Общее понятие и значение сенсорных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 12:16, контрольная работа

Описание

Сенсорные системы мозга (или, по И. П. Павлову, анализаторы) – это совокупность сенсорных рецепторов, специализированных вспомогательных аппаратов, нервных волокон и многочисленных нейронов мозга, которые участвуют в обработке информации о сигналах внешнего или внутреннего мира, на основе которой формируются ощущения и восприятия – основа представления о мире.

Содержание

Слуховая сенсорная система
- Общее понятие и значение сенсорных систем

- Значение слухового анализатора

- Структурно-функциональные особенности органа слуха

- Механизмы слуховой рецепции

- Проводящие пути слухового анализатора

- Переработка информации в коре больших полушарий


2. Генетически обусловленные формы поведения

- Общее понятие рефлекса. Исторические сведения

- Безусловный рефлекс как врожденная поведенческая реакция

- Инстинкт как врожденная поведенческая реакция

- Классификация инстинктов и безусловных рефлексов

Работа состоит из  1 файл

Общее понятие и значение сенсорных систем.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

     - по эффекторам: соматические, или  двигательные, (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов – пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.

     - по биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировачные

     - по степени сложности нейронной  организации рефлекторных дуг  различают моносинаптические, дуги  которых состоят из афферентного  и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические,  дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный)

     - по характеру влияний на деятельность  эффектора: возбудительные –  вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные - ослабляющими и подавляющими ее (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца – блуждающим).

     - по анатомическому расположению  центральной части рефлекторных  дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса – отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные – с участием нейронов среднего мозга; кортикальные – с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.

 

     Безусловный рефлекс как врожденная поведенческая реакция 

     Жизнедеятельность организма происходит в условиях его непрерывного взаимодействия с  окружающей средой. Важной составляющей этого взаимодействия являются поведенческие  реакции, которые могут вызываться как безусловными, генетически детерминированными рефлексами и инстинктами, так и приобретенными, условными рефлексами или могут быть результатом мыслительной деятельности.

     Генетически обусловленные поведенческие реакции  проявляются рядом рефлексов  и инстинктов. Характерно, что в процессе онтогенеза в ЦНС в первую очередь созревают и начинают функционировать те нейроны и их объединения, которые обеспечивают необходимые для выживания поведенческие рефлексы. Так, вылупление птенцов из яйца обеспечивается возникновением двигательных рефлексов и ударами клюва по скорлупе. У грачонка отсутствуют многие безусловные рефлексы, проявляющиеся во взрослом состоянии, но отлично развит рефлекс открывания рта в ответ на сотрясание гнезда и звук «крра» - раздражители, свидетельствующие о доставке пищи родителями. Следовательно, у грачонка раньше других созревает система, состоящая из слуховых и тактильных рецепторов и нейронов, расположенных в разных отделах мозга и мышц. Она обеспечивает восприятие сигналов о доставке пищи и действие по ее захвату и поеданию. Этот факт является примером наблюдений, которые привели академика П. А. Анохина к заключению о наличии системогенеза в онтогенетическом развитии. Он на основе многочисленных исследований разработал учение о функциональных системах организма как механизмах физиологических регуляций гомеостаза и поведенческих реакций.

     Примерами поведенческих рефлексов у новорожденных  детей могут быть рефлексы, направленные на добывание пищи: поиск соска, движение головы и губ при прикосновении  к коже щеки, вытягивание губ при прикосновении к ним. Прикосновение или давление на ладони вызывает хватательный рефлекс.

     Своеобразным  отголоском эволюционного наследия является рефлекс Бабинского, набдюдающийся у детей до 2-2,5-летнего возраста – разгибание большого пальца стопы с некоторым сгибанием или веерообразным расхождением остальных пальцев в ответ на штриховое раздражение кожи наружного края подошвы.

     Многие  из поведенческих рефлексов, имеющиеся  у новорожденных, с возрастом  перестают проявляться. Это в значительной мере вызвано тем, что созревающие более поздно высшие отделы головного мозга подчиняют себе и оказывают тормозное влияние на низшие отделы ствола и спинного мозга. Так по мере созревания пирамидного тракта и установления синаптических связей его волокон с мотонейронами спинного мозга исчезает рефлекс Бабинского.

     Примером  важных поведенческих рефлексов  человека, сохраняющихся всю жизнь, является ориентировочный рефлекс. Он возникает в ответ на новые  или неожиданные раздражения  и проявляется настораживанием, поворотом головы и глаз в сторону раздражителя. При этом происходит активация внимания, избирательное повышение чувствительности к раздражителям действующей модальности. Важными поведенческими рефлексами являются оборонительные реакции на болевые раздражения и некоторые специфические зрительные и звуковые раздражители.

     Таким образом, безусловные рефлексы –  наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему  виду. Безусловные рефлексы выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза.

 

     Инстинкт  как врожденная поведенческая  реакция 

     Инстинктами называются врожденные акты поведения, возникающие в связи со сложными (комплексными) раздражениями, исходящими как из внешней, так и из внутренней среды. Они состоят из последовательного ряда взаимосвязанных действий и осуществляются как цепные безусловные рефлексы, в которых эффекторная часть одного рефлекса служит пусковым механизмом для включения в действие следующего в данной цепи рефлексов.

     Например, при кладке яиц самка насекомого (наездника) сперва с помощью обоняния отыскивает под корой дерева личинку другого насекомого, затем прокалывает кору дерева, после чего откладывает в найденную личинку свое яичко.

     Инстинкты животных многообразны. Они всегда связаны с важными биологическими потребностями животного. Примерами их являются: половой инстинкт (например, токование у птиц, бои за самку), заботы о потомстве (выкармливание личинок у муравьев, постройка гнезд, высиживание яиц и кормление птенцов у птиц), стадные инстинкты, побуждающие животных объединяться в стаи, стада, и т. д.

     Так, муравьиный лев вырывает в земле  геометрически правильные воронки  с таким углом стенок, что попавшее на край воронки насекомое неминуемо  должно скатиться к ее центру, где  уже ждет добычу личинка муравьиного льва.

      Для инстинктов характерны следующие  их основные особенности:

     а) целостность действия. В отличие от простых рефлексов, как однократных кратковременных движений отдельных частей организма (сокращение или расширение зрачка глаз, отдергивание лапы и т. п.), инстинкты являются сложными и длительными целенаправленными действиями, имеющими для животного исключительно важное биологическое значение (рытье норы, постройка гнезда, выслеживание и поимка добычи, собирание впрок пищи и т. п.);

     б) врожденность. Инстинкты являются поведением, унаследованным животным или человеком во всей его сложности и определенности вместе с нервной системой. Инстинктам не предшествует никакой предварительный опыт. Совершая инстинктивное действие, животное или человек уже обладает готовым умением действовать в тех или других обстоятельствах без всякого предварительного обучения;

     в) бессознательность. Инстинктивные действия, кажущиеся по своему содержанию и форме как бы сознательными (осознанно целенаправленными), совершаемыми будто на основании знания закономерных отношений между вещами, их причин и следствий, в действительности полностью бессознательны. Так, птица будет высиживать яйца других птиц, и подложенные в ее гнездо искусственные яйца (из дерева, гипса), и даже любые предметы, в том или другом отношении похожие на яйца, хотя ее действия в этом случае будут совершенно бессмысленными;

     г) шаблонность. У всех представителей данного вида или рода животных инстинкты совершаются в принципе одинаково, по одной и той же схеме, в одной и той же последовательности своих звеньев, одинаково, как данным животным при повторном выполнении, так и всеми животными данного вида в сходных условиях. Животные выполняют комплекс инстинктивных действий в определенной последовательности, причем выполнение одной части комплекса (оса сфекс вырыла в земле гнездо для будущего потомства) немедленно сопровождается началом выполнения следующей части комплекса (отыскание и заготовка пищи для будущей личинки и т. д.). Нарушение уже выполненной части комплекса (например, удаление из гнезда снесенного осой яичка) не влечет за собой приостановку выполнения следующей части комплекса (оса будет продолжать замуровывать вход в гнездо);

     д) изменчивость операций. Для инстинктов характерно отсутствие стандартного однообразия операций, которое обычно для простых безусловных рефлексов. В инстинктах постоянно повторяется общая схема действия, выполняемые же при этом операции в своих деталях очень изменчивы. Так, пчелы при постройке сот могут применять различные движения: их детальный характер и количество зависят от того, в каком положении находится при этом пчела.

     Инстинкты играют значительно большую роль в развитии и совершенствовании поведения и психики животных, чем простые рефлексы:

     1. Инстинктивные действия предполагают наличие у животного сложной нервной системы. Необходимым условием для инстинктов является развитие таких механизмов нервной системы, которые обеспечивают сложную координацию составляющих инстинктивное действие движений. По своим физиологическим механизмам инстинкты являются сложными безусловными рефлексами (И. П. Павлов).

     2. На стадии инстинктивного поведения  у животных наблюдается значительное  развитие и усложнение рецепторных  процессов, также иная, более сложная  роль их в поведении животного. Например, развиваются такие органы зрения, на сетчатке которых окружающая действительность отражается уже не в виде каких-то бесформенных переходов света и тени, а предметно. Благодаря более совершенному развитию рецепторов животное получает возможность лучше анализировать имеющие для него биологическое значение внешние раздражения.

     3. Совершенствуются центральные отделы  нервной системы, позволяющие  образовывать связи между различными  анализаторами. Животное корректирует  свое поведение возбуждениями, исходящими из различных рецепторов: оно может совершать движения с учетом раздражений, идущих не от одного, а сразу от многих рецепторов, например от зрительного и обонятельного одновременно; оно может в связи с этим пользоваться в инстинктивных действиях различными предметами. На стадии простых рефлекторных актов этого еще нет. Там было просто однозначное ответное движение. Инстинкты же представляют собой сложные действия животного (рытье норы, устройство гнезда, отыскивание пищи, погоня за другими животными и т. д.).

     4. Способность отражения делается  качественно иной по сравнению  со стадией простых рефлексов:  появляется предметное образное  отражение действительности в  виде уже не изолированных  ощущений, а целостных восприятий  различных явлений действительности. При совершении инстинктивных действий животное воспринимает предметы и в соответствии с особенностями и характером этих предметов изменяет свои операции. Например, оса сфекс совершенно иначе действует при проколе первого и последнего ганглиев найденной ею гусеницы: при первом нападении ее движения быстры и порывисты, она вынуждена уклоняться от сильных ударов извивающегося тела гусеницы, проколы последних ганглиев, когда гусеница в значительной своей части уже парализована, оса делает спокойно и медленно.

     5. На стадии инстинктов возникают  органически с ними связанные  эмоции. Для многих инстинктов  характерно наличие внутренних  раздражений, обусловленных деятельностью  желез внутренней секреции, например  при половом инстинкте. Одно  только внешнее раздражение при отсутствии внутренних механизмов, побуждающих животное к совершению данного действия, не способно вызвать этот инстинкт: при удалении половых желез оса не будет строить гнездо, запасать пищу для будущей личинки и т. д., какие бы внешние раздражения на нее не действовали. В связи с этим возникает и получает дальнейшее развитие такая форма психики, как эмоциональные процессы.

     Для формирования и осуществления поведенческих  безусловных рефлексов и инстинктов необходимо участие лимбических  структур мозга, гипоталамуса, таламуса и всех нижележащих отделов ЦНС. На протекание этих реакций влияет кора мозга (неокортекс), затормаживая, усиливая или модифицируя проявление инстинктов.

 

  

     Классификация инстинктов и безусловных  рефлексов 

     
  1. Витальные (жизненные): пищевой, питьевой, оборонительный, регуляции сна – бодрствования, экономии сил. Неудовлетворение этих инстинктов ведет к гибели организма.
  2. Зоосоциальные (ролевые) возникают только при взаимодействии с другими особями своего вида. К ним относятся половой, родительский, территориальный и иерархический инстинкты, рефлекс эмоционального резонанса (сопереживания).
  3. Саморазвития (удовлетворение идеальных потребностей) – эти инстинкты и рефлексы обращены в будущее, не являются абсолютно необходимыми для выживания. Сюда относят исследовательский, имитационный и игровой инстинкты, а также рефлекс преодоления (сопротивления, свободы). Исследовательский инстинкт формирует постоянный сенсорный и информационный голод, который ведет к поиску информации, а это также важный фактор развития.

     Эти генетически обусловленные факторы способствуют самосохранению индивидуума и сохранению вида. У человека на их основе формируются мотивации, побуждающие к действиям по удовлетворению материальных, эмоциональных и информационных потребностей.

 

     

      Список  использованной литературы 

  1. Аблековская О. Н. Краткий курс физиологии сенсорных систем. – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2007. -83 с.
  2. Основы сенсорной физиологии: Пер. с англ./ Под ред. Р. Шмидта. – М.: Мир, 1984., ил.
  3. Физиология / Под ред. С.А. Георгиевой. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1986. – 400 с., ил.
  4. Физиологические основы поведения человека [Текст]: учеб.-метод. комплекс /Авт.-сост. М.Н. Мисюк; Минский ин-т управления. – Мн.: Изд-во МИУ,2006. – 344 с.
  5. Физиология человека: учеб. пособие / А. А. Семенович [и др.]; под ред. А. А. Семеновича. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2009. – 544 с.

Информация о работе Общее понятие и значение сенсорных систем