Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:37, курсовая работа
Решение данной проблемы составляет цель курсовой работы: систематизация педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
В исследовании решались следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
Систематизировать педагогические условия, методы работы и приемы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств;
Выявить с помощью экспериментальных исследований значимости игровой деятельности для воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы формирование нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте в игровой деятельности……………….………………..7
Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..7
Роль игры в развитии нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..11
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………17
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..17
2.2 Условия эффективного формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности…………24
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………...........................44
Приложения………………………………………………………………….......47
Покончив с подготовкой, воспитатель объявляет: «Магазин открыт!» Покупатели приходят по очереди, здороваются и просят показать игрушки. Продавец «берет с полки» какую-нибудь игрушку и приводит ее в движение, будто заводит ее (выводит ребенка, загадавшего игрушку, и делает рукой движения по его спине, будто заводит ключом). По движениям ребенка, изображающего игрушку, покупатель должен отгадать, какую игрушку ему показали. Если он правильно догадался и игрушка ему понравилась, он забирает ее с собой (отводит на свободное место). Затем приходит следующий покупатель и т.д.
Когда все игрушки распроданы, роли меняются и игра начинается сначала.
Если игрушек слишком много (намного больше, чем покупателей), можно предложить нескольким детям изображать вдвоем или втроем одну и ту же игрушку.
Правила игры
1. Придумать, какую игрушку будешь изображать.
2. Покупателю нужно отгадать, какую игрушку ему показывают. Если не отгадал, он уходит без покупки.
При
проведении этой игры нужно постараться
поддержать в детях инициативу, заразить
их интересом к придумыванию новых
привлекательных игрушек и
Не обязательно дожидаться, пока будут распроданы все игрушки. Менять роли можно чаще, вовлекая в игру уже «отыгравших» детей. В дальнейшем можно внести в игру некоторые усложнения. Одну и ту же игрушку, как уже говорилось, можно изображать двоим, троим детям. При этом изменяется и роль покупателя: он должен не только отгадать игрушку, но и выбрать лучшую или, если игрушка движется (машина, птичка, самолет), догнать ее.
Заключение
Вопрос по формированию нравственных качеств у дошкольников основательно изучен многими исследователями (К. Д. Ушинский, А. В. Запорожец, Л. И. Ботович). Но, тем не менее, проблемы нравственного воспитания остаются, так как до сих пор не определены оптимальные методы условий воспитания у детей общечеловеческих качеств.
Мы привыкли считать, что ребенок – это «материал», на который влияют общечеловеческие факторы, на сегодняшний день это – телевидение, радио, компьютеры, различные игровые приставки. У детей возникают потребности в общении с интересным, и они, по большому счету, находят это в агрессивных мультфильмах, компьютерных играх и т.д.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств, было выявлено, что становление личности человека происходит благодаря воспитанию, а понятие «личность» характеризует человека, живущего в обществе и устанавливающего общественно-направленной цели.
Таким
образом, человек становиться
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, поэтому одним из основных методов формирования нравственных качеств можно считать игру. Направляя игру, воспитатели учат детей простейшим нравственным нормам, становятся регулятором коллективных взаимоотношений.
В
игре формируется умение подчиняться
игре, умение подчиняться правилам.
В результате, игры оказывают влияние
на формирование собранности, целеустремленности,
организованности. Также с помощью
различных видов игр
Исходя из анализа особенностей поведения детей в различных ситуациях, следует отметить, что из большинства детей, выполнивших норму отмечалось доброжелательное отношение к партнёру и искреннее желание ему помочь в отличие от другой части детей, которые выполняли норму, испытывая недовольство, возмущение в некоторых случаях раздражение. То есть эти дети выполняли норму не вследствие сформированности в них нравственных мотивов поведения, а скорее всего ради избежания наказания или получения одобрения.
Таким
образом, было выявлено, что 4 из 20 обследованных
детей имеют уровень высокий
уровень сформированности нравственного
поведения, 9-средний и 7-низкий.
Список
использованных источников
10. Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М.: «Просвещение», 1992 c 52
11.
Артёмова Л. В. «
12. Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991 с 69
13.
Богуславская З. М. , Смирнова Е.
О. «Развивающие игры для
Приложение
А
Оценка
детьми нравственного
положения
Испытуемые | Поведение Игоря оценивают отрицательно | Поведение Миши оценивают положительно | Помогли бы Саше |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
|
+ | + | + |
Условное
обозначение
+
Приложение
Б
Отношение
детей к нравственной
норме «надо помогать
другим»
Испытуемые | Охотно помогает напарнику | Неохотно помогает напарнику | Не помогает напарнику |
|
|||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|