Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:13, реферат
Известно, что XX век называют веком научно-технической революции. Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.
Представление деятельности как сложно-динамической системы необходимо приводит к тому, что в процессе проектирования деятельности разработчик системы пользуется совокупностью моделей. Естественно возникает вопрос о необходимом числе моделей, составляющих совокупность. Это число должно определяться как топологической (топология – свойства, не изменяющиеся при любых деформациях) характеристикой деятельности, образуемой последовательностью смены режимов функционирования, так и метрической и ценностной характеристиками. Метрическая характеристика – это характеристика, определяющая общую продолжительность каждого режима деятельности, а ценностная – это характеристика, определяющая весовой вклад в суммарный, полезный эффект деятельности.
Таким образом, “принцип узких
мест”, разработанный И. А. Полетаевым
применительно к моделированию
биологических явлений, правомерно
использовать и при проектировании
эргатических систем. Смысл этого
принципа в нашем случае заключается
в выделении режимов, лимитирующих
суммарную эффективность
Отметим еще несколько общих положений, касающихся метода моделирования деятельности и существенных для понимания исследуемого материала:
- при моделировании
- представление об одном
и том же объекте
- при решении задач
моделирования необходимо
Таким образом, при анализе деятельности операторов в процессе проектирования должны решаться следующие задачи:
1) определение особенностей деятельности операторов, которое заключается в выяснении психологического содержания и структуры операторской деятельности;
2) классификация видов
операторской деятельности, выделение
типовых режимов
3) создание формализованных
схем для различных видов
Организация взаимодействия человека с ЭВМ
Интенсивное развитие вычислительной
техники и ее широкое использование
в АСУ различных уровней и
назначения обусловливают актуальность
исследований и разработок, связанных
с проблемой организации
С психологической точки
зрения автоматизированная система
управления есть деятельность людей, опосредованная
ЭВМ, т. е. деятельность по преобразованию
информации с использованием машин.
В зависимости от типа системы
управления, в которую включен
человек, ее назначения и от используемой
техники можно выделить различные
формы взаимодействия в системе
“человек – ЭВМ”. В одних случаях
человек принимает решение и
выполняет управляющие
Таким образом, в системах
управления с ЭВМ человек выполняет
самые разнообразные функции, начиная
с технического обслуживания аппаратуры
и кончая принятием ответственных
решений на высших уровнях управления.
Следовательно, инженерно-психологический
анализ АСУ связывается с решением
комплекса весьма сложных задач.
Понятно, что при этом задачи инженерной
психологии не должны ограничиваться
проектированием и оценкой
Инженерно-психологический анализ должен включать и задачи распределения функций между человеком и ЭВМ, и оптимизацию взаимодействия в целом. В настоящее время уже можно указать исходные пункты решений названных задач. Такими исходными пунктами исследований организации взаимодействия могут служить, с одной стороны, теория решения задач человеком в режиме диалога с ЭВМ, а с другой – количественное исследование и формализация факторов эффективного взаимодействия человека с ЭВМ.
Проблема организации взаимодействия – комплексная проблема, требующая для своего решения использования во взаимосвязи методов и результатов, заимствованных из самых различных областей математики, техники, психологии. В инженерно-психологической литературе намечаются три пути улучшения взаимодействия. Первый путь связывается с дальнейшим совершенствованием средств отображения информации, созданием принципиально новых средств, развитием математического обеспечения, теории и техники проектирования систем.
Второй путь – это развитие
специальных психологических
И, наконец, третий путь –
раскрытие закономерностей
Комплексный подход к проблеме
взаимодействия человека с ЭВМ необходим
и в связи с осознанием того
факта, что эффект взаимодействия проявляется
прежде всего в создании новой
системы, обладающей такими признаками,
которые отсутствуют у
Как указывалось, в инженерной психологии сформулирован принцип преимущественных возможностей. Согласно этому принципу, рациональное распределение функций между человеком и ЭВМ должно осуществляться так, чтобы человеку поручались те функции, которые позволяют ему наиболее эффективно реализовать свои возможности, а машине – те, которые требуют выполнения стереотипных операций, высокого быстродействия и точности. Другими словами, возникает необходимость сравнения человека и ЭВМ в отношении возможностей приема, хранения и переработки информации. Анализ позитивных и негативных сторон человека и ЭВМ привел некоторых исследователей к выводу, что машина будущего должна основываться на тех же принципах обработки информации, какими пользуется человек.
В то же время следует иметь в виду, что, если в математико-логическом аспекте ЭВМ можно передать любую трудовую функцию, для которой составлена программа ее выполнения, то с психологической точки зрения (в отличие от этого) ЭВМ могут быть переданы только те функции, которые формализованы и психологически характеризуются тем, что они фиксированы и однозначно определены. Требуется еще значительная работа по определению критериев “психологической целесообразности” передачи ЭВМ той или иной трудовой функции человека. Интересные приложения для решения задачи распределения функций могут возникнуть в связи с идеей создания так называемых “сбалансированных” систем “человек – ЭВМ”, т. е. систем, где оба партнера являются активными.
Решение задачи распределения
функций тесно связано с
При включении ЭВМ в
контур системы управления требуется
обращать особо пристальное внимание
на алгоритмические аспекты. Поскольку
сама сущность взаимодействия состоит
в кооперативном объединении
усилий человека и вычислительного
средства, распределение функций
между партнерами системы “человек
– ЭВМ” требует выделения в
алгоритмической структуре
Понятно, что, если преобладает
такая форма взаимодействия, где
максимум инициативы в процессе общения
приходится на долю ЭВМ, алгоритм должен
иметь более жесткий
Процесс решения практически любой задачи при наличии ЭВМ следует рассматривать, по-видимому, как процесс общения человека с ЭВМ в режиме диалога. Организация эффективной процедуры диалога человека с ЭВМ ставит перед инженерной психологией значительное число вопросов, требующих тщательного исследования.
Инженерно-психологические вопросы организации диалога “человек – ЭВМ”
До настоящего времени
еще нет достаточно полной ясности
в вопросе о том, какой вид
общения может быть назван диалогом
и как выявить его наиболее
существенные параметры. Правда, следует
сказать, что наблюдавшиеся в
течение значительного времени
недостаток систематизированных
Понятие диалога человека
с ЭВМ можно ограничить таким
взаимодействием, которое носит
характер перемежающегося обмена запросно-ответными
репликами с интервалами между
ними, не превышающими субъективно
ожидаемого, при непременном условии
неполноты имеющейся в
К настоящему времени выполнены
некоторые инженерно-