Нравственные качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Решение данной проблемы составляет цель курсовой работы: систематизация педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

В исследовании решались следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
Систематизировать педагогические условия, методы работы и приемы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств;
Выявить с помощью экспериментальных исследований значимости игровой деятельности для воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1 Теоретические основы формирование нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте в игровой деятельности……………….………………..7
Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..7
Роль игры в развитии нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..11

2 Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………17

2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..17

2.2 Условия эффективного формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности…………24

Заключение……………………………………………………………………….42

Список использованных источников…………………………...........................44

Приложения………………………………………………………………….......47

Работа состоит из  1 файл

готовая полностью курсовая.docx

— 82.16 Кб (Скачать документ)

     Покончив  с подготовкой, воспитатель объявляет: «Магазин открыт!» Покупатели приходят по очереди, здороваются и просят показать игрушки. Продавец «берет с  полки» какую-нибудь игрушку и приводит ее в движение, будто заводит ее (выводит ребенка, загадавшего игрушку, и делает рукой движения по его  спине, будто заводит ключом). По движениям ребенка, изображающего  игрушку, покупатель должен отгадать, какую игрушку ему показали. Если он правильно догадался и игрушка  ему понравилась, он забирает ее с  собой (отводит на свободное место). Затем приходит следующий покупатель и т.д.

     Когда все игрушки распроданы, роли меняются и игра начинается сначала.

     Если  игрушек слишком много (намного больше, чем покупателей), можно предложить нескольким детям изображать вдвоем или втроем одну и ту же игрушку.

    Правила игры

    1. Придумать, какую игрушку будешь изображать.

    2. Покупателю нужно отгадать, какую игрушку ему показывают. Если не отгадал, он уходит без покупки.

       При проведении этой игры нужно постараться  поддержать в детях инициативу, заразить их интересом к придумыванию новых  привлекательных игрушек и способов их изображения. Если кто-то затрудняется в придумывании новых игрушек, можно напомнить, какие игрушки изображались в предыдущих играх. Интереснее играть, если игрушки разные и не повторяются. Если движения ребенка недостаточно выразительно передают образ придуманной игрушки, можно посоветовать воспользоваться приемами звукоподражания. Очень важно также поощрять сообразительность покупателей; при затруднениях можно воспользоваться помощью других детей (покупателей).

       Не  обязательно дожидаться, пока будут  распроданы все игрушки. Менять роли можно чаще, вовлекая в игру уже «отыгравших» детей. В дальнейшем можно внести в игру некоторые усложнения. Одну и ту же игрушку, как уже говорилось, можно изображать двоим, троим детям. При этом изменяется и роль покупателя: он должен не только отгадать игрушку, но и выбрать лучшую или, если игрушка движется (машина, птичка, самолет), догнать ее.

 

Заключение 

     Вопрос  по формированию нравственных качеств  у дошкольников основательно изучен многими исследователями (К. Д. Ушинский, А. В. Запорожец, Л. И. Ботович). Но, тем не менее, проблемы нравственного воспитания остаются, так как до сих пор не определены оптимальные методы условий воспитания у детей общечеловеческих качеств.

     Мы  привыкли считать, что ребенок –  это «материал», на который влияют общечеловеческие факторы, на сегодняшний  день это – телевидение, радио, компьютеры, различные игровые приставки. У  детей возникают потребности в общении с интересным, и они, по большому счету, находят это в агрессивных мультфильмах, компьютерных играх и т.д.

     Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств, было выявлено, что становление  личности человека происходит благодаря  воспитанию, а понятие «личность» характеризует человека, живущего в  обществе и устанавливающего общественно-направленной цели.

     Таким образом, человек становиться нравственной личностью лишь в условиях активного  взаимодействия со средой в процессе общения.

     В дошкольном возрасте ведущей деятельностью  является игра, поэтому одним из основных методов формирования нравственных качеств можно считать игру. Направляя  игру, воспитатели учат детей простейшим нравственным нормам, становятся регулятором  коллективных взаимоотношений.

     В игре формируется умение подчиняться  игре, умение подчиняться правилам. В результате, игры оказывают влияние  на формирование собранности, целеустремленности, организованности. Также с помощью  различных видов игр формируется  любовь к труду и дружным взаимоотношениям ребят между собой. С помощью  экспериментальных исследований была выявлена значимость игры для воспитания нравственных качеств. Так как в условиях хорошо организованного педагогического процессе дошкольники становятся более дисциплинированными, способными более оценочно относиться к дружбе и труду, определять цели и достигать их. Проведенный анализ и эксперимент показал нам, что в ситуации рассказа - квалифицируют поступки верно 20 детей. В сюжетно – ролевых отношениях выполняют альтруистическую норму 12 детей, не выполняет один ребёнок. В ситуации по поводу игры выполняют норму 12 детей, не выполняют 8 детей, в реально ситуации выполняют нормы 7, не выполняют 13 детей.

     Исходя  из анализа особенностей поведения  детей в различных ситуациях, следует отметить, что из большинства  детей, выполнивших норму отмечалось доброжелательное отношение к партнёру и искреннее желание ему помочь в отличие от другой части детей, которые выполняли норму, испытывая  недовольство, возмущение в некоторых  случаях раздражение. То есть эти  дети выполняли норму не вследствие сформированности в них нравственных мотивов поведения, а скорее всего  ради избежания наказания или  получения одобрения.

     Таким образом, было выявлено, что 4 из 20 обследованных  детей имеют уровень высокий  уровень сформированности нравственного  поведения, 9-средний и 7-низкий. 

 

Список  использованных источников 

    
  1. Азбука  нравственного воспитания / Под ред. Капрова И. А. и Богданова О. С. М.: Просвещение, 1985 с 163
  2. Анисимов С. Ф. Нравственный прогресс и религия / Анисимова С. Ф., М.: Мысль, 1975 с 253
  3. Буре Р. С. Теория и методика воспитания у детей нравственно волевых качеств в детском саду. М.: Педагогика, 1986 с 340
  4. Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М.: Педагогика, 1981 с 263
  5. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. 3-е изд. М.: Просвещение, 1983 с 328
  6. Воспитание детей в игре / Под ред. А. В. Запорожца, Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1982 с 290
  7. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца и Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1976 с 405
  8. Воспитание детей в игре / Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1979 с 60
  9. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 198. – с 269

    10. Адашкявичене Э.И. «Спортивные  игры и упражнения в детском саду». М.: «Просвещение», 1992 c 52

    11. Артёмова Л. В. «Театрализованные  игры дошкольников» М.: «Просвещение», 1991 с 87.

    12. Богуславская З. М. , Смирнова Е.О.  «Роль игры в нравственном  развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991 с 69

    13. Богуславская З. М. , Смирнова Е.  О. «Развивающие игры для детей  младшего дошкольного возраста».  М.: «Просвещение», 1991 с 58

  1. Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989 с 45
  2. Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника» «Просвещение», 1989 с 48
  3. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М.: «Издательство Московского Университета», 1986 с 36
  4. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. «Детская психология». Мн.: «Университетское», 1988 с 98
  5. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Познаём мир и себя». Мн.: «И.В.Ц. Минфина», 2002 с 45
  6. Мухина В.С. «Психология дошкольника». М.: «Просвещение», 1975
  7. Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников». М.: «Просвещение», 1987 с 65
  8. Пикулева Н.В. «Слово на ладошке». М.: «Новая школа», 1994 с 65
  9. Попова Т.И. «Мир вокруг нас». М.: «Linka Press», 1998 с 45
  10. Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.: «Владос» 1999 с 87
  11. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич - Минск: Соврем. Слово, 2006 с 928
  12. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений [Текст]: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. -2003.- №9.- с. 68-74.
  13. Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст]: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание.- 2003.-№8. с. 73
  14. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. И сред. пед. учеб, заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000 с 344
  15. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. - М.: –Издательский центр «Академия», 2000 с 304
  16. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева.- М.: Академия, 1996 с 336
  17. Усова А.П. Роль игр в воспитании детей [Текст] / Сост. А. П. Усова. - М., Просвещение, 1996 с 48
  18. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений - 2-е изд. перераб. и доп. - М. Издательский центр «Академия», 1990 с 48
  19. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников [Текст]/ Сост. Г.Н. Эйсмонт-Швыдкая. М., Просвещение, 1969 с 167

 

    Приложение  А 
 

Оценка  детьми нравственного  положения 

Испытуемые Поведение Игоря  оценивают отрицательно Поведение Миши оценивают положительно Помогли бы Саше
  1. Даша К
+ + +
  1. Дина К
+ + +
  1. Дима П
+ + +
  1. Женя В
+ + +
  1. Юля И
+ +  
  1. Оля Н
+ + +
  1. Саша В
+ + +
  1. Оля В
+ + +
  1. Лена И
+ + +
  1. Андрей И
+ + +
  1. Паша П
+ + +
  1. Всеволод Б
+ +  
  1. Юля И
+ + +
  1. Лена М
+ + +
  1. Тамара Л
+ + +
  1. Дима И
+ + +
  1. Лиза С
+ + +
  1. Катя З
+ + +
  1. Таня С
+ + +
  1. Олег Ф
+ + +

     

    Условное  обозначение + 

    Приложение  Б 
 

Отношение детей к нравственной норме «надо помогать другим» 

Испытуемые Охотно помогает напарнику Неохотно помогает напарнику Не помогает напарнику
  1. Даша К
     
  1. Дина К
    +
  1. Дима П
+    
  1. Женя В
+    
  1. Юля И
+    
  1. Оля Н
  +  
  1. Саша В
    +
  1. Оля В
    +
  1. Лена И
    +
  1. Андрей И
    +
  1. Паша П
    +
  1. Всеволод Б
    +
  1. Юля И
    +
  1. Лена М
+    
  1. Тамара  Л
    +
  1. Дима И
    +
  1. Лиза С
    +
  1. Катя З
  +  
  1. Таня С
    +
  1. Олег Ф
     

Информация о работе Нравственные качества