Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:37, курсовая работа
Решение данной проблемы составляет цель курсовой работы: систематизация педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
В исследовании решались следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
Систематизировать педагогические условия, методы работы и приемы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств;
Выявить с помощью экспериментальных исследований значимости игровой деятельности для воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы формирование нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте в игровой деятельности……………….………………..7
Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..7
Роль игры в развитии нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..11
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………17
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..17
2.2 Условия эффективного формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности…………24
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………...........................44
Приложения………………………………………………………………….......47
2. Поведение детей в реальной жизненной ситуации.
Семеро из обследованных детей выполняют «нравственную норму», причем только пять из них делают это охотно, с удовольствием. До выполнения нормы они доброжелательны к напарнику. Два ребенка выполняют норму проявляя неудовольствие, причем до начала выполнения нормы они демонстрировали безразличное отношение к напарнику. После того, как они помогли ему, безразличное отношение сменяется доброжелательным, завязывается беседа.
Тринадцать
детей не выполняют норму, до и
после этого проявляют
Таким образом, в реальной ситуации у большинства детей поведение не регулируется нравственной нормой «надо помогать другим».
3. Поведение детей в отношениях, возникающих по поводу игры.
12
детей из 20 помогают напарнику,
причем 6 из 12 детей делают это
охотно, по собственному желанию,
демонстрируя при этом
Другая часть детей (6) помогают напарнику по просьбе. Причем чаще всего это у них вызывает неуверенность, напряженность, растерянность. После выполнения нормы отношения с напарником становятся доброжелательными, только одного ребенка (Саша Б.) просьба вызывает раздражение и после выполнения нормы отношение к напарнику становится равнодушным. Заметим, что до того как он помог напарнику, отношение было спокойно - доброжелательным. Во время выполнения нормы Саша. Б. обвиняла напарника в медлительности и винила его в том, что они последними начнут играть.
8 из 20 не выполняют нравственную норму «надо помогать другим». При этом просьба вызывает у них раздражение, возмущение, неудовольствие. 3 из 8 детей мотивируют свой отказ. Как правило, оправдывались тем, что им нужно проверить все ли на месте в их ракете. Перед просьбой дети относятся к напарнику дружелюбно, наблюдают за их работой, беседуют с ним. После того, как дети отказались помочь напарнику, отношения становятся к нему равнодушным. Один ребёнок (Юля П.) отказалась от дальнейшей игры.
Итак, большинство детей выполняют нравственную норму ситуации по поводу игры. Но детей, которые помогли немного больше, детей, которые отказались помочь.
4. Поведение детей в сюжетно - ролевых отношениях.
12
из 20 детей в сюжетно-ролевой игре
подчиняют своё поведение
Поведение детей во всех четырёх ситуациях сопоставлялось и сравнивалось.
В ходе первого и четвёртого экспериментов получились почти одинаковые результаты: дети выделяют нравственные стороны взаимоотношении, возникающих между другими людьми и имеют правильные нравственные представления.
Вторая и третья ситуации принципиально сходны: в них находит отражение действительный уровень сформированности у ребёнка нравственной нормы. Дети решают задачи, действуя от своего имени. В ходе этих экспериментов выявлен недостаточный уровень сформированности нравственных мотивов поведения. Если в четвёртом эксперименте для детей не составила трудности выполнить нравственную норму, поскольку они действуют с взятой на себя ролью «игровые отношения», то второй и третий эксперименты выявили, что нравственное поведение детей в реальности недостаточно развито. Это и может стать источником проблем в реальных отношениях в игровой деятельности. Следовательно, в данной группе имеется опасность менее успешного протекания процесса социализации.
Констатирующий эксперимент позволил выявить не соответствие между - нравственными представлениями детей их реальным поведением, что связано недостаточной степенью сформированности у старших дошкольников альтруистических мотивов и умений выделять нравственную сторону своих взаимоотношений с окружающими.
Полученные в констатирующем эксперименте данные позволили установить наличный уровень усвоения нравственной нормы у каждого ребёнка. Это было достигнуто путём сравнения поведения детей во всех ситуациях. Каждая ситуация позволила вскрыть различные аспекты выполнения нравственной нормы «надо помогать другим».
Особое
внимание привлекло сравнение поведения
детей в сюжетно-ролевых
Проведенный анализ и эксперимент показал нам, что в ситуации рассказа - квалифицируют поступки верно 20 детей. В сюжетно – ролевых отношениях выполняют альтруистическую норму 12 детей, не выполняет один ребёнок. В ситуации по поводу игры выполняют норму 12 детей, не выполняют 8 детей, в реально ситуации выполняют нормы 7, не выполняют 13 детей.
Исходя из анализа особенностей поведения детей в различных ситуациях, следует отметить, что из большинства детей, выполнивших норму, отмечалось доброжелательное отношение к партнёру и искреннее желание ему помочь в отличие от другой части детей, которые выполняли норму, испытывая недовольство, возмущение в некоторых случаях раздражение. То есть эти дети выполняли норму не вследствие сформированности в них нравственных мотивов поведения, а скорее всего ради избежание наказания или получения одобрения.
Таким образом, было выявлено, что 4 из 20 обследованных детей имеют уровень высокий уровень сформированности нравственного поведения, 9-средний и 7-низкий.
2.2 Условия
эффективного формирования
нравственных качеств
у детей старшего дошкольного
возраста в игровой
деятельности
При
проведении данного этапа опытно-
Для
реализации поставленной цели нами в
данном параграфе представлены игры,
развивающие и формирующие
Игры
предлагаются в определенной последовательности,
в порядке возрастания
Важное значение для эмоциональной включенности ребенка в роль имеет образный текст; он же является и словесным сигналом к новым движениям. Активность воображения помогает осознанию игровой ситуации и облегчает выполнение игровых правил. В заключительных играх («Лиса и гуси», «Салочки-выручалочки») дети учатся помогать друг другу (иногда рискуя быть пойманными). Это требует особой сознательности и определенных усилий. Опорой здесь является то удовольствие, которое ребенок получает от своего доброго поступка.
Наблюдая за действиями других, дети учатся оценивать их правильность, видеть ошибки и неточности своих товарищей. На этой основе возникает умение оценивать и свои действия, т. е. элементы самоконтроля.
Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что в них «центром притяжения» является взрослый. Он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них своеобразным образцом выполнения игровых действий. Все игровые действия и движения производятся в подражание взрослому и друг другу. Взрослый как бы заражает детей своей увлеченностью. Чтобы игра была активно принята детьми и принесла им не только радость, но и пользу, нужно ее умело донести.
Для этого необходимы понимание психологических особенностей игры и предварительная подготовка к ее проведению (составление четкого плана, мысленное проигрывание и, конечно же, знание текстов). Очень важно во время игры держаться свободно, артистично, «заражать» детей весельем. Важно также понимать воспитательное значение каждой игры.
Помимо общего веселья и активности каждая игра несет в себе организующие и дисциплинирующие моменты, которые зафиксированы в правилах, устанавливающих что нужно, а чего нельзя делать в данной игре. Конечно, начинать игру с малышами с объяснения правил нельзя. Но в процессе игры важно тактично и ненавязчиво доносить эти правила до детей, чтобы их действия становились все более произвольными и осознанными.
Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все они сразу включатся в игру. Можно начинать и с небольшой группой желающих, которые быстрее откликнутся на приглашение воспитателя. Для тех детей, кто сразу не решается принять участие в игре, наблюдение за другими станет интересным и полезным зрелищем. Постепенно они сами незаметно втянутся в игру.
Раздувайся, пузырь
Это одна из первых хороводных игр. В ней продолжается знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем. В этой игре можно ввести новый элемент - традиционный для хоровода ритуал приглашения. В процессе приглашения каждый участник последовательно выполняет две роли - вначале его приглашают, а затем он приглашает. При этом он сам чувствует приветливое внимание других детей и сам его оказывает своим партнерам.
В этой игре дети приобретают новый для них двигательный опыт. С одной стороны это типичное для хоровода построение в круг, с другой – выполнение ритмизированных движений, подчиненных образному слову. Как и в предыдущих играх, все игровые действия производятся вместе и всеми детьми по подражанию воспитателю и друг другу. Но эта игра требует большей согласованности движений (дети должны приноровиться друг к другу в ритме и темпе движения) большего внимания и снисходительного терпения к соседям по хороводу. В то же время игра сохраняет характер забавы и приносит удовольствие.
Описание игры
Игра начинается с того, что воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть» берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя, затем предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего. Так по очереди приглашаются все дети. При этом лучше сначала подходить к тем, кто выражает желание скорее включиться в игру, а скованных, заторможенных детей приглашать последними − наблюдая, как охотно все соглашаются играть, они постепенно заражаются желанием включиться в игру. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит на этом настаивать.
После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка, воспитатель дает руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и «раздувают пузырь»: наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку. Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой...
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!
К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т. е. опять раздувать пузырь.
Закончить игру можно и так. Когда пузырь лопнул, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели...». Дети разбегаются в разные стороны. Правила игры
1. Когда пузырь раздувается, двигаться назад, а к концу текста взяться за руки.