие дополнительной внутренней духовной работы вопросы.

     В основу работы с детьми была положена идея В. А. Сухомлинского о том, что «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности  ребенка дошкольного возраста». Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

 

    1. Роль  игры в развитии нравственных качеств у детей  старшего дошкольного  возраста
 

     Огромная  роль в развитии и воспитании ребенка  принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых  качеств, в игре реализуется потребность  воздействия на мир. Советский педагог Сухомлинский В. А подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

     Основная  проблема, которую мы рассматриваем, связана с нравственным воспитанием  дошкольников (воспитанием патриотизма, коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношений к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

     В игре ребенок развивается как  личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной  и трудовой деятельности, его отношения  с людьми.

Информация о работе Нравственные качества